Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа
Актуальность. Решающим условием развития психики ребенка является общественная среда, воспитание и обучение под руководством взрослых. Взрослые создают условия, необходимые для жизни ребенка, передают ему свой жизненный опыт. Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Эта задача стоит перед каждым воспитателем как первостепенная.
Данное положение обусловило выбор темы «Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживания».
Введение………………………………………………………………….….………..3
Глава I. Теоретически- методологические основы изучения развития самостоятельности……………………………………………………...…………...6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых…………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности….....7
1.3. Понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции…...............................8 1.4.Выводы по I главе…………………………………………………...…………...9
Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания………………………………………….………….…..............11
2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни………………………................11
2.2. Особенности развития самостоятельности ребенка раннего детского возраста……………………………………................................................................13
2.3. Формирование навыков самообслуживания в первой младшей группе……………………………………………………………………...................14
2.4.Выводы по II главе…………………………………………………....................14
Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания……….……………..................................16
3.1. Организация эксперимента: краткая характеристика испытуемых, методы исследования…………………………………………………...………………….....16
3.2. Изучение уровня развития самостоятельности испытуемых на констатирующем этапе исследования….17
3.3. Развитие самостоятельности у детей трех лет жизни на формирующем этапе …………………….19
3.4. Итоги заключительного этапа…………………………………….…….……...21
3.5. Выводы по III главе………………………………………………...……….…..23
Заключение……………………..………………………….……………..................24
Список использованной литературы…………………………….……....................24
Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли – важный момент в развитии самопостижения.
Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремиться сделать «сам».
«Кризис трех лет» возникает в результате отдельных достижений в личностном развитии ребенка.
Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком.
Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка.
К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пресекают каждую кажущуюся им активность.
Поэтому основой и необходимым условием для воспитания самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.
1.3. Понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции.
Что же такое самостоятельная деятельность? Все мы по-разному его понимаем.
Наиболее типичные ответы:
- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
- способность рассчитывать только на свои силы;
- независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
- умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
- умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.
Эти определения точно указывают на самостоятельность человека и, зрелость его личности.
Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.
Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот `всеобщий результат` или `всеобщий эффект` - непременное условие становления подлинной самостоятельности.
Говоря о самостоятельности, Анна Александровна Люблинская, подчеркивают важность детской активности: "самостоятельными являются лишь те действия ребенка, в основе которых лежат элементарные формы детской активности, проявляющиеся в поведении ребенка без дополнительных указаний взрослого в привычной для него обстановке, что возможно при условии специального показа, обучения". [22; с.115]
Самостоятельность создает благоприятные условия для получения знаний на все большие области жизни ребенка. Роль взрослого в процессе становления детской самостоятельности, как и его участие в предметных действиях детей должна быть существенной, специально организованной, т.е. являться реализующей спланированной педагогической деятельностью. Самостоятельная деятельность в процессе самообслуживания становится условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческие воображения, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности.
1.4 Выводы по I главе.
Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат.
Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить.
С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление.
В 3года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без нашей оценки.
Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности.
Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шаг на пути к зрелой самостоятельности.
Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение навыков в процессе самообслуживания будет способствовать самостоятельной активности личности.
Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь для того, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.
При формировании навыков самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания
2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни
К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них.
К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.
Кризис трех лет. Его характерные признаки
- возникновение негативизма;
- появление упрямства;
- своеволие как стремление к самостоятельности;
- деспотизм по отношению к окружающим;
- проявление протеста - бунта;
- обесценивание всех и вся от матери до игрушек;
Данные симптомы отражают
В трёхлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым - необходимым моментом её исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений. Что вызывает новые, аффективные формы поведения: преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи.
Познавательный интерес:
1. восприятие;
2 . мышление: наглядно- действенное, наглядно-образное;
3. воображение (имеет создающий характер);
4. память-запоминание
5. общение;
6. особенности Я концепции
– осознание себя как
У детей трех лет гипертрофированная тенденция к самостоятельности. Они еще не могут организовать свои действия в соответствии с заранее намеченной целью.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний.
Это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения.
Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Например; Ребенок учится самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: собирать в коробку свои игрушки или расставлять их по местам. Поливать домашние цветы, кормить рыбок и птичек, мыть руки перед едой, складывать свои вещи в свой шкаф и т. д.
Большое значение придавал самостоятельной работе Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что воспитатель должен не только давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность. Дети третьего года жизни должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». [41]
2.2. Особенности развития самостоятельности ребенка раннего детского возраста
Третий год жизни - период интенсивного развития самостоятельности у ребенка.
Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или лени: ребенок надеется, что все для него должны делать взрослые, родители. Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания. Самые элементарные проявления самостоятельности у детей 2—3 лет тесно связаны с содержанием их деятельности.
Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из жизни. На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми.
Ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.
Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность — важное и сложное качество личности.
В целях успешного
развития самостоятельности
Следует специально создавать условия, чтобы дети могли применять свои знания, проявить самостоятельность, например, одеть куклу для прогулки, завернуть себе рукава перед мытьем рук. Обучать детей самостоятельности можно, показывая им реальные действия.
2.3. Формирование навыков самообслуживания в первой младшей группе
Одна из задач воспитания детей первой младшей группы - формирование у них предпосылок навыков самообслуживания. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга. При формировании навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Так необходимо в шкафах выделять ребенку нижние полки для удобства, сделать на соответствующем уровне крючки для одежды и отдавать предпочтение одежде без мелких застежек и легких в одевании раздевании. Если будут учтены эти условия, то процесс самообслуживания будет протекать более легко, и ребенок все меньше будет просить Вас ему помочь. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения.
Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на заданные вопросы и таким образом передавать несложное содержание, а также самому реализовываться в рисунках, постройках задуманного).
2.4. Выводы по II главе
При формировании навыков самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь терпения.
Маленькие дети очень восприимчивы и готовы впитывать в себя все как «губка», самое главное им в этом помогать и словом и делом.
Важно поддерживать стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, в противном случае оно будет утрачено.
Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми. Необходимым условием развития самостоятельности является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости; упорядоченная деятельность, и своевременная помощь ребенку, станут условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребенок самостоятельно без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из жизни. Обучая детей навыкам самообслуживания, не нужно забывать о таких эффективных приемах как постоянное подбадривание и поощрение. Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка, наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребенка с взрослым.