Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.
Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников
Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.
Заключение
Список литературы
Далее дети вернули свои раскрашенные картинки с цветами и получили взамен разноцветные карточки. В завершении исследования им была предложена игра, в которой экспериментатор должен нарисовать юношу и девушку, а дети все вместе подсказывают какими их нужно нарисовать.
Анализ итогового совместного
рисунка показывает, что дети четко
разграничивают внешние признаки мужчины
и женщины. А ответы детей, полученные
в ходе беседы, свидетельствуют о
том, что эти отличия не воспринимаются
ими только как формальные внешние
критерии, что представления об этих
отличиях основываются на знаниях о
сути поведения мужчин и женщин и
собственном опыте поло-
Таким образом, практическая часть данной работы показывает, что даже без специально НОД с детьми по программе поло-ролевого воспитания у них формируется система поло-ролевых знаний и отношений. Следовательно, специально организованные НОД гендерной направленности, при их включении в педагогический процесс детского сада, должны быть направлены на расширение и, главное, уточнение имеющихся знаний детей.
Данная работа с детьми была дополнена анкетированием воспитателя. Анкета приведена в приложении. Анализ материала, полученного при анкетировании, показывает, что педагоги считают необходимым включение элементов поло-ролевого воспитания в основную образовательную программуДОУ, использование гендерного подхода к детям в целостном педагогическом процессе детского сада, разработку обособленных программ для данного педагогического раздела. Основу методов и приёмов работы составляют словесные методы и приёмы. Работу необходимо проводить на протяжении всего дошкольного детства. Важная роль отводится взаимодействию с родителями.
При этом указывается однозначная
необходимость использования
В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность.
Цель: формирование гендерной компетентности у детей и родителей.
Задачи:
· создать развивающую среду, способствующую полоролевой социализации старших дошкольников в игровой деятельности;
· сформировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;
· сформировать гендерную компетентность у родителей в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Направления работы: работа над данной темой включила в себя разделы: "Создание предметно-развивающей среды", "Работа с детьми" и "Работа с родителями".
«Создание предметно-развивающей среды»
Пространственно-предметная развивающая среда выступает условием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.
С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы внесли в жизнь детей полотенца для умывания и стаканчики для полоскания рта. Так же мы сделали различение по цвету в «Домиках для одежды», на детских кроватках, а так же стульчиках в групповой комнате, в спортивной форме метки для девочек и мальчиков. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.
В центре социально – личностного развития предметная среда изменялась и дополнялась ежеквартально.
Раздел "Я и люди":
· Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.
· Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).
· Картинки с изображением семьи, их действиями.
· Модели правил поведения, выполняемых сказочными персонажами.
· Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка).
· Дидактические игры,
по которым дети смогут связывать
эмоциональные состояния с
· Из бумажных фигурок
или игрушек смоделировать
· дидактические игры на моделирование семьи, комнаты.
Раздел «Я и сверстники»
· Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).
· картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы). Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется». Дидактические игры или картинки, на основе которых можно понять связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей.
· моделирование правил поведения;
· набор картинок изображающий взаимодействие детей друг с другом.
Раздел «Я – социальное»:
· Фотоальбом у каждого ребенка с изображениями себя и членов семьи.
· Уголок уединения с телефоном.
· В раздевалке, на шкафчиках, имена детей и родителей.
· Моделирование «Мое настроение».
Схемы-действия, отражающие
культурные эталоны поведения
«Работа с детьми»
Игра занимает важное, если
не сказать, центральное место в
жизни дошкольника, являясь преобразующим
видом его самостоятельной
· развитие ребенка;
· развиваются его действия в представлении;
· происходит ориентация в отношениях между людьми;
· ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).
Установлено, что в игре
развивается способность к
В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенческом возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.
В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.
По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
В работе с детьми были запланированы
и проведены различные
Таблица 3.
Перспективный план по игре.
Месяц |
Название игры |
Цель |
Дидактический материал |
Октябрь |
«Кто что носит». |
Учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек |
Фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. |
«Наши прически» |
формировать
у детей представления о |
сюжетные и предметные картинки, принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резиночки, бантики, зеркало. | |
Ноябрь |
«Кто что делает?» |
закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда. |
мяч |
«Чем похожи наши мамы и папы?» |
Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. |
семейные альбомные фотографии каждого ребенка | |
Декабрь |
«Волшебный цветок» 1 вариант «За что нам нравятся мальчики, девочки?» |
Воспитывать
культуру взаимоотношения между
мальчиками и девочками. Формировать
у детей понятия о |
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. |
«Волшебный цветок» 2 вариант «Как я дома помогаю?» |
Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. |
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку | |
«Волшебный цветок» 3 вариант «Кто я в семье?» |
Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра |
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку | |
Январь |
«Давайте говорить друг другу комплименты» |
Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. два персонажа - Саша и Маша. |
Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой). |
«Дом добрых дел» |
Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. |
конструктор | |
Февраль |
«Пожелания» |
Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. |
мягкая игрушка |
«Вежливые слова» |
Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу |
сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д. | |
Март |
«Благородные поступки» |
Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. |
мячик |
«Ушки на макушке». |
Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку. |
||
Апрель |
«Смайлик» |
развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.). |
круг из картона- Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний. |
«Собираемся в гости». |
Учить
детей находить отличия во внешнем
виде аккуратного и неряшливого
ребенка (мальчика или девочки). Учить
девочек (мальчиков) проявлять заботу,
по отношению к представителям противоположного
пола и приводить в порядок
свой внешний вид. Развивать в
детях желание быть всегда красивыми,
выглядеть аккуратными и |
на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т.д. | |
«Друг» |
Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь. |
резиновый мячик, мягкие игрушки. | |
Октябрь-апрель |
«Надень и попляши». |
воспитание дружеских |
|
Октябрь-апрель |
«Утка и утята» |
создание у детей общности переживания, воспитание ответственности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах |
покрывало |
Таблица 4.
Примерное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.
№п/п |
Тема |
Вариативность игровых действий |
Приемы вовлечения девочек и
мальчиков в игровую |
1 |
«Семья» |
Прием гостей. Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? |
Предложить мальчикам |
2 |
День рождение куклы |
У куклы день рождения. |
А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? |
3 |
Кукла заболела |
Вызов скорой помощи. |
Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой. |
4 |
Семья переезжает в новую квартиру |
Новоселье |
В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда. |
5 |
Поездка на автобусе |
Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. |
Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь! |
6 |
Непредвиденная дорожная ситуация |
На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. |
Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить. |
7 |
«Магазин» |
Магазин открывается |
Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков. |
8 |
Купим одежду кукле |
Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. |
Роли охранников можно предложить мальчикам. |
9 |
«Автомастерская» |
Перерыв на обед |
Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д. |
10 |
«Парикмахерская» |
Новые прически Причешем куклу |
Воспитатель приходит с новой прической
и обращает на это внимание детей.
Предлагает поиграть в парикмахерскую,
в которой девочки будут Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать» |
«Работа с родителями»
Целью работы с родителями является формирование гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
Сначала мы собирали методический
материал по данной теме, затем его
систематизировали и
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.
Вместе с тем, организация
системной и научно-
Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:
· здоровье и физическое развитие;
· социально – личностное;
· познавательно-речевое развитие;
· художественно-эстетическое.
Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.
Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек. (Приложение № 1)