Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:54, реферат

Краткое описание

Сокра́т— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Сократ Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд

Вложенные файлы: 1 файл

Сократ.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Возникновение первых внешкольных  учреждений для детей в России связано c именами С. Т. Шацкого и А. У. 3еленко. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество«Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов — поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С. Т. Шацким, А. У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование.

Мария Монтессо́ри

Мария Монтессо́ри (итал. Maria Montessori; 31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный,философ, гуманистка, католичка.

Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американецДжон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и русский педагог Антон Макаренко[1]. Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.

Мировую известность Мария  Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.

Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.

После того как работа Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке (около 1913 г.), позднее этот интерес остыл.

Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах.

Из Нидерландов, где она  находилась с 1936 года, Монтессори, по приглашению Теософского Общества, отправилась в Индию, где она читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале (англ. Kodaikanal[2]), которая работала во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась до конца своей жизни в Нидерландах, где она умерла в 1952 г. (Ноордвейк-ан-Зе).

 

Курт Левин

Курт Левин – психолог, родился 9 сентября 1890 в Пруссии в  еврейской семье среднего класса. В 15 лет уехал в Берлин, там  же закончил гимназию. В 1909 году начал  обучаться в Берлинском университете на факультете медицины, но перевелся  в Мюнхенский университет на факультет  биологии. Позднее он все же получил  докторскую степень в Берлинском университете. Будучи студентом, он первым заинтересовался гештальтпсихологией. В 1914 году Курт Левин добровольно  ушел в армию, где получил ранение  в бою. После войны в 1921 году он читал лекции по философии и психологии в Берлинском университете. В 1930 году руководство Стэнфордского университета предложило ему работу профессора. В итоге, Левин переехал в США, где работал в университете штата Айова до 1944 года.

В 1945 году Курт Левин организовал  Исследовательский центр групповой  динамики Массачусетсского технологического института, которым руководил до 1947 года. В штате его работников числились: Б.В.Зейгарник (проблема забывания завершенных и незавершенных действий), Г.В.Биренбаум (забывание намерений), Т.Дембо (фрустрация), А.Карстен (психическое пресыщение), Ф.Хоппе (уровень притязаний). Топологическая психология возникла в результате проведенных Левиным исследований. Сутью теории являлось единение личности с ее окружением. Он считал, что поведение объясняется исключительно из тех отношений, которые складываются у личности с ее непосредственной, конкретной средой в данный микроинтервал времени. В своей школе психологии Левин вывел новые понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний. Курт Левин является автором свыше 80 статей и восьми книг по разным темам психологии. Его называют основателем современной социальной психологии. Введенные им новшества в психологию делают его одним из лучших психологов ХХ века. Заслуга Левина - в укреплении представления о мотиве как особой психической реалии Курт Левин ушел из жизни в результате сердечного приступа в 1947 году.

 

 

 

 

Алексей Николаевич Леонтьев

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Ученик Льва Семёновича Выготского, издавал его работы. Был одним из создателей факультета психологии Московского государственного университета.

Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Д. С. Выготским и  А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутренние психические процессы («Развитие памяти», 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в советской и мировой психологии. Содержание этой концепции тесно связано с проведенным Леонтьевым анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека («Проблемы развития психики», 1959). На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Леонтьева стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Леонтьеву, ориентировано на создание целостной системы психологии как «науки о порождении.

 

 

 

Даниил Борисович  Эльконин

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии

Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в  Ленинградском педагогическом институте  им. А. И. Герцена. Работал в этом институте  с 1929 года, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После  разгрома педологии c 1937 года работал  учителем начальных классов в  одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку  для народностей Крайнего Севера. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

В сентябре 1953 года Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 году защитил докторскую диссертацию, а в 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966 году. Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности. Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божовичем, П. Я. Гальпериным.

Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.

Эльконин создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность.

 

 

 

 

 

Василий Васильевич Давыдов

Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) 

— советский педагог и  психолог. Академик и вице-президент  Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973).

Вклад в развитие психологии и педагогики

В результате многолетних  экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д. Б. Элькониным), В. В. Давыдов выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности.

Критика традиционного  обучения

Основные принципы 

  • дедукция на основе содержательных обобщений;
  • содержательный анализ;
  • содержательное абстрагирование;
  • теоретическое содержательное обобщение;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • содержательная рефлексия.

Ход обучения

  • знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;
  • ориентировка в ней;
  • образец преобразования материала;
  • фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;
  • определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;
  • наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.

Основные методические подходы

  • Отрицание концентрического построения учебных программ.
  • Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
  • Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.

Особенностями урока в  данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.

На первом этапе обучения основным является метод учебных  задач, на втором — проблемное обучение.

 

 

 

 

 

Эрик Хомбургер Эриксон

Эрик Эриксон (1902—1994) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, с гражданином Дании. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Теории Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов).

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным  для неё конфликтом, благоприятное  разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

Первый  этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями». Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

 

 

 

 

 

Жан Вильям Фриц Пиаже́

Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget; 19 августа 1896, Невшатель, Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания — генетическую эпистемологию.

Особенности психики  ребёнка 

В начальный период своей  деятельности Пиаже описал особенности  представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал  понятие эгоцентризма, под которым  понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской  логики: синкретизм (связывание всего  со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

В начальный период своей  деятельности Пиаже описал особенности  представлений детей о мире: неразделённость  мира и собственного Я, анимизм, артификализм.

Пиаже выделял следующие  стадии развития интеллекта.

  • Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)
  • Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет)
  • Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)
  • Подпериод конкретных операций (7—11 лет)
  • Формальные операции (11—15 лет)

Язык и мышление

Пиаже полагает, что «язык  не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют  это последнее, уходят своими корнями  в действие и в сенсомоторные  механизмы более глубокие, чем  языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более  необходимым для завершения их обработки  является язык.

Леонид Владимирович Занков

Леонид Владимирович Занков  (10 апреля 1901 — 27 ноября 1977) —советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Информация о работе Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики