Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия………...6
1.1.Характеристика общей системы взаимодействия школе…………………..6
1.2.Внешний вид и имидж педагога……………………………………………13
Глава 2.Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа…………………………………………………….22
2.1.Изучение внешнего вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия………………………………………………………………….22
2.2.Методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия…………....26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………
В педагогическом плане «взаимодействие» определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, с ним связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса [28;38].
Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса [5;76].
Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями [7; 16].
Содержание учебной
Этот процесс сегодня
рассматривает учащегося как
субъекта изменений, соучастника педагогического
процесса, как творческую личность,
а не как объекта внешних
Рассматривая образование как процесс приобщения к социокультурной деятельности, овладение её содержанием и способами, педагоги всё более склонны к рассмотрению педагогического процесса как совместной продуктивной деятельности педагога и учащихся. В педагогику введены такие понятия как «педагогическое взаимодействие» и «дидактическое взаимодействие». В этих понятиях основная педагогическая идея заключается в том, что процесс воспитания и обучения не является механической суммой воздействия воспитания на активность воспитуемого. Педагогическое взаимодействие включает в себя правильное соотношение как педагогического влияния, так и его активного восприятия, собственную активность воспитуемого, проявляющихся в ответных влияниях на самого себя и педагога. Характер проявления активности учителя и ученика в учебной и во внеучебной деятельности может быть разным и отсюда могут наблюдаться различные варианты взаимодействия [11;60].
От каких же условий зависит проявление активности учителем и учащегося в процессе учебной и внеучебной деятельности? В рамках проблемы педагогического взаимодействия остро встаёт вопрос о том, чему принадлежит ведущая роль во взаимодействии: внешним стимулам или внутренним условиям. Отмечается три различные позиции по этому вопросу. Первая позиция, когда во взаимодействии отводят ведущую роль внешним воздействиям, вторая- когда подчеркивается и уравновешивается значение как внешних, так и внутренних условий, третья- когда утверждается во взаимодействии активность развивающейся личности [11;61].
В педагогике разработаны подходы к проектированию педагогического взаимодействия с ориентацией учащихся на ценностные личностные установки, коммуникацию творческого характера, методику включения школьников в ситуации совместной деятельности, где проектируется совместный поиск решения творческих задач, самоотчёт в группе о личностном вкладе в общие достижения, общение на основе поиска личностного смысла деятельности в различных учебно-воспитательных ситуациях [11;61].
Обобщая различные подходы
к исследованиям
Для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия, способствующие:
- активному включению всех участников образовательных процессов в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;
- исследовательской позиции всех субъектов образования;
- объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;
- партнёрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста [16;22].
Последователей различных школ и направлений объединяет позитивное видение ученика, стремление к взаимодействию, направленному на сотрудничество, на благожелательную поддержку развития внутренних сил ребёнка и предоставления ему возможностей выбора и принятия ответственности за свои действия [20;73].
За последние годы резко возрос интерес педагогов к категории взаимодействия. Наиболее активно эта категория исследуется в связи с задачей анализа структуры воспитательных взаимодействий. Процесс же усвоения знаний предстаёт всё ещё в системе взаимодействия субъекта с объектом и не раскрывается как процесс межличностного взаимодействия. Рассмотреть учение как взаимосвязанную деятельность ученика с учителем и другими учениками, в ходе которой строятся и изменяются формы сотрудничества и общения. Взаимодействие ведущего типа предполагает наиболее высокий уровень активности личности как учителя, так и ученика, богатства и разнообразие их взаимосвязей, отношений, порождаемых процессом достижения целей совместной учебной деятельности. Среди других типов взаимодействия оно должно занимать особое место [20;74].
Процесс организации взаимодействия
часто носит внутренне
Таким образом, в данной главе нами была дана характеристика взаимодействия, были даны основные аспекты системы взаимодействия, рассмотрено влияние учителя на ученика в школьной системе взаимодействия.
1.2.Внешний вид и имидж педагога
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты [1;86].
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку [1;86].
Внешний вид преподавателя,
безусловно, может создать рабочее
или нерабочее настроение на
уроке, способствовать или
Профессиональная
деятельность, по мнению Л.М. Митиной,
раскрывается через
Эмоционально богатый
учитель, владеющий приемами
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом [17;64].
Таким образом, имидж
учителя содержит следующие
Становление профессионализма учителя– процесс длительный, требующий постоянного повышения его компетентности. На протяжении всей своей карьеры учителю приходится учиться, совершенствовать методическую базу, решая образовательные задачи, связанные с развитием личности учащихся средствами своего предмета [26;58].
В связи с этим в педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. По мнению А.А. Калюжного, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми[14;99].
Можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса [15;34].
Наиболее значимыми составляющими имиджа учителя являются: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, соответствие образа профессии внутреннему «я» [15;34].
Каждый человек
имеет свой статусный образ.
Иначе его можно назвать
Несоответствие
статусу – это вызов обществу,
это противопоставление себя
социуму, что деструктивно для
психики человека, который социален
по своей природе.
В обыденном
понимании слово «имидж»
«Существует
ли специфический имидж
«Педагогический
словарь» дает нам определение
имиджа преподавателя как «
В современном,
потерявшем многие былые
Ответ на
этот вопрос во многом связан
с индивидуальными имиджами
Отношение
к имиджу у самих педагогов
разное. Отрицательно относятся
к нему те представители
Однако сторонники
такой позиции забывают о том,
что одним из результатов
Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает [27;39].
Современными
отечественными
Информация о работе Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия