Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

На занятиях по программе «Природа и художник»  мир прир

Выявление первоначального  уровня и динамика эмоционально-эстетического  развития детей

осуществлялось  поэтапно и проходило следующим  образом.

1. Подбор диагностического  инструментария для определения  уровня эмоционально-

эстетического развития старших дошкольников.

2. Изучение первоначального   уровня эмоционально-эстетического  развития детей.

3. Определение  педагогических условий развития  эмоциональной сферы детей средствами 

природы.

4. Разработка  и применение на практике педагогической  технологии эмоционально-

эстетического развития дошкольников средствами природы.

5. Выявление  динамики эмоционально-эстетического развития детей.

6. Расширение  опытной работы, подбор дополнительного  материала для работы с детьми  по 

внедрению педагогической технологии эмоционально-эстетического  развития старших дошкольников

в условиях детских  садов.

Опытно-исследовательская  работа включала традиционно три  этапа: констатирующий,

формирующий и  контрольный. В задачи первого из них входило определение исходного  уровня

эмоционально-эстетического  развития старших дошкольников. В  ходе формирующего этапа опытно-исследовательской работы реализовалась специально

организованная  педагогическая работа по эмоционально-эстетическому  развитию старших 

дошкольников  средствами природы.

На контрольном  этапе выявлялась динамика эмоционально-эстетического  развития после

проведенной с  детьми опытно-исследовательской работы. Опытная работа проводилась в 

Нижневартовской школе-детском саду № 77, в группах  старшего дошкольного возраста. В  общей 

сложности исследованием  было охвачено более 50 детей старшего дошкольного возраста. В описании

уровней и динамики развития эмоционально-эстетической сферы  были использованы данные лишь 20

детей, для облегчения описания и анализа результатов.

Для определения  уровня эмоционально-эстетического  развития детей были использованы

адаптированные нами диагностика, разработанная А.Ф. Яфальян [1].

В ходе исследования были выделены три критерия эмоционально-эстетического  развития детей.

1. Соматическое  выражение эмоций, в котором определялась  адекватность восприятия детьми 

эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях.

2. Вербальное  выражение эмоций, в котором проверялась  адекватность передачи 

эмоционального  состояния в речи. 

3. Визуально-графическое  выражение эмоций, которое состояло  из визуального восприятия 

эмоционального состояния и графического выражения экспрессии чувств и эмоций.

Что касается определения  уровней эстетической составляющей эмоционально-эстетического 

развития детей, нами было использовано обоснование  А.Ф. Яфальян градаций уровней эстетического 

отношения детей к человеку, которое соответствует развитию эстетических чувств и эмоций:

· неэстетический (низкий) уровень;

· предэстетический (средний) уровень;

· эстетический (высокий) уровень.

Все три уровня рассматривались с позиции эмоциональной  и эстетической выразительности. На

наш взгляд, дети, которые способны быть выразительными соматически, умеют выразить словесно

экспрессию  чувства и определить визуально, а затем выразить это в рисунке, достигают той степени 

эмоционального  и эстетического развития, которая является необходимой для целостного

полноценного  развития ребенка.

Показатели, которые  характеризуют каждый критерий, а  также баллы, которые соответствуют 

уровням: 1 –  низкий (неэстетический), 2 – средний (предэстьетический), 3 – высокий (эстетический),

отражены в  табл. 1.

Диагностика эмоционально-эстетического  развития детей старшего дошкольного  возраста

проходила в  естественных условиях, часть диагностических  заданий проверялась в индивидуальной

работе с  каждым ребенком, графическое же изображение эмоций и задания под музыку проводились в

группе со всеми  детьми.

Целью диагностики  являлось выявление уровня эмоционально-эстетического  развития старших 

дошкольников  до проведения специальной работы по данному направлению.  Для этого  использовали

адаптированные  нами диагностические задания эмоционального развития Г.А. Урунтаевой,  Ю.А.

Афонькиной [3], а также задания по эстетическому  самовыражению А.Ф. Яфальян.

Таблица 1.

Критерии и  показатели

эмоционально-эстетического  развития детей

Критерии Уровни Баллы

Не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, резкие или 

вялые.  1

Не всегда адекватно  передает эмоции в мимике и жестах, движения

осмысленны, однако не всегда выразительны. 2

Соматическое 

выражение

эмоций

Мимика и  жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции,

движения пластичные, музыкальные.  3Не может  передать выразительно в речи эмоциональное  состояние, не может 

подобрать прилагательное для передачи характера произведения.  1

Может адекватно  передать в речи эмоциональное состояние при помощи

педагога, подбирает  1- 2 слова для передачи эмоциональных  состояний.  2

Вербальное 

выражение

эмоций

Речь интонационно выразительна,  подбирает 3 и более  прилагательных,

соответствующих эмоциональному состоянию. 3

Не  может в изображении определить характер эмоции, графические не

выражает эмоциональные  состояния. 1

Адекватно определяет 2 -3 изображения эмоциональных состояний,

графических выражает эмоциональные состояния. 2

Визуально-

графическое

выражение

эмоций

Адекватно определяет все предложенные изображения, графически

выразительно  изображает эмоциональные состояния. 3

  

Критерий 1. Соматическое выражение эмоций

Задание 1. Адекватная интерпретация эмоциональных состояний  людей. Каждому ребенку 

предлагалось  продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного

мальчика (девочку).

Задание 2. Детям  предлагалось передать в движении под  музыку эмоциональные состояния:

веселое и грустное.

Критерий 2. Вербальное выражение эмоций

Задание 3. Интонационное выражение эмоций. Каждому ребенку предлагалось произнести одну

и туже фразу  радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Задание 4. Детям  предлагалось выразить прилагательными  эмоциональные состояния двух

контрастных музыкальных  произведений.

Критерий 3. Визуально-графическое  выражение эмоций

Задание 5. Восприятие эмоционального состояния. Детям предлагались карточки с графическим 

изображением  радости, горя, страха, гнева, удивления. При этом задавался вопрос: «Какое это лицо?».

Задание 6.  Детям предлагалось изобразить напуганного щенка, веселого котенка и грозного

льва. При этом дети были предупреждены, что нарисованные животные могут быть не очень 

похожими на реальных, но должны быть очень выразительными.

Результаты  показали, что дети в целом с интересом участвовали в выполнении заданий, однако

уровень их эмоционального и эстетического развития достаточно неоднороден и зачастую

непредсказуем. Дети произвольно выполняли движения под музыку, не задумываясь над  передачей 

его характера. Характеристика музыки заключалось в однообразии слов: радостная, веселая; грустная,

печальная. Лишь дети с высоким уровнем находили более выразительные слова: задорная, искристая;

задумчивая, как  будто плачет.

Анализируя  результаты диагностики, следует отметить, что в исследуемой группе 15% детей с

высоким уровнем  эмоционально-эстетического развития. Эти дети находятся в позиции  активного 

участия, то есть вступают в контакт, поскольку происходящее вызывает не только интерес, но и 

эмоционально  адекватные реакции на происходящее.

Больше всего  детей со средним уровнем эмоционально-эстетического  развития  – 60%.  У этих

детей наблюдается  желание участвовать в деятельности, они вступают в контакт в зависимости  от

обстоятельств.

Дети с низким уровнем эмоционально-эстетического развития составляют 25%. Для таких детей

характерна  закрытая позиция, иногда отчуждение или  безразличие по отношению к происходящему.

Они не любят  общаться со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве.  На предложенные

задания стояли в стороне и наблюдали за происходящим, если  начинали выполнять движения под

музыку, то делали это очень хаотично, не слушая музыку. Их рисунки были невыразительны и  не

передавали  эмоциональное состояние животных.

Уровни эмоционально-эстетического развития детей определялись при  помощи суммарного

балла и затем  определялось количество детей в  группе с низким, средним и высоким  уровнями в 

процентном  отношении.В результате обработки  материалов и уточнения впечатлений  о детях, с учетом анализа их

эмоционально-эстетического  отношения в игровых условиях и условиях общения со сверстниками и 

взрослыми были определены суммарные данные в количественном и процентном соотношении 

уровней эмоционально-эстетического  развития детей опытной группы (табл. 2).

Таблица 2.

Суммарное определение  уровней эмоционально-эстетического  развития детей в группе

Уровни Количество детей  – %

Низкий 5  – 25%

Средний 12 – 60%

Высокий 3  – 15%

Результаты  начального этапа опытно-исследовательской  работы показали, что эмоциональное 

развитие у  старших дошкольников в целом  находится на недостаточно высоком  уровне. Это 

позволило сделать  вывод, что необходимо проводить  специально организованную педагогическую

работу.  Для  этого необходимо определить педагогические условия, разработать систему 

педагогических  методов и приёмов по развитию эмоционально-эстетической сферы детей.

Потребность в  такой работе представлялась очевидной  и в ходе наблюдения за детьми в  их

общении со сверстниками и взрослыми. Дети плохо представляют то, как надо управлять своими

эмоциями и  как эмоционально выражать свое отношение  к происходящим событиям и людям.

Создавая комфортные условия, учитывая специальные педагогические условия и разработав

специальную программу  по эмоционально-эстетическому развитию детей можно достичь 

определенных  результатов в эстетическом развитии детей.

На заключительном этапе опытно-исследовательской работы было проведено повторное

диагностирование, целью которого ставилось изучение динамики эмоционально-эстетического 

развития старших  дошкольников.

Показатели  и критерии эмоционально-эстетического  развития старших дошкольников остались

прежними, диагностические  задания по трудности и содержанию соответствовали контрольному

этапу исследования, но использовался другой материал.

Были созданы  схожие условия с первоначальным этапом исследования  при итоговом

диагностировании. Учитывалось и то, что проведенная целенаправленная работа позволила детям

контролировать  свои эмоции и быть более внимательными  при анализе картинок, при передаче

эмоциональных состояний под музыку, при изображении  динамики, движений и эмоций на рисунках.

При анализе  качества исполнения движений под музыку было выявлено, что дети используют

более разнообразные  и разнохарактерные движения, они  двигались более музыкально и  пластично во

время звучания музыки, внимательно слушали музыкальные  фразы и передавали их в мимике и

движениях.

Таким образом, при повторном диагностировании в конце года дети показали иные результаты

не только по качеству, но и в количественном выражении.

Проведенный сравнительный  анализ показал, что уровень эмоционально-эстетического развития

старших дошкольников на заключительном этапе опытно-исследовательской  работы значительно 

отличается  от первоначального (табл. 3).

Таблица 3.

Сравнение уровней  эмоционально-эстетического 

развития детей 

Уровни  Количество детей – %

На начальном этапе На  заключительном этапе

Низкий  5 –25 % –

Средний  12 – 60 % 10 – 50 %

Высокий  3 – 15 % 10 – 50 %

Как видно из таблиц, работа с учетом педагогических условий и по специально подобранным 

методам и приемам  эмоционально-эстетического развития старших дошкольников позволила

повысить уровень  соматической, вербальной, визуально-графической  выразительности детей. Почти у 

всех детей  результаты стали выше. Только у  троих детей остались результаты на прежнем уровне, так 

как эти дети на время проведения опытно-исследовательской работы  часто  болели. Если же говорить в целом о группе, то стоит отметить, что детей с низким уровнем

эмоционального  развития на заключительном этапе не оказалось. Дети, имевшие низкий уровень 

сначала неохотно включались в деятельность, наблюдали со стороны. Но спустя некоторое временя,

они стали проявлять  активность, играть вместе с другими  детьми, принимать активное участие  в 

ролевой гимнастике, выполняя ведущие роли. Их движения стали более выразительными и 

музыкальными

Уменьшилось количество детей со средним уровнем эмоционального развития (50 %). 

Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста