Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Кон И.С. Сексология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.
  2. Кон И.С. Вкус запретного плода. – М., 1992.
  3. М. Мазниченко, Т. Чхетиани. Половое воспитание старших дошкольников; // Дошкольное Воспитание, 2004г., №5, с. 45-53.
  4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и гигиена пола у детей. – Л., 1979.
  5. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. – М., 1990.
  6. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. – Л., 1988.
  7. Арчер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие // Детство идеальное и настоящее. – Новосибирск, 1994. – с. 199-210.
  8. Чукалова Н.Г. Как подходить к вопросам полового воспитания. Размышления психолога // Дошкольная педагогика, 2005г., №5, с. 49-51.
  9. Дедловская В.И. От сексуальной революции к катастрофе // Физическая культура в школе, 2003г., №1, с. 78.
  10. Климина Л.В. Российские традиции формирования поло-ролевого стереотипного поведения // Вестник МГПУ, 2003г., №2, с.56.
  11. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии, 2003г., №5, с.103.
  12. Столярчук Л.И. Педагогические аспекты поло-ролевого воспитания // Педагогика, 2003г., №5, с.38-43.
  13. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991г.
  14. Кузнецов М.П. К основам нравственно-полового воспитания // Советская педагогика, 1990г., №6, с. 32.
  15. Фуряева Т. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание, 1993г., №11, с. 79.
  16. Тарнавский Ю. Начинать надо с младенчества (о половом воспитании дошкольников) // Дошкольное воспитание, 1989г., №7, с. 74-78.
  17. Блонский П. Половое воспитание: невежество и ханжество – плохие воспитатели // Народное образование, 1990г., №7, с.133-139.
  18. Соковня И.И. О половом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 1993г., №6, с.?.
  19. Ожегов С.И. Словарь русского языка:70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23-е издание, исправленное. – М.,1990г.
  20. Словарь иностранных слов. Под ред. В.В. Пчёлкина, Л.Н. Комарова, Е.Н. Захаренко и др. – 14-е издание, исправленное. – М., 1987г.
  21. От 5 до 7: Сексуальная революция в детской. // Няня. Журнал для родителей, 2001г., № 7-8, стр. 48-49.
  22. Откуда я взялся? Как отвечать на этот непростой вопрос. // Мой ребёнок: журнал для мам и пап, 2001г., апрель, стр. 58-60.
  23. О чём рассказывают нам… сказки. // PSYCHOLOGIES, 2006г, июль – август, № 7, стр. 66 – 71.
  24. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.

 

 

Приложение № 1

Консультация  для родителей «Девочки и мальчики»

Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол ребенка  красные и синие ленточки. Пол  ребенка трудно различить и в  год, когда малышей стригут и  одевают в одинаковые костюмчики.

Но записи биотоков мозга  у новорожденных мальчиков и  девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому  по-разному разговариваем с сыном  и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность  чаще наказывают и отчитывают суровым  голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины  не плачут!» А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен...», «К пяти годам он уже умеет...»  А в медицинских таблицах нормы  веса, роста разные для мальчиков, и девочек.Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).

Девочки рождаются более  зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают позже  ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а  говорить позже на 4-6 месяцев.

При рождении мальчиков у  женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий  девочек приходится 120—180 зачатий  мальчиков.

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет  травмы у мальчиков случаются  чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут  на руки.

До 8 лет острота слуха  у мальчиков выше (генная, память — надо выследит дичь и убить, чтобы  принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

Девочки чувствительны к  шуму, резкие звуки их раздражают. У  них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить  их кожные покровы.

Игры девочек опираются  на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются  на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они  осваивают его вертикально: лезут  на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам  необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты  для игр.

Они отвечают по-разному  на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или  перед собой, если знает ответ. А  девочка смотрит в лицо, как  бы ищет в глазах у взрослого подтверждения  правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки  задают вопросы для установления контакта. Когда в класс приходит новый учитель, то девочки обязательно  спрашивали, придет ли он еще, есть ли у  него семья. Мальчикам это все  было безразлично.

У девочек лучше развита  беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита  мелкая моторика рук. Поэтому они  пишут аккуратно и лучше выполняют  работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов  к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие  с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти  открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка —  два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся  понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины  и женщины и должны соответствовать  своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям  жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей  жизни по незнанию.

 

Консультация  для родителей «Детские игры –  дело серьезное»

Игра в жизни ребенка  занимает важное место, до 7-8 лет игра является ведущим видом деятельности и только позже ее сменяет учебная  деятельность. С помощью игр ребенок  обучается, познает мир, общается, преодолевает свои страхи, применяет новые навыки. Внимательный взрослый может наблюдать  за игрой детей и узнавать многое об их развитии, настроении, психических  особенностях, проблемах. Также взрослый может играть вместе с ребенком и  в процессе обучать его или  развивать определенные навыки (развивающие  игры), а еще с помощью игр  можно бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность, учить  общаться (коррекционные игры).

Детская игра многогранна, наблюдая за играющими и анализируя, мы можем судить не только о развитии у ребенка социальных навыков, но и об умственном развитии, об испытываемых эмоциях, об отношении к людям, о восприятии тех или иных событий.

Игры с элементами агрессии существовали всегда, но современные  дети играют в них все чаще. Причины  возникновения таких игр могут  быть разными, они “пересекаются” с причинами детской агрессивности  в целом. Можно выделить внешние  и внутренние причины агрессивности.

Внешние причины агрессивности

 

Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся  к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

Общение со сверстниками. В  детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей-дошкольников не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.

Внутренние причины агрессивности

·  Агрессивность –  проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.

·  Неумение адекватно  выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.

·  Высокая тревожность, ощущение отверженности.

·  Неадекватная самооценка (чаще заниженная).

·  Стремление привлечь внимание взрослых.

Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной  агрессии, возникающей при опасности  и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек  умел выражать свои негативные эмоции адекватно.

Но бывает, что агрессивность  становится свойством личности. Как  узнать, когда ситуативная агрессивность  перерастает в патологическую особенность  личности?

Примерные критерии агрессивности  дошкольников.

·  часто теряют контроль над собой;

·  часто спорят и ссорятся с окружающими;

·  отказываются выполнять  просьбы взрослых;

·  намеренно вызывают у других чувство раздражения;

·  обвиняют других в своих  ошибках;

·  могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;

·  часто испытывают чувство  злости, гнева, зависти;

·  долго помнят обиду, стремясь отомстить;

·  мнительны и раздражительны.

Если Вы считаете, что  для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее  чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.

 

Разобравшись с причинами  появления агрессивности у детей, вернемся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход  из сложных для него ситуаций. В  таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением. Чтобы было понятнее, приведу примеры из книги Татьяны Ломтевой “Большие игры маленьких детей”.

Пример 1

Рома и Лена в детском  саду увлечены такой игрой: Лена забирается в игрушечный домик из ткани, а Рома начинает пинать его стены ногами, бросать сверху игрушки и прочими подручными средствами разрушать дом. Лена начинает кричать: “Спасите, я умираю!” - и делает вид, что умерла, когда ее домик достаточно завален игрушками. Дети повторяют эту игру несколько раз. Затем появляется новый поворот сюжета: когда домик завален игрушками, Рома из агрессора, разрушающего постройку, вдруг превращается в героя. Он кричит: “Не бойся, я тебя спасу!”, затем начинает разгребать игрушки, раскидывая их в разные стороны, и вытягивает Лену за руки наружу. Радостная Лена бросается ему на шею и говорит, что теперь согласна выйти за него замуж.

Очевидно, первоначальный сюжет  игры возник у детей после страшных событий – взрыва террористами жилых  домов. О таких пугающих фактах дети узнают из теленовостей, из разговора  взрослых. Увиденное или услышанное вызывает у детей тревожные фантазии, неуверенность в собственной безопасности. Детям необходимо проработать новую информацию, справиться с тревогой, добиться ощущения, что они контролируют ситуацию. И добиваются этого они посредством игры.

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности