Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.28 Кб (Скачать файл)

Маскулинность – комплекс физиологических, соматических, психологических и психических признаков, определяющих принадлежность к мужскому полу. (6)

Фемининность – комплекс физиологических, соматических, психологических и психических признаков, определяющих принадлежность к женскому полу. (6)

В более узком и строгом  смысле термин «гендер» означает «социальный пол» - социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. (1) Социальный пол ребёнка складывается в процессе идентификации.

Идентификация – психологический процесс, в ходе которого личность отождествляет и сравнивает себя с другими и других с собой, формирует идентичность. (4) Данный процесс характерен и для формирования гендерной идентичности.

Гендерная идентичность – это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу/гендеру; она не даётся индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации. (1) Половая идентичность – это субъективное переживание половой роли, а половая роль – социальное выражение половой идентичности. (20)

Слова «сексуальность» и  «эротика», особенно в связи с  половым воспитанием, воспринимаются как «клубничка», с большим или меньшим оттенком скандальности. В то время как понятие «сексуальность» связано с проявлением полового инстинкта действия, ощущения и относительно простыми эмоциями и переживаниями (удовольствие – неудовольствие). «Эротика» же определяет сугубо человеческую надстройку сексуальности: высшие и сложные эмоции, переживания представления, воображение фантазии и др. Поэтому скандальность – свойство не самих по себе сексуальности и эротики, а нашего восприятия их. (5)

Таким образом, тема гендерного подхода к воспитанию включает в себя и биолого-медицинские, и социокультурные, и психологические, и педагогические понятия.

 

 

 

 

1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что  именно в период дошкольного детства  у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

Единодушны ученые лишь в  одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального  и эмоционального развития ребёнка  решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют  нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Некоторые исследователи  считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения  играет не идентификация или желание  уподобиться некоему образцу, а  депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на  всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно  ценятся выше женских и давление  на мальчиков в направлении  дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве  мальчики и девочки находятся  под влиянием матерей и вообще  женщин, поэтому с возрастом мальчиков  необходимо переориентировать на  мужские образцы поведения, так  как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Стратегия обучения, формы  и методы работы с детьми, применяемые  в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают  и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или  бабушка, а в детском саду –  женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей  стране и за рубежом, было установлено  следующее.

При обучении детей воспитателю  важно учитывать, что девочки  нуждаются в стимулах, в большей  степени построенных на основе слухового  восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и  для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной  деятельности важно создавать условия  для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для  каждого из них интересно или  эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией  важно помнить о том, что кисть  руки мальчика в своем развитии отстает  от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей  и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции  и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны  к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень  важно, чтобы ими восхищались  в присутствии других детей, родителей  и т.п... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят  дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает  у детей положительный эмоциональный  фон. Воспитатели не всегда правильно  понимают потребность мальчиков  в этих потасовках и резко прерывают  их, лишая детей радости, которую  они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы  сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного  возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и  игровые стили, которые часто  не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям –  женщинам ближе тихие игры девочек  на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные  движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так  как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и  они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень  важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между  ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли  бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Особого внимания со стороны  педагогов требуют проблемы, связанные  с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда  является одним из основных средств  развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального  опыта. Предметно-пространственная среда  не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его  самостоятельной деятельности с  учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических  особенностях воспитания укоренен дисбаланс  предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится очевидным, что  при воспитании ребенка-дошкольника  в семье и образовательном  учреждении существует много проблем, связанных с формированием у  детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни. Рассмотрим особенности данного возрастного периода более подробно.

Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и  предпочтениями мужчин и женщин в  разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков  и умений поведения, а также выработку  отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений  и формирование этих отношений между  девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

С четвёртого года жизни  ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в  этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности