Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:41, курсовая работа
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Сущность воспитания и ее место в воспитательном процессе……..4
1.1.Понятие воспитания детей……………………………………………………4
1.2.Влияние воспитания на характер и поведение ребенка…………………….9
Раздел 2. Воспитание как процесс……………………………………………...12
2.1. Структура воспитательного процесса……………………………………..12
2.2. Направления воспитания и воспитательной работы……………………...15
2.3. Методика воспитательного воздействия на человека…………………….21
Раздел 3. Особенности воспитательного процесса……………………………29
3.1.Проблемы воспитания трудных детей младшего школьного возраста…..29
3.2.Характеристика проблем воспитания пубертатного периода…………….31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействиия окружающей среды.
Подростковая фаза первичной
социализации - все подростки этого
возраста - школьники, находящиеся на
иждивении родителей или
Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения.
Проекция же семейных
взаимоотношений и установок
служат подростку ориентиром в повседневной
жизни и межличностных
В настоящее время
агрессивное поведение
Различные авторы в своих
исследованиях по-разному
Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.
Заключение
Таким образом, в нашей работе мы рассмотрели сущность, цели и проблемы воспитательного процесса. И в результате можем сделать следующие выводы. Педагогическое общение как коллективная система социально-психологического взаимодействия состоит из следующих составляющих: общение педагога с отдельными учащимися, общение педагога с целым коллективом учащихся, общение педагога через отдельных учащихся с коллективом, общение педагога через коллектив с отдельными учащимися.
Итак, сегодня воспитание понимают как:
-передачу социального опыта и мировой культуры;
-воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
-организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
-воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
-создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.
В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.
Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.
Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.
В воспитании, как многофакторном
процессе, особенно значимы группы
объективных и субъективных условий.
Поскольку вышеозначенный процесс
реализуется в системе
Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.
В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.
Воспитание может быть реализовано на институциональном, социально-психологическом, межличностном и интраперсональном уровнях.