Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:54, реферат

Краткое описание

Сокра́т— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Сократ Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд

Вложенные файлы: 1 файл

Сократ.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Л.В. Занков начал свою педагогическую деятельность в 1918 году, поступив на должность учителя сельской школы в тульской области.  В 1925 году Л.В. Занков окончил факультет общественных наук МГУ. С 1929 года ведёт научно-исследовательскую работу в НИИ дефектологии, которая продолжается до 1951 года.  В 1935 году организовал первую в СССР лабораторию специальной психологии.  В 1942 году Л.В. Занков защищает докторскую диссертацию на тему «Психология воспроизведения».  Состоял в Отделении теории и истории педагогики. В 1951 году Л.В. Занкова назначают на пост зам директора по науке НИИ теории и истории педагогики АПН, в котором он работает в этой должности до 1955 года. Затем руководит лабораторией в этом институте до своей смерти в 1977 году.

Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х гг. ХХ столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. Основными принципами её являются следующие: 1.высокий уровень трудности; 2.ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ; 3.продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях; 4.осознание школьниками хода умственных действий; 5.воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы; 6.гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе; 7.развитие каждого учащегося данного класса. В системе Л.В. Занкова урок имеет гибкую структуру. На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду.

 

 

 

Джон Уотсон

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон — родители Джона — жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это.

Джон Уотсон вырос в  Гринвилле (Южная Каролина) и получил диплом магистра в расположенном там же Университете Фурмана. По совету одного из своих преподавателей он поступил затем в Чикагский университет с целью изучать философию под руководством Джона Дьюи. Однако, по его собственным словам, он не понимал, о чём вообще говорит Дьюи и вскоре предпочёл сменить научного руководителя, обратившись к психологу Джеймсу Энджеллу и физиологу Генри Дональдсону. Он собирался работать вместе с Жаком Лёбом над исследованием мозга собак. Совместное влияние этих учёных привело его затем к формированию строгого, объективного подхода к исследованию поведения.

Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском университете в 1903 году («Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы») была первой современной книгой по поведению крыс.

24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста». Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука. Уотсон вообще отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического изучения — предсказать какова будет реакция и определить природу действующего стимула. Возможности для реакции очень обширны. Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций:

  1. видимые (экспрецит) — отпирание двери, игра на скрипке.
  2. скрытые (привычные реакции (имплицит)) — мышление, которое мы считаем внутренним разговором.
  3. видимые наследственные реакции — инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т. д.)
  4. скрытые наследственные реакции — система внутренней секреции (физиология).

 

 

Альберт Бандура

Альберт Бандура – наш  современник. Он родился в декабре 1925 года на севере Канады (в небольшой  деревушке) в большой семье славянского  происхождения.

  После окончания школы  средней школы Альберт Бандура  год проработал на восстановлении  шоссе (в штате Аляска).  После  этого он переехал в место  с более теплым климатом и  поступил в университет, который  успешно окончил в 1949 году и  получил степень бакалавра искусств. После этого Бандура переехал  с Америку, где 1956 году получил  гражданство. В США, в университете  штата Айова изучал клиническую  психологию, в 1951 году получил  степень магистра философии, а  в 1952 – степень доктора философии.  Со следующего года (1953) начал  работать в Стэндфордском   университете.

  В 1973 – 1974 гг. Бандура  занимал президента Американской  психологической ассоциации. В 1980 году Американская психологическая  ассоциация вручила ему награду  за выдающиеся достижения в  психологической науке. 

  Еще во время обучения  в университете Альберт Бандура  познакомился с будущей женой  – Вирджинией Варнс. В счастливом и долгом браке родились две замечательные дочери. Сегодня у А. Бандуры двое внуков – Энди и Тим.

     Альберт Бандура  – автор ряда известных научных  работ, большинство из которых  – в социально – когнитивном  русле. Наиболее известны такие  его работы как «Принципы модификации  поведения» (1969 год), «Агрессия: анализ  с позиции социального научения»  (1973 год),  «Социальная теория научения»  (1971 год – первая часть и  в 1977 году – продолжение),  «Социальные  основы мышления и поведения» (1986 год). Также он входит в редакторские  коллегии нескольких психологических  журналов.

   Научный вклад

В научном мире работы Бандуры  по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор более 6 книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почетных наград

Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению.

 

 

Карл Роджерс.

Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук парк, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста. Роджерс прекрасно учился, делал блестящие успехи и серьезно интересовался наукой. На втором курсе Университета Висконсина он стал готовить себя к духовной карьере, но после путешествия по Китаю и другим странам Азии его фундаменталистские религиозные установки смягчились и представилась возможность обрести самостоятельность. Позже Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии в Нью-Йорке , затем он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. В 1939  Роджерс стал профессором Университета в Огайо, там он сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов, до этого это считалось немыслимым, но Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу и мог проводить свои исследования самостоятельно. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия», которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. До самой своей смерти в 1987 году Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в различных странах.

Фундаментальным компонентом  структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией», ввел понятие «клиент». Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами. Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты.

 

 

 

 

Абрахам Маслоу

Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке и умер 8 июня 1970года в Калифорнии. В 1928 г. Маслоу учится в Висконсинском университете в Мадисоне, где специализируются на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В университете Маслоу становится бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Первая его научная работа была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов. В 1934г. он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста. В 1937г. Маслоу работает в Бруклинском колледже на протяжении 14 лет. В это время он знакомится с известными европейскими психологами, в их числе А.Адлер, К.Хорни, М.Вертгеймер, Р.Бенедикт. Благодаря двум последним, которые стали его учителями и друзьями, возникла идея исследования самоактуальзирующихся личностей. Первые попытки Маслоу заявить о своих идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе. С 1951г. по 1969г. работая первым деканом психологического факультета университета Брандейса, происходит постепенное признание его идей. В 1967г. Маслоу избирается президентом Американской психологической ассоциации.

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и т.д. Маслоу развивает теорию мотивации и разделяет все мотивы на 2 группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Вторая группа мотивов включает в себя активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, с поиском более высокой цели и ее достижением. Широко известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, показывающая, в каком порядке человек удовлетворяет свои потребности.

 

Василий Александрович Сухомлинский

  Родился в семье  деревенского плотника. После окончания  школы крестьянской молодёжи  поступил в Кременчугский медицинский  техникум. В 1939 году с отличием  окончил Полтавский педагогический  институт. Работал учителем украинского  языка и литературы в сельских  школах Онуфриевского района Кировоградской области.

  Участник Великой  Отечественной войны. 

  С 1944 года — заведующий  Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».   

   Педагогическая  деятельность

  Создал оригинальную  педагогическую систему, основывающуюся  на принципах гуманизма, на  признании личности ребёнка высшей  ценностью, на которую должны  быть ориентированы процессы  воспитания и образования, творческая  деятельность сплоченного коллектива  педагогов-единомышленников и учащихся.

  Строил процесс обучения  как радостный труд; большое внимание  он уделял формированию мировоззрения  учащихся; важная роль в обучении  отводилась слову учителя, художественному  стилю изложения, сочинению вместе  с детьми сказок, художественных  произведений.   

  Разработал комплексную  эстетическую программу «воспитания  красотой». Его система противостояла  авторитарному воспитанию и критиковалась  официальными педагогическими кругами  за «абстрактный гуманизм».

  В целостном виде  взгляды Сухомлинского представлены  в «Этюдах о коммунистическом  воспитании» (1967) и других произведениях.

Награды

- Герой Социалистического  Труда (1968).

- Орден Красной Звезды.

 

 

Шалва Александрович Амонашвили

Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 70-80-ые годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым, который оказывал ему постоянную помощь. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребенка,  на самореализацию его личности. Гуманная педагогика – воспитательный процесс, который основан на таких принципах как: уважать в ребенке растущего человека, не стеснять его, а стимулировать в ходе воспитания естественные развитие ребенка.

Основные установки:

  • Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Информация о работе Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики