Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.
Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников
Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.
Заключение
Список литературы
Таблица 5.
Перспективный план работы с родителями «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Гендерное воспитание. Что это такое?».
Цель: Повышение педагогического мастерства и гендерной компетенции родителей, определение роли половых особенностей в развитии ребёнка
Тема: «Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие».
Цель: Осознание ролей женщины - матери, мужчины - отца, мальчика – сына, девочки - дочери.
Месяц |
Форма работы с родителями |
Тема |
Декабрь |
Памятка
Памятка Мастер - класс |
«Советы по воспитанию мальчика», «Советы по воспитанию девочки» «Творческая мастерская». |
Январь |
Консультация
Спец-выпуск журнала |
«Роль отца в воспитании детей» «Отец и сын: атрибутика мужского воспитания» |
Февраль |
Совместный праздник
Оформление визитки |
«Папа может всё, что угодно» «Моя семья» |
Тема: «Все мы родом из детства».
Цель: Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников.
Месяц |
Форма работы с родителями |
Тема |
Март |
Анкетирование Консультации
Интервью с детьми |
Во что играют дети Как и во что играют мальчики и девочки «В какую игру ты мечтаешь поиграть с папой?» «В какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?» |
Апрель |
Выпуск видео-журнала Консультация родителям Составление памятки |
«Мы играем». «Детские игры - дело серьёзное». «Особенности игр мальчиков и девочек» |
май |
Спортивный праздник |
«Игры наших бабушек, игры наших дедушек». |
Цель: выявить особенности и условия полоролевой социализации девочек и мальчиков 5-6 лет в НОД через игру.
Задачи:
• выявить представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины
• исследовать своеобразие интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре;
• изучить отношение родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.
Диагностические методики: изучения уровня полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение
Таблица 6. Результаты контрольного эксперимента
Используются те же самые методики
№ п/п |
Фамилия имя ребенка |
Беседа |
«Выбор игрушки» |
«Чьи вещи» |
1 |
Абоимоа Андрей |
В |
В |
В |
2 |
Астафьева Вика |
В |
В |
В |
3 |
Василенко Слава |
С |
В |
В |
4 |
Калашников Юра |
С |
В |
В |
5 |
Кувалдин Никита |
С |
С |
С |
6 |
Кандрашкин Данил |
В |
В |
В |
7 |
Коростина Таня |
В |
С |
С |
8 |
Меньшикова Оля |
В |
В |
С |
9 |
Письменная Настя |
В |
В |
С |
10 |
Пендюрин Илья |
С |
С |
В |
11 |
Силова Настя |
С |
В |
В |
12 |
Савин Саша |
С |
В |
В |
13 |
Смородинова Катя |
С |
В |
С |
14 |
Селихмерьева Поля |
В |
С |
В |
15 |
Старосельцев Илья |
В |
В |
В |
16 |
Тринеева Вероника |
С |
В |
С |
17 |
Чабоненко Павел |
С |
В |
В |
18 |
Чеснокова Вика |
С |
В |
С |
19 |
Шамсутдинова Ульяна |
С |
В |
В |
20 |
Хачатрян Анна |
С |
В |
В |
Таблица 7. Сводные результаты констатирующего эксперимента
Количественный показатель |
показатель |
% |
Высокий уровень |
14 |
70 |
Средний уровень |
6 |
30 |
Низкий уровень |
0 |
0 |
Диаграмма 3.Уровень полоролевого воспитания.
Изменилось и отношение
родителей к детям: 85% родителей
стали более обдуманно
Диаграмма 4.Родители о гендерном воспитании
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте
Исходя именно из того, что детям интересно попробовать все типы взаимоотношений, которые им известны, необходимо отвечать только на те вопросы, которые дети задают, не углубляясь в «дебри», потому что тем самым можно невольно спровоцировать слишком ранний и, возможно, ненужный интерес ребёнка к каким-либо вещам. При ответах на детские вопросы очень удобно и целесообразно пользоваться различными сравнениями, так как это способствует более лёгкой интеграции новых знаний в уже имеющемся опыте ребёнка, поможет ему расставить акценты «хорошо» и «плохо». Например:
- быть женщиной с фигурой как у Барби – всё равно, что носить спереди два тяжёлых рюкзака (грудь).
- почему гомосексуалисты и лесбиянки такие, какие они есть, неизвестно. Как и то, почему одни дети рождаются правшами, а другие – левшами.
При этом информация всегда
должна соответствовать возрасту –
3-летний ребёнок будет вполне удовлетворён
любым сказочным вариантом
К 6 – 7 годам необходимо поговорить и с теми детьми, которые никогда сами вопросов не задавали или задавали их уклончиво. В этом возрасте лучше начинать не со сказок и не с анатомии, а с рассказа о том, как взрослые люди создают семью.
В последующих возрастных периодах с ребёнком и подростком лучше всего подробно говорить не о половых, не о сексуальных отношениях, а о семье, о жизни в браке.
Таким образом, в дошкольном возрасте целью полового воспитания является формирование первичных представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, а также о видах этих отношений (профессиональные, дружеские, семейные, интимные, бытовые, родственные и др.). Важно, чтобы дети понимали, насколько уместно (и уместно ли вообще) эти виды путать и смешивать между собой. Примерная программа работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста представлена в приложении №2
Объясняя детям сложные, зачастую не до конца понятные даже взрослому, явления, которые могут иметь место в различных по своей природе межполовых отношениях, оптимально использовать традиционные, знакомые детям сказки, которые в символической форме раскрывают те или иные аспекты отношений и к тому же выражают позиции своих авторов на этот счёт. Примеры анализа таких сказок даны в приложении №3
Известно, что педагогический
процесс в ДОУ не исчерпывает
всю систему воспитательно-
Таким образом, работа
по поло-ролевому воспитанию в
детском саду должна быть
Заключение
Исследуя поведение мальчиков
и девочек в обществе с детьми
разных полов, мы пришли к выводу, что
девочки более социально-
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
В процессе написания данной курсовой работы были использованы как теоретические, так и практические методы изучения вопроса. Полученная информация позволяет сделать вывод о том, что гендерный подход к воспитанию девочек и мальчиков в старшей группе детского сада включен в основную образовательную программу ДОУ, и возможности его реализации имеются уже на данном этапе.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
· на основе анализа основных проблем гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемых в отечественной и зарубежной литературе и существующих в современной практике, выявлена сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;
· разработана система критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;
· выявлены организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности;
· разработаны рекомендации для родителей по созданию условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.
Для решения этих задач
использовался комплекс педагогических
методов исследования: теоретический
анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической
литературы, анкетирование родителей,
экспериментальные игровые
Изучение проблемы поло-ролевого
воспитания в нашей стране за последние
годы стало более активным и дало
опредёленные теоретические и практические
результаты. Но прикладной аспект исследований
в этой области требует
Результаты как отсутствия, так и наличия поло-ролевого воспитания детей затрагивают многие сферы жизни современного Российского общества и отражаются на состоянии здоровья людей, их психологии, общественно-экономических отношениях и криминогенной обстановке в стране. Поэтому актуальность изучения вопросов поло-ролевого воспитания и гендерной социализации детей была и остаётся очень высокой. Для полноценного изучения данных вопросов, в свою очередь, необходима интеграция усилий и накопленного опыта различных специалистов: медиков, психологов, педагогов, социологов, правоведов и т.д., что возможно только при соответствующей поддержке со стороны государства.
Таким образом, решая вопросы использования гендерного подхода и внедрения системы поло-ролевого воспитания дошкольников в педагогический процесс и используя при этом возможности применяемых сегодня в детских садах программ, необходимо стремиться также к выделению данного направления работы в отдельный раздел программы.
Работа по поло-ролевому
воспитанию требует