Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.28 Кб (Скачать файл)

Таблица 5.

Перспективный план работы с родителями «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» 

Тема: «Гендерное воспитание. Что это такое?». 

Цель: Повышение педагогического  мастерства и гендерной компетенции родителей, определение роли половых особенностей в развитии ребёнка     

Тема: «Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие».

Цель: Осознание ролей женщины - матери, мужчины - отца, мальчика – сына, девочки - дочери.

Месяц

Форма работы с родителями

Тема

Декабрь

Памятка

 

 

Памятка

Мастер - класс

«Советы по воспитанию мальчика»,

  «Советы по воспитанию девочки»

«Творческая мастерская».

Январь

Консультация

 

Спец-выпуск журнала

«Роль отца в воспитании детей»

«Отец и сын: атрибутика мужского воспитания»

Февраль

Совместный праздник

 

Оформление  визитки

«Папа может всё, что угодно»

«Моя  семья»


 

Тема: «Все мы родом из детства».

Цель: Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников.

 

Месяц

Форма работы с родителями

Тема

Март

Анкетирование

Консультации

 

Интервью  с детьми

Во что играют дети

Как и во что играют мальчики и девочки

«В  какую игру ты мечтаешь поиграть с  папой?» «В какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?»

Апрель 

Выпуск видео-журнала

Консультация  родителям

Составление памятки

«Мы играем».

«Детские  игры - дело серьёзное».

«Особенности игр мальчиков  и девочек»

май

Спортивный праздник

«Игры наших бабушек, игры наших  дедушек».


 

Цель: выявить особенности и условия полоролевой социализации девочек и мальчиков 5-6 лет в НОД через игру.

Задачи:

• выявить представления  детей об особенностях образа «Я»  мальчиков и девочек, мужчины  и женщины

• исследовать своеобразие  интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре;

• изучить отношение родителей  к игре как методу поло-ролевого воспитания.

 

Диагностические методики: изучения уровня полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение

 

Таблица 6. Результаты контрольного эксперимента

Используются те же самые  методики

 

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Беседа

«Выбор игрушки»

«Чьи вещи»

1

Абоимоа Андрей

В

В

В

2

Астафьева Вика

В

В

В

3

Василенко Слава

С

В

В

4

Калашников Юра

С

В

В

5

Кувалдин Никита

С

С

С

6

Кандрашкин Данил

В

В

В

7

Коростина Таня

В

С

С

8

Меньшикова Оля

В

В

С

9

Письменная Настя

В

В

С

10

Пендюрин Илья

С

С

В

11

Силова Настя

С

В

В

12

Савин Саша

С

В

В

13

Смородинова Катя

С

В

С

14

Селихмерьева Поля

В

С

В

15

Старосельцев Илья

В

В

В

16

Тринеева Вероника

С

В

С

17

Чабоненко Павел

С

В

В

18

Чеснокова Вика

С

В

С

19

Шамсутдинова Ульяна

С

В

В

20

Хачатрян Анна

С

В

В


 

Таблица 7. Сводные результаты констатирующего эксперимента

 

Количественный показатель

показатель

%

Высокий уровень

14

70

Средний уровень

6

30

Низкий уровень

0

0


 

Диаграмма 3.Уровень  полоролевого воспитания.

Изменилось и отношение  родителей к детям: 85% родителей  стали более обдуманно относиться к подбору игр, развлечений, учитывая индивидуальные и гендерные особенности детей.

Диаграмма 4.Родители о гендерном воспитании

 

Методические  рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте

Исходя именно из того, что  детям интересно попробовать  все типы взаимоотношений, которые  им известны, необходимо отвечать только на те вопросы, которые дети задают, не углубляясь в «дебри», потому что тем самым можно невольно спровоцировать слишком ранний и, возможно, ненужный интерес ребёнка к каким-либо вещам. При ответах на детские вопросы очень удобно и целесообразно пользоваться различными сравнениями, так как это способствует более лёгкой интеграции новых знаний в уже имеющемся опыте ребёнка, поможет ему расставить акценты «хорошо» и «плохо». Например:

- быть женщиной с фигурой  как у Барби – всё равно, что носить спереди два тяжёлых рюкзака (грудь).

- почему гомосексуалисты  и лесбиянки такие, какие они  есть, неизвестно. Как и то, почему  одни дети рождаются правшами, а другие – левшами. 

При этом информация всегда должна соответствовать возрасту – 3-летний ребёнок будет вполне удовлетворён любым сказочным вариантом изложения  ответов. Но в этом случае свой рассказ  обязательно нужно начинать со слов: «Есть такая сказка…». Иначе ребёнок, поверивший в истинность объяснения и разочаровавшийся в нём спустя несколько лет, может утратить доверие  к взрослому.

К 6 – 7 годам необходимо поговорить и с теми детьми, которые никогда  сами вопросов не задавали или задавали их уклончиво. В этом возрасте лучше  начинать не со сказок и не с анатомии, а с рассказа о том, как взрослые люди создают семью.

В последующих возрастных периодах с ребёнком и подростком лучше всего подробно говорить не о половых, не о сексуальных отношениях, а о семье, о жизни в браке.

Таким образом, в дошкольном возрасте целью полового воспитания является формирование первичных представлений  о нравственных нормах отношений  между людьми разного пола, а также о видах этих отношений (профессиональные, дружеские, семейные, интимные, бытовые, родственные и др.). Важно, чтобы дети понимали, насколько уместно (и уместно ли вообще) эти виды путать и смешивать между собой. Примерная программа работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста представлена в приложении №2

Объясняя детям сложные, зачастую не до конца понятные даже взрослому, явления, которые могут  иметь место в различных по своей природе межполовых отношениях, оптимально использовать традиционные, знакомые детям сказки, которые в символической форме раскрывают те или иные аспекты отношений и к тому же выражают позиции своих авторов на этот счёт. Примеры анализа таких сказок даны в приложении №3

Известно, что педагогический процесс в ДОУ не исчерпывает  всю систему воспитательно-образовательных  мер. Необходимо также и участие  семьи ребёнка в этом процессе, т.к. семья – это первый по времени и наиболее близкий к ребёнку воспитатель. При этом важны не только согласованность и единодушие родителей, не только отношение каждого из них к полу, но и объективная соотнесённость половых ролей родителей, их характеров; а также, согласованности направленности гендерных педагогических влияний в семье и в ДОУ.

 Таким образом, работа  по поло-ролевому воспитанию в  детском саду должна быть интегрирована  в педагогический процесс и  во многом основываться на  словесных методах обучения и  воспитания.

 

 

Заключение

Исследуя поведение мальчиков  и девочек в обществе с детьми разных полов, мы пришли к выводу, что  девочки более социально-активнее, в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

В процессе написания данной курсовой работы были использованы как  теоретические, так и практические методы изучения вопроса. Полученная информация позволяет сделать вывод о  том, что гендерный подход к воспитанию девочек и мальчиков в старшей группе детского сада включен в основную образовательную программу ДОУ, и возможности его реализации имеются уже на данном этапе.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

·  на основе анализа основных проблем гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемых в отечественной и зарубежной литературе и существующих в современной практике, выявлена сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;

·  разработана система  критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;

·  выявлены организационные  условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности;

·  разработаны рекомендации для родителей по созданию условий  полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Для решения этих задач  использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический  анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, экспериментальные игровые ситуации.

Изучение проблемы поло-ролевого воспитания в нашей стране за последние  годы стало более активным и дало опредёленные теоретические и практические результаты. Но прикладной аспект исследований в этой области требует фундаментального изучения детской сексуальности  и гендерной социализации на всех возрастных этапах. Хотя некоторые практические разработки по реализации поло-ролевого воспитания в детском саду уже существуют и внедряются в некоторых дошкольных учреждениях страны.

Результаты как отсутствия, так и наличия поло-ролевого воспитания детей затрагивают многие сферы  жизни современного Российского  общества и отражаются на состоянии здоровья людей, их психологии, общественно-экономических отношениях и криминогенной обстановке в стране. Поэтому актуальность изучения вопросов поло-ролевого воспитания и гендерной социализации детей была и остаётся очень высокой. Для полноценного изучения данных вопросов, в свою очередь, необходима интеграция усилий и накопленного опыта различных специалистов: медиков, психологов, педагогов, социологов, правоведов и т.д., что возможно только при соответствующей поддержке со стороны государства.

Таким образом, решая вопросы  использования гендерного подхода и внедрения системы поло-ролевого воспитания дошкольников в педагогический процесс и используя при этом возможности применяемых сегодня в детских садах программ, необходимо стремиться также к выделению данного направления работы в отдельный раздел программы.

Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной  подготовки педагогов и педагогического  просвещения родителей.

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности