Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.28 Кб (Скачать файл)

Сначала они воспроизводят  в игровом сюжете только те внешние  аспекты страшного события, которые  они восприняли в силу своего возраста. Поэтому поначалу их игра проста и  жестока: человек в домике, другой человек разрушает этот дом, и  первый погибает. Особенность этой игры: она сюжетная, со слаженными действиями партнеров; происходит отработка социальных стереотипов поведения (мужской  активности и женской пассивности); после проигрывания тревожащих детей  фантазий, они смогли внести в игру новое содержание; дети нашли возможность  счастливого разрешения жестокого  события и дальнейшего развития жизни.

Таким образом оказывается, что мальчик был взволнован информацией о теракте, при этом он заметил, что средства массовой информации делают акцент на половых аспектах (среди пострадавших чаще показывают детей и женщин, а среди подозреваемых и пойманных преступников – мужчин), что он захотел примерить на себя роль агрессора (менее страшную, чем роль жертвы), что освоив эту роль, он захотел ее изменить. Хорошо, что мальчик имел возможность свободно довести игровое действие до своего собственного логического конца, хотя наблюдающие за игрой взрослые не могли не содрогнуться. Похожую природу имеют и игры в войну.

 

Пример 2

Шестилетний Коля играет со своими маленькими игрушечными собачками. Он берет самого крупного пса –  бульдога, и начинает рычать, бить по фигуркам других собак, выкрикивая оскорбления  и угрозы. Зашедшая в комнату мама была неприятно удивлена словами  сына и попыталась его вразумить. Однако сын продолжал ругаться, употребляя выражения, заимствованные из фильмов-боевиков. Тогда мама стала расспрашивать  сына, кто он и почему так не любит  других собак. Коля включился в разговор и между действиями с фигурками  стал объяснять, что бульдог –  самый сильный, поэтому ему все  можно и все его боятся. Когда  мама спросила, чего хочет добиться этот пес, то мальчик пожал плечами.

Коля продолжал агрессивную  игру до тех пор, пока мама не предложила поиграть вместе, после чего она  смогла дать новое развитие сюжету и перевести бессмысленную агрессию в более позитивное русло (маленькие  собачки объединились и перестали  слушаться бульдога, но тот смог с ними подружиться, когда защитил  общую будку от врагов – победила дружба).

В этой игре мальчик, скорее всего, отыгрывал и пытался понять заключение, сделанное из своих наблюдений: кто сильнее, тот и прав. К такому выводу ребенок мог прийти не только из просмотра фильмов-боевиков, но и из собственного опыта (в группе мальчиков дошкольного возраста, как правило, есть культ силы. Вряд ли Коля относится к сильным мальчикам группы, похоже, он болезненно это воспринимает, страдает его самооценка. Его выбор породы, за которую Коля играет, показывает, что для защиты самооценки активизировались защитные механизмы психики (механизм идентификации с агрессором). Действие этой защиты таково, что человек отождествляется с тем, что вызвало у него тревогу или страх, поэтому перенимает черты человека, которого сам боится. Вопрос мамы о том, чего хочет добиться бульдог-агрессор, на который сын не дал ответа, демонстрирует, что примиряемая на себя роль ребенку не близка. Так он справляется со страхом! Поведение мамы в данном случае мудро – она поняла, что эта игра непростая, развивая сюжет и доводя его до логического завершения, она помогла сыну, дав понять мальчику, что и агрессивные люди могут быть хорошими, что они нуждаются в общении и признании, а против грубой силы могут быть другие средства – дружба, сплоченность, организованность в действиях.

 

Пример 3

Два первоклассника, Володя и Паша, играют фигурками роботов. Сначала они делают вид, что стреляют друг в друга издалека, затем приближают роботов друг к другу и переходят  в рукопашную (сталкивают игрушки, издают соответствующие звуки). Через некоторое  время, увлекшись боем, они откладывают  роботов в сторону и сами начинают бой (в ход идут руки и ноги мальчиков). Сначала они регулируют движения, но постепенно такая игра перерастает  в настоящую драку – дети колотят  друг друга на полу.

Эта игра отличается от приведенных  выше тем, что она не развивается  внутренне. Возбуждение возрастает, насилие осуществляется просто ради насилия. Первоначальная агрессия ведет  за собой еще большую агрессию. Игры такого плана должны стать причиной для беспокойства родителей. Взрослый может помочь, попытавшись развить  сюжет этой игры.

Приведенные выше примеры  доказывают, что нет просто агрессивных  детей, за любым проявлением агрессии скрыты внутренние проблемы ребенка. Иногда дети сами справляются с ними, но бывает, что им необходима помощь понимающего  взрослого.

Вы заметили, что ребенок  часто играет в агрессивные игры. Что делать?

·  Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы  в разговоре и т.д.)

·  Помогите ребенку научиться  контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без  вреда для окружающих (и себя).

·  Помните: взяв на себя агрессивную  роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.

·  Повышайте самооценку ребенка.

·  Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.

·  Не наказывайте ребенка  за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует  закрепление агрессивного поведения  у ребенка. Попытайтесь отвлечь  его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.

·  Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!

·  (“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.

·  “Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка  с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)

·  Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении  со сверстниками (ролевые коррекционные  игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).

·  За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к  чему – это загонит проблему вглубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

 

Советы родителям

 

  • В 5—7 лет уже хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 2—3 года, группы для игры формируются по 2—3 человека;
  • Темы детских игр разнообразны. Главное в них — подражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способствуют возникновению новых ролей: принц и принцесса, король и королева, Человек-паук и др.
  • Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Это детям доставляет удовольствие. Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.
  • В 6—7 лет ребенок с удовольствием еще играет с пластилином, этот мягкий материал — средство его самовыражения.
  • Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию.
  • Игра — элемент созидательного творчества, элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии.

 

2. Место для  игр.

 

  • Игра — это творческий процесс. Значит, место для игры — это зона творчества. Эта зона должна быть активной, но не вызывать у ребенка агрессию.
  • Место для детских игр должно быть хорошо освещено. Оно может находиться у окна, тогда освещение этой зоны будет естественным в светлое время суток. Если вы отвели ему угол в комнате и там темно, нужно позаботиться о дополнительном освещении.
  • Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
  • Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
  • Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
  • Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
  • Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
  • Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
  • Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
  • Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
  • В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.
  • Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
  • Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
  • Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
  • Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
  • Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
  • Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
  • Забота – это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Заботиться – значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.
  • Доверять ребенку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять – значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
  • До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, – он стесняется вашего поведения.
  • Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам – заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
  • Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.
  • Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Родителям следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки – на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
  • Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них. Когда малыши встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям, или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек в том, что они начинают меньше доверять. Задача родителей – дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побуждать его заботиться об окружающих.
  • Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, – что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Так проявляется ее потребность оставаться слабой и зависеть от окружающих. Ей необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью.
  • Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества – чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности.
  • Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что необходимо ей для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то, что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения.
  • Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, – однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков – мотивация к деятельности.
  • Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
  • Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем успех.
  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.
  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.
  • Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.
  • Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.
  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.

 

 

Приложение №2

 

Программа обучения и воспитания в разных возрастных

группах детского сада

Возрастная группа

Задачи обучения и воспитания

Первая группа

детей раннего возраста

(от  рождения

до  одного года)

Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное  развитие, поддерживать эмоционально-положительное  состояние каждого ребёнка.

Обеспечивать  режим дня, соответствующий возрасту и физическому состоянию ребёнка.

Способствовать  своевременному формированию движений руки, овладению ползанием и ходьбой.

Предупреждать усталость ребёнка.

Формировать зрительные и слуховые ориентировки, расширять и обогащать сенсорный  опыт детей.

Развивать умение понимать речь взрослого и  осуществлять подготовительные этапы  к овладению активной речью.

Поощрять  попытки включаться в процесс  самообслуживания.

Формировать элементы нравственного поведения, поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, воспитывать у них доброжелательное отношение к близким людям.

Формировать предпосылки эстетического восприятия, пробуждать интерес к картинкам, музыке, пению, поддерживать активность ребёнка при выполнении простейших плясовых движений.

Активно помогать каждому ребёнку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Вторая группа

детей раннего возраста

(от  одного года до двух лет)

Продолжать укреплять здоровье детей, закаливать их организм, развивать  основные виды движений.

Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности и поддерживающие бодрое состояние детей.

Предупреждать их утомление.

Формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания.

Расширять ориентировку детей в ближайшем  окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать  потребность в речевом общении.

Учить понимать слова, обозначающие названия предметов, действия с ними и их качества.

Учить понимать простые предложения, небольшие  рассказы.

Содействовать формированию умения выражать словами, а затем и короткими предложениями  свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.

Использовать  окружающую обстановку и общение  с ребёнком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.

Учить детей действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в  соответствии с их особенностями  и назначением; подражать игровым  действиям взрослого, отображать по памяти в игре знакомые жизненные  ситуации.

Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить, выполнять  просьбы и поручения взрослых.

Отмечать  примеры доброжелательного отношения  ребёнка к сверстникам.

Побуждать к сочувствию и отзывчивости.

Учить бережно относиться к растениям и животным.

Развивать эстетическое восприятие.

Обращать  внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов; учить рассматривать  картинки, иллюстрации.

Приобщать детей к художественному слову.

Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное  состояние при прослушивании  произведения.

Расширять музыкальные впечатления, обогащать  слуховой опыт ребёнка.

Устанавливать взаимосвязь музыки и движений.

Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.

Активно помогать детям в освоении соответствующих  возрасту умений.

Первая младшая группа

(от  двух

до  трёх лет)

Продолжать укреплять и сохранять  здоровье детей.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки и  навыки самообслуживания.

Развивать основные движения, предупреждать утомление.

Наряду  с наглядно-действенным мышлением  формировать элементы наглядно-образного  мышления.

Развивать восприятие, внимание, память детей.

Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать  опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между  ними.

Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.

Продолжать  развивать речь детей.

Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Добиваться  того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным  средством общения детей друг с другом.

Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а  затем и вместе со сверстниками.

Формировать у детей опыт поведения в среде  сверстников.

Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким  людям.

Развивать художественное восприятие детей, воспитывать  отзывчивость на музыку и пение, доступные  их понимаю произведению изобразительного искусства, литературы.

Вторая младшая группа

(от  трёх

до  четырёх лет)

Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия  для систематического закаливания  организма, формирования и совершенствования  основных видов движений.

Вырабатывать  правильную осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку.

Поощрять  участие детей в совместных играх  и физических упражнениях.

Способствовать  формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.

Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников к явлениям природы.

Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды.

Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми  предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.

Продолжать  развивать речь детей: обогащать  словарь, формировать умение строить  предложения; добиваться правильного  и чёткого произнесения слов.

Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в  сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.

Формировать элементарные математические представления.

Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов  больше.

Формировать положительное отношение к труду  взрослых.

Воспитывать желание принимать участие в  посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Закреплять  навыки организованного поведения  в детском саду, дома, на улице.

Продолжать  формировать элементарные представления  о том, что хорошо и что плохо.

Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия.

Продолжать  развивать и воспитывать образ  Я.

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный  отклик на литературные и музыкальные  произведения, красоту окружающего  мира.

Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и  явлений действительности.

Развивать музыкальный слух детей, учить детей  выразительному пению и ритмичным  движениям под музыку.

Развивать интерес к различным видам  игр.

Приучать  соблюдать в ходе игры элементарные правила.

Помогать  объединяться детям в группы.

В процессе игр развивать интерес к окружающему  миру.

Средняя группа

(от  четырёх

до  пяти лет)

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и  совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного  выполнения основных движений.

Приучать  детей следить за осанкой во всех видах деятельности.

Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с  предметами и явлениями общественной жизни и природы.

Учить выделять отдельные части и характерные  признаки предметов, развивать умение сравнивать и группировать.

Формировать обобщённые представления о предметах  и явлениях, умение устанавливать  простейшие связи между ними.

Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информации, выходящей  за пределы конкретной ситуации.

Продолжать  воспитывать любовь к родному  дому, краю, детскому саду.

Продолжать  работу по обогащению, уточнению и  активизации словаря, совершенствованию  ЗКР.

Помогать  детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта и др.

Знакомить детей с профессиями близких  людей, подчёркивая значимость их труда; совершенствовать их собственные умения.

Воспитывать исполнительность, умение доводить начатое  дело до конца; умение трудиться в  коллективе.

Воспитывать скромность, доброжелательность, желание  быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда  за неблаговидный поступок.

Чаще  создавать детям ситуации успеха.

Учит  бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.

Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего.

Развивать умение понимать содержание произведений искусства.

Воспитывать устойчивый интерес к различным  видам художественной деятельности.

Подводить детей к созданию выразительного образа в своём творчестве.

Учить выразительно читать стихи, петь, красиво двигаться под музыку.

В ходе развлечений и праздников приобщать  детей к ценностям культуры и  формировать опыт социального взаимодействия.

Старшая группа

(от  пяти

до  шести лет)

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и  совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного  выполнения основных движений.

Повышать  умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках.

Воспитывать любовь к Родине; расширять представления  о родном крае, городе, селе.

Закреплять  представления о предметах и  явлениях окружающего мира.

Формировать начала экологической культуры.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные особенности  предметов и явлений.

Совершенствовать  все стороны речи.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между  детьми.

Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать  привычку работать старательно.

Формировать доброжелательное и уважительное отношение  к сверстникам разных национальностей.

Формировать элементы учебной деятельности.

Продолжать  развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; воспитывать усидчивость, настойчивость  и целеустремлённость.

Развивать волевые качества.

Продолжать  формировать интерес к искусству  и эстетическое восприятие действительности.

Продолжать  обучать практическим навыкам рисования, лепки, рассказывания, развивать певческие  навыки и исполнительское умение в танцах.

Развивать художественно-творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

Подготовительная

к школе  группа

(от  шести

до  семи лет)

Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие.

Развивать познавательные интересы, воспитывать  устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной  деятельности и желание учиться  в школе.

Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ.

На  основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные  чувства, любовь к родному краю, Родине.

Продолжать  формировать трудовые умения и навыки.

Продолжать  совершенствовать все стороны речи.

Развивать художественно-творческие способности  детей в различных видах художественной деятельности.

Продолжать  формировать интерес к искусству.

Воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, помогать и оценивать друг друга.

Продолжать  формировать навыки учебной деятельности.


 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Программа работы ДОУ с детьми старшего дошкольного  возраста

Тема  беседы

Цель

Содержание

Из  чего же сделаны мальчишки и девчонки?

Дать  знания о различиях полов и  сформировать естественное отношение  к своему телу, удовлетворить познавательные интересы детей в этих вопросах.

Рассказ воспитателя о физиологических  различиях полов с использованием наглядных пособий.

Беседа об обязательном гигиеническом  уходе за своим телом.

Правила поведения в душевой, туалете, при переодевании.

Одежда  девочек и мальчиков.

Дать  знания о правилах гигиены девочек  и мальчиков, развивать стремление заботиться о своём здоровье.

Беседа  «Одежда для девочек и мальчиков», работа с картинками.

Как девочке и мальчику одеваться  зимой и летом, чтобы не повредить  своему здоровью.

Сюжетно-ролевые игры: «Кукла идёт в гости», «Собираемся в театр», «Одеваемся на прогулку в лес (на пляж)». Игры: «Показ моделей», «Ателье мод».

Питание и режим дня мальчиков и  девочек.

Дать  знания о рациональном питании, режиме дня мальчиков и девочек.

Беседа  о полезных и вредных продуктах:

- можно ли девочкам увлекаться  пирожными?

- как стать стройным?

- о пользе каш;

- зачем нужно есть фрукты  и овощи?

- как стать сильным?

- нужно ли жевать жвачку?

2. Беседа о режиме дня:

- для чего нужна зарядка?

- значение прогулки;

- воздух, солнце и вода – наши  друзья!

3. Сочинение сказок о полезных  и вредных продуктах.

Поведение девочек и мальчиков.

Дать  знания о различиях поведения  девочек и мальчиков.

Чтение  стихотворений А. Барто «Любочка», «Вовка – добрая душа».

Работа с пиктограммами.

Ролевые игры.

Должен  ли мальчик быть рыцарем?

Формирование  норм поведения мальчика.

Чтение  «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Анализ сказок, например «Сказка о мёртвой царевне…».

Беседа «В чём сила и слабость мальчика?»

Анализ житейских ситуаций.

Составление кодекса рыцаря в рисунках.

Ролевые игры: «Мальчик приглашает на день рождения девочку», «8 марта».

Как девочке стать привлекательной?

Формирование  норм поведения девочки.

Анализ  поведения героинь в сказках  «Василиса прекрасная», «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» и т.д.

Составление кодекса «благовоспитанной  дамы» в рисунках.

Игры  и игрушки мальчиков и девочек?

Дать  понятие о различии игр мальчиков  и девочек, повысить мотивацию к  совместным играм.

Игра: «Я знаю 5 игр (игрушек) мальчиков (девочек)».

Беседы: «Почему девочки не играют в ковбоев, разбойников?», «Могут ли мальчики принимать участие в  играх девочек?».

Совместная игра.

Лагерь  мальчиков и девочек: почему они  враждуют?

Формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками, нормы взаимоотношения  полов.

Беседа: «Драться или не драться?»:

- как попросить о помощи?

- как просит поделиться чем-либо?

2. Игра «Попроси игрушку».

3. Анализ нравственных ситуаций, работа с картинками.

Дружба  мальчиков и девочек.

Формирование  понятия о нормах дружеских отношений  между мальчиками и девочками.

Чтение  сказок «Снежная королева», «Цветик-семицветик».

Беседа:

- как подружиться с девочкой?

- как подружиться с мальчиком?

- как оказывать знаки внимания?

- почему мужчины и женщины  целуются?

3. Ролевые игры. Игровые ситуации  «Разрешите представиться».

Моя семья.

Формирование  правильного представления о  семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Осознание партнёрского характера жизни в семье.

Беседа  «Моя семья».

Рассматривание репродукций картин по теме, фотографий «Семья».

Игра в «домашние сюжеты», например «Завтра воскресенье, и вся семья  пойдёт в лес».

Наши  мамы.

Формировать представление о роли матери в  семье.

Анализ  произведения «Сыновья» В. Осеевой, сказки «Кукушка».

Беседа «Может ли семья обойтись без мамы?». Члены семьи – мамины помощники.

Сочинение рассказов «Я – будущая  мама».

Ролевые игры: «Мама готовит», «Уборка  квартиры», «Мама спешит на работу», «Мама заболела».

Мой папа.

Формировать представление о роли отца в семье.

Беседа  «Как я провёл выходной день».

Анализ стихотворений по теме.

Сочинение рассказов «Я – будущий  папа».

Ролевые игры «У папы выходной», «Прогулка  с папой».

Откуда  берутся дети?

Удовлетворить познавательные потребности детей  в знаниях о деторождении.

Рассказ воспитателя «Откуда я появился?»  с использованием наглядных пособий.

Коллективное рисование «Зарождение  новой жизни».

Ролевые игры: «Семья ждёт ребёнка», «В семье маленький».

Отношения между братьями и сёстрами.

Формировать поло-ролевые позиции (например, отношение  к младшей сестре как к маленькой  женщине).

Анализ  рассказов Н. Носова «Фантазёры», Э. Шим «Брат и младшая сестра», стихотворений А. Барто «Младший брат», «Обида».

Беседа «Мои братья и сёстры».

Ролевые игры: «Сестрёнка заболела», «Идём на прогулку», «Братика обидели», «Мы играем».

Домашние  обязанности мальчика, девочки.

Формировать представления о домашних обязанностях девочки и мальчика и о необходимости  их равного распределения.

Анализ  стихотворений Э. Успенского «Я один у мамы сын», «Если бы я был  девчонкой», А. Барто «Помощница».

Беседа:

- мужская и женская работа;

- чем я могу помочь маме  и папе?

3. Игры на «домашние сюжеты».

Мужские и женские профессии.

Познакомиться с особенностями мужских и  женских профессий, их важностью.

Беседы: «Кем я хочу стать?», «Профессии родственников».

Чтение стихотворений В. Маяковского  «Кем быть?», С. Маршака «Кем стать?», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?».

Игры: «Кто знает больше профессий?», «Примеряем работу».

Как вести себя с незнакомыми на улице?

Познакомить с правилами поведения в общественных местах, формировать умение оградить себя от преступности на половой почве.

Беседы: «Как вести себя с незнакомым человеком», «Почему нельзя убегать от родителей?».

Анализ ситуаций «меня угощает  незнакомый человек», «меня зовут  в гости».

Работа с картинками.

Ролевые игры.

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности