Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сущность, закономерности и особенности развития одаренных детей в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ 6
1.1. Понятия «способности», «задатки», «одаренность» 6
1.2. Виды одаренности 8
1.3. Психологические особенности одаренных детей 18
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе 22
2.2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей 24
2.3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми 30
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

Кроме того, часто предлагают сразу несколько разных списков, каждый из которых описывает особенности, склонности и поведение детей с тем или иным видом одаренности. Так, например, в очень известной во всем мире книге Барбары Кларк приводится пять таких списков, характеризующих умственную (интеллектуальную), академическую, творческую, лидерскую одаренность и одаренность вокруг визуального и исполнительского искусства (музыка, живопись, танец, драма).

Но для нашего исследования большее значение имеют описания, относящиеся к общей одаренности, в основе которой лежит умственная деятельность ребенка.

Анализ таких описаний позволяет выделить следующие наиболее общие характеристики:

  1. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в широкой, «ненасытной» любознательности и исследовательском поведении;
  2. Повышенная потребность в умственной нагрузке;
  3. Интерес к универсальному и общему, абстрактным идеям и теориям, не только к прошлому и настоящему, но и к будущему;
  4. Ярко выраженный интерес к каким-то занятиям или сферам деятельности, необычная увлеченность чем-то;
  5. Настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели;
  6. Высокий уровень обобщения и абстрактно-логического мышления;
  7. Способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов решений;
  8. Самостоятельность мышления и способов действия — стремление все делать по-своему.

Выделяя наиболее характерные  «общие особенности» одаренных детей, необходимо всегда помнить еще об одном чрезвычайно для нас  важном факте — широком спектре  индивидуальных различий среди таких детей. Это касается и направленности их интересов, и темпа интеллектуального развития или опережения, наконец, степени развития одаренности и т. д. Спектр же индивидуальных различий у одаренных школьников столь велик, что фактически он перекрывает собою возрастные особенности детей. [17]

В завершении надо сказать, что психологические особенности  одаренных детей являются предметом  больших споров среди психологов. Существуют разнообразные списки одаренности, которые зависят от социокультурной  среды. Что касается общей одаренности, так же имеются индивидуальные различия среди таких детей.

 

Выводы по I главе

Проанализировав понятия  «способности», «задатки» и «одаренность»  мы пришли к выводу, что все ученые-педагоги по-разному трактуют значения этих терминов. Можно лишь выделить общие  их аспекты.

Задатки – это природные  возможности на основе которых развиваются  или не развиваются способности  под воздействием многих факторов. В их качестве может выступать  школа в лице учителей, семья и  многие другие.

Что касается понятия «одаренный   ребенок»,  наиболее   удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: это ребенок,  который  выделяется  яркими,  очевидными,  иногда  выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)  в  том или  ином  виде  деятельности». 

Одаренные дети сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности.

Выделение многих видов одаренности  служит важной цели — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание  и возможности для развития.

Разумеется, различия между  видами одаренности не могут рассматриваться  без учета мотивации, сложившейся  самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.

Виды одаренности могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Так, общая интеллектуальная одаренность, как правило, входит составной частью и в лидерские способности, и в творческие.

Перечисленные виды одаренности  проявляются по-разному и встречают  специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения  ребенка.

 

ГЛАВА II.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. 1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе

 

Выявление одаренных детей  – продолжительный процесс, связанный  с анализом развития конкретного  ребенка. Заметную роль в своевременном обнаружении одаренности ребенка могут сыграть:

- семейные врачи или  педиатры, которые по роду своей  службы имеют возможность наблюдать  за ребенком с самых первых  дней его жизни;

- социальные работники;

- библиотекари, работники  детских учреждений и другие  лица, которые в силу выполнения  своих служебных обязанностей  находится в постоянном контакте  с детьми.

 Определение одаренности  ребенка – сложная задача, при  решении которой необходимо использовать  как результаты психологического  обследования, так и сведения  о школьной и внешкольной деятельности  ребенка.

В нашей работе мы ставим задачу выявления не столько признаков  одаренности, сколько выявления  уровня общего развития школьников. Данные тесты не дают подсчетов коэффициентов  интеллекта, а только знакомят нас  с уровнем умственного развития школьников.

В нашем исследовании приняло  участие два класса – 3 «а» и 4 «а» гимназии №2 «Квантор» города Коломны.

Классам было предложено выполнить  тесты, которые выявляют наиболее важную характеристику умственных способностей - способность к классификации, чтобы объединить вещи в некие единства. Тесты к работе прилагаются.

В 3 «а» классе было предложено задание по нахождению лишнего слова  из группы слов, объединенных общим  смыслом.

После проведения тестирования и интерпретации результатов  мы получили следующие данные: 4 ученика  правильно ответили на максимальное количество вопросов – 11, и 1 ученик правильно  ответил на 5 вопросов. Подробные  результаты тестирования приведены  ниже на гистограмме.

 

            N – количество правильных ответов;

K – число учеников, давших правильные ответы.

Можно сделать вывод, что  данное тестирование помогло нам  ознакомиться с общим уровнем  развития школьников, который является выше среднего.

 В 4 «а» классе был  предложен тест на выявление  антонимов из ряда слов. Результаты  следующие: из 15 учеников 4 правильно  ответили на 8 вопросов, 2 ученика  смогли правильно ответить на  максимальное количество вопросов - 11 и 1 ученик смог дать верные  ответы на 6 вопросов.

Более подробный результат  приведен в гистограмме.

N – количество правильных ответов;

K – число учеников, давших правильные ответы.

Вывод: результаты теста показали нам средний уровень интеллекта школьников.

  1. 2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей

Одаренный ребенок – это  «особенный» ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной  образовательной системы. Для одаренных  детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие  дети зачастую опережают своих сверстников  по уровню интеллектуального и творческого  развития. Поэтому перед школой встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?». [18]

Стремление к творческой деятельности считается отличительной  характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные  идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей  деятельности требованиями, которые  содержит задание, одаренные дети открывают  новые способы решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют  повышенную самостоятельность в  процессе обучения и потому в меньшей  степени, чем их одноклассники, нуждаются  в помощи взрослых. Излишнее вмешательство  учителей и чрезмерная опека родителей  могут оказать негативное влияние  на ход обучения одаренных учащихся и привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Учитывая особенности  одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности  повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся  самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы  они хотели бы изучать ускоренно  и углубленно, планировать процесс  своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей  могут использоваться новые информационные технологии: Интернет, дистанционное  и интерактивное обучение. [17]

Можно выделить три подхода  по выявлению, обучению и поддержке  одаренных детей в зарубежных странах:

  1. Создание специальных государственных программ и образовательных учреждений для одаренных учащихся.

В США накоплен самый богатый  практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих  учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Министерство образования и науки, многие университеты и колледжи, местные органы образования, общественные организации.

В Австрии, во всех округах  страны действуют программы для  одаренных учащихся. В них активно  используются школьные и внешкольные  ресурсы обогащения и ускорения, специализированные классы и школы  и обширная сеть конкурсов и олимпиад. На уровне государственной программы  зафиксирована необходимость в  образовании для одаренных детей  и специальной подготовки для  учителей. [1]

2. Обучение одаренных детей в общеобразовательных школах.

Великобритания отличается тем, что не включает категорию одаренных  в свое школьное законодательство, но интенсивно развивает поддержку  учащихся в рамках обычных классов. В государственном образовании  отсутствуют отдельные школы  или классы для одаренных учащихся. Одним из важных принципов организации  образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа получает финансы, которые  должны быть использованы только на развитие программ для одаренных учащихся. [13]

3. Частные школы для одаренных детей, школы при университетах.

В европейских странах, таких  как Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Франция, а также в  Швеции, Дании, Норвегии, одаренные  учащиеся не упоминаются в законах  о школьном образовании. В этих странах  специальные школы и учебные  программы для одаренных учащихся существуют только как частные образовательные  инициативы или как учебные курсы  в Центрах развития одаренности  при университетах.

К примеру, в Германии разработана  летняя программа «Немецкая школьная академия» для одаренных учащихся, главной целью которой является создание атмосферы наилучшего развития способностей детей и их общения  со сверстниками с таким же высоким  потенциалом и мотивацией.

В странах Юго-восточной  Азии, таких как Китай, Корея, Тайланд  и Сингапур нет специальных школ для одаренных детей. Но в этих странах при каждом университете существует школа, которая позволяет  давать образование повышенного  уровня.  Особую роль в работе с  одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются  кружки, позволяющие развивать различные  типы одаренности.

Среди всех зарубежных стран  наиболее широкий размах работы с  одаренными детьми наблюдается в  США. Можно отметить большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей: «магнитные школы», «классы почета», «неградуированные школы», обучение в группах «смешанных способностей». Особое значение в образовании одаренных детей играют информационные технологии, поскольку с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности.

 В Соединенных Штатах  активно используются различные  стратегии обучения одаренных  детей, на основе которых осуществляется  разработка специальных учебных  программ. К основным стратегиям  можно отнести: ускорение (ранее  поступление в школу, ускорение  в обычном классе, перепрыгивание  через класс, обучение в профильных  классах, обучение в частной  школе); обогащение (более быстрое  продвижение к высшим познавательным  уровням в области избранного  предмета, расширение изучаемой  области знаний за счет получения  дополнительного материала к  традиционным курсам); междисциплинарное  обучение (глобальный характер тем  и проблем для изучения, высокий  уровень насыщенности содержания).

Использование наставнических (менторских) программ является сегодня  одним из наиболее эффективных условий  совершенствования воспитания и  обучения одаренных учащихся в США. Наставник выступает как советник и консультант, является моделью  поведения для ученика, при необходимости  играет роль критика, если это может  облегчить достижение учеником поставленных целей. Менторство дает школьникам не только знания и умения, но и способствует развитию способностей к лидерству, умений социального взаимодействия, помогает устанавливать дружеские  отношения со сверстниками, и благоприятствует творческим достижениям.

Информация о работе Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом