Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.
Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников
Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.
Заключение
Список литературы
Сначала они воспроизводят в игровом сюжете только те внешние аспекты страшного события, которые они восприняли в силу своего возраста. Поэтому поначалу их игра проста и жестока: человек в домике, другой человек разрушает этот дом, и первый погибает. Особенность этой игры: она сюжетная, со слаженными действиями партнеров; происходит отработка социальных стереотипов поведения (мужской активности и женской пассивности); после проигрывания тревожащих детей фантазий, они смогли внести в игру новое содержание; дети нашли возможность счастливого разрешения жестокого события и дальнейшего развития жизни.
Таким образом оказывается, что мальчик был взволнован информацией о теракте, при этом он заметил, что средства массовой информации делают акцент на половых аспектах (среди пострадавших чаще показывают детей и женщин, а среди подозреваемых и пойманных преступников – мужчин), что он захотел примерить на себя роль агрессора (менее страшную, чем роль жертвы), что освоив эту роль, он захотел ее изменить. Хорошо, что мальчик имел возможность свободно довести игровое действие до своего собственного логического конца, хотя наблюдающие за игрой взрослые не могли не содрогнуться. Похожую природу имеют и игры в войну.
Пример 2
Шестилетний Коля играет со своими маленькими игрушечными собачками. Он берет самого крупного пса – бульдога, и начинает рычать, бить по фигуркам других собак, выкрикивая оскорбления и угрозы. Зашедшая в комнату мама была неприятно удивлена словами сына и попыталась его вразумить. Однако сын продолжал ругаться, употребляя выражения, заимствованные из фильмов-боевиков. Тогда мама стала расспрашивать сына, кто он и почему так не любит других собак. Коля включился в разговор и между действиями с фигурками стал объяснять, что бульдог – самый сильный, поэтому ему все можно и все его боятся. Когда мама спросила, чего хочет добиться этот пес, то мальчик пожал плечами.
Коля продолжал агрессивную
игру до тех пор, пока мама не предложила
поиграть вместе, после чего она
смогла дать новое развитие сюжету
и перевести бессмысленную
В этой игре мальчик, скорее всего, отыгрывал и пытался понять заключение, сделанное из своих наблюдений: кто сильнее, тот и прав. К такому выводу ребенок мог прийти не только из просмотра фильмов-боевиков, но и из собственного опыта (в группе мальчиков дошкольного возраста, как правило, есть культ силы. Вряд ли Коля относится к сильным мальчикам группы, похоже, он болезненно это воспринимает, страдает его самооценка. Его выбор породы, за которую Коля играет, показывает, что для защиты самооценки активизировались защитные механизмы психики (механизм идентификации с агрессором). Действие этой защиты таково, что человек отождествляется с тем, что вызвало у него тревогу или страх, поэтому перенимает черты человека, которого сам боится. Вопрос мамы о том, чего хочет добиться бульдог-агрессор, на который сын не дал ответа, демонстрирует, что примиряемая на себя роль ребенку не близка. Так он справляется со страхом! Поведение мамы в данном случае мудро – она поняла, что эта игра непростая, развивая сюжет и доводя его до логического завершения, она помогла сыну, дав понять мальчику, что и агрессивные люди могут быть хорошими, что они нуждаются в общении и признании, а против грубой силы могут быть другие средства – дружба, сплоченность, организованность в действиях.
Пример 3
Два первоклассника, Володя и Паша, играют фигурками роботов. Сначала они делают вид, что стреляют друг в друга издалека, затем приближают роботов друг к другу и переходят в рукопашную (сталкивают игрушки, издают соответствующие звуки). Через некоторое время, увлекшись боем, они откладывают роботов в сторону и сами начинают бой (в ход идут руки и ноги мальчиков). Сначала они регулируют движения, но постепенно такая игра перерастает в настоящую драку – дети колотят друг друга на полу.
Эта игра отличается от приведенных выше тем, что она не развивается внутренне. Возбуждение возрастает, насилие осуществляется просто ради насилия. Первоначальная агрессия ведет за собой еще большую агрессию. Игры такого плана должны стать причиной для беспокойства родителей. Взрослый может помочь, попытавшись развить сюжет этой игры.
Приведенные выше примеры доказывают, что нет просто агрессивных детей, за любым проявлением агрессии скрыты внутренние проблемы ребенка. Иногда дети сами справляются с ними, но бывает, что им необходима помощь понимающего взрослого.
Вы заметили, что ребенок часто играет в агрессивные игры. Что делать?
· Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
· Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
· Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
· Повышайте самооценку ребенка.
· Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
· Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
· Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
· (“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
· “Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
· Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
· За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему вглубь. Необходимо искать причину ее возникновения.
Советы родителям
2. Место для игр.
Приложение №2
Программа обучения и воспитания в разных возрастных
группах детского сада
Возрастная группа |
Задачи обучения и воспитания |
Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года) |
Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное развитие, поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребёнка. Обеспечивать
режим дня, соответствующий возрасту
и физическому состоянию Способствовать своевременному формированию движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребёнка. Формировать
зрительные и слуховые ориентировки,
расширять и обогащать Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительные этапы к овладению активной речью. Поощрять попытки включаться в процесс самообслуживания. Формировать
элементы нравственного поведения,
поддерживать эмоциональную отзывчивость
детей, воспитывать у них Формировать
предпосылки эстетического Активно помогать каждому ребёнку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать полученные результаты. |
Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет) |
Продолжать укреплять здоровье детей, закаливать их организм, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности и поддерживающие бодрое состояние детей. Предупреждать их утомление. Формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Учить понимать слова, обозначающие названия предметов, действия с ними и их качества. Учить понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать
формированию умения выражать словами,
а затем и короткими Использовать окружающую обстановку и общение с ребёнком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти. Учить детей действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать по памяти в игре знакомые жизненные ситуации. Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить, выполнять просьбы и поручения взрослых. Отмечать
примеры доброжелательного Побуждать к сочувствию и отзывчивости. Учить бережно относиться к растениям и животным. Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов; учить рассматривать картинки, иллюстрации. Приобщать детей к художественному слову. Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребёнка. Устанавливать взаимосвязь музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку. Активно помогать детям в освоении соответствующих возрасту умений. |
Первая младшая группа (от двух до трёх лет) |
Продолжать укреплять и Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Развивать основные движения, предупреждать утомление. Наряду
с наглядно-действенным Развивать восприятие, внимание, память детей. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Формировать
представления о предметах Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям. Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Формировать
предпосылки сюжетно-ролевой Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям. Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их понимаю произведению изобразительного искусства, литературы. |
Вторая младшая группа (от трёх до четырёх лет) |
Продолжать укреплять и Вырабатывать
правильную осанку, совершенствовать
культурно-гигиенические Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Развивать
способность устанавливать Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и чёткого произнесения слов. Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки. Формировать элементарные математические представления. Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше. Формировать
положительное отношение к Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать развивать и воспитывать образ Я. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира. Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности. Развивать музыкальный слух детей, учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку. Развивать интерес к различным видам игр. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. Помогать объединяться детям в группы. В процессе
игр развивать интерес к |
Средняя группа (от четырёх до пяти лет) |
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности. Воспитывать
культурно-гигиенические Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов, развивать умение сравнивать и группировать. Формировать обобщённые представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации. Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду. Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию ЗКР. Помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта и др. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчёркивая значимость их труда; совершенствовать их собственные умения. Воспитывать исполнительность, умение доводить начатое дело до конца; умение трудиться в коллективе. Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Чаще создавать детям ситуации успеха. Учит бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего. Развивать умение понимать содержание произведений искусства. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в своём творчестве. Учить выразительно читать стихи, петь, красиво двигаться под музыку. В ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культуры и формировать опыт социального взаимодействия. |
Старшая группа (от пяти до шести лет) |
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление. Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках. Воспитывать любовь к Родине; расширять представления о родном крае, городе, селе. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира. Формировать начала экологической культуры. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные особенности предметов и явлений. Совершенствовать все стороны речи. Воспитывать
дружеские взаимоотношения Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей. Формировать элементы учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; воспитывать усидчивость, настойчивость и целеустремлённость. Развивать волевые качества. Продолжать
формировать интерес к Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, рассказывания, развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах. Развивать
художественно-творческие способности,
поэтический и музыкальный |
Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) |
Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать
способность к анализу и На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. Продолжать формировать трудовые умения и навыки. Продолжать совершенствовать все стороны речи. Развивать
художественно-творческие способности
детей в различных видах Продолжать
формировать интерес к Воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, помогать и оценивать друг друга. Продолжать формировать навыки учебной деятельности. |
Приложение №3
Программа работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста
Тема беседы |
Цель |
Содержание |
Из чего же сделаны мальчишки и девчонки? |
Дать знания о различиях полов и сформировать естественное отношение к своему телу, удовлетворить познавательные интересы детей в этих вопросах. |
Рассказ
воспитателя о физиологических
различиях полов с Беседа об обязательном гигиеническом уходе за своим телом. Правила поведения в душевой, туалете, при переодевании. |
Одежда девочек и мальчиков. |
Дать знания о правилах гигиены девочек и мальчиков, развивать стремление заботиться о своём здоровье. |
Беседа
«Одежда для девочек и Как девочке и мальчику одеваться зимой и летом, чтобы не повредить своему здоровью. Сюжетно-ролевые игры: «Кукла идёт в гости», «Собираемся в театр», «Одеваемся на прогулку в лес (на пляж)». Игры: «Показ моделей», «Ателье мод». |
Питание и режим дня мальчиков и девочек. |
Дать знания о рациональном питании, режиме дня мальчиков и девочек. |
Беседа о полезных и вредных продуктах: - можно ли девочкам увлекаться пирожными? - как стать стройным? - о пользе каш; - зачем нужно есть фрукты и овощи? - как стать сильным? - нужно ли жевать жвачку? 2. Беседа о режиме дня: - для чего нужна зарядка? - значение прогулки; - воздух, солнце и вода – наши друзья! 3. Сочинение сказок о полезных и вредных продуктах. |
Поведение девочек и мальчиков. |
Дать знания о различиях поведения девочек и мальчиков. |
Чтение стихотворений А. Барто «Любочка», «Вовка – добрая душа». Работа с пиктограммами. Ролевые игры. |
Должен ли мальчик быть рыцарем? |
Формирование норм поведения мальчика. |
Чтение «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Анализ сказок, например «Сказка о мёртвой царевне…». Беседа «В чём сила и слабость мальчика?» Анализ житейских ситуаций. Составление кодекса рыцаря в рисунках. Ролевые игры: «Мальчик приглашает на день рождения девочку», «8 марта». |
Как девочке стать привлекательной? |
Формирование норм поведения девочки. |
Анализ поведения героинь в сказках «Василиса прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» и т.д. Составление кодекса «благовоспитанной дамы» в рисунках. |
Игры и игрушки мальчиков и девочек? |
Дать понятие о различии игр мальчиков и девочек, повысить мотивацию к совместным играм. |
Игра: «Я знаю 5 игр (игрушек) мальчиков (девочек)». Беседы: «Почему девочки не играют в ковбоев, разбойников?», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек?». Совместная игра. |
Лагерь мальчиков и девочек: почему они враждуют? |
Формировать
дружеские отношения между |
Беседа: «Драться или не драться?»: - как попросить о помощи? - как просит поделиться чем- 2. Игра «Попроси игрушку». 3. Анализ нравственных ситуаций, работа с картинками. |
Дружба мальчиков и девочек. |
Формирование понятия о нормах дружеских отношений между мальчиками и девочками. |
Чтение сказок «Снежная королева», «Цветик-семицветик». Беседа: - как подружиться с девочкой? - как подружиться с мальчиком? - как оказывать знаки внимания? - почему мужчины и женщины целуются? 3. Ролевые игры. Игровые ситуации «Разрешите представиться». |
Моя семья. |
Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Осознание партнёрского характера жизни в семье. |
Беседа «Моя семья». Рассматривание репродукций Игра в «домашние сюжеты», например «Завтра воскресенье, и вся семья пойдёт в лес». |
Наши мамы. |
Формировать представление о роли матери в семье. |
Анализ произведения «Сыновья» В. Осеевой, сказки «Кукушка». Беседа «Может ли семья обойтись без мамы?». Члены семьи – мамины помощники. Сочинение рассказов «Я – будущая мама». Ролевые игры: «Мама готовит», «Уборка квартиры», «Мама спешит на работу», «Мама заболела». |
Мой папа. |
Формировать представление о роли отца в семье. |
Беседа «Как я провёл выходной день». Анализ стихотворений по теме. Сочинение рассказов «Я – будущий папа». Ролевые игры «У папы выходной», «Прогулка с папой». |
Откуда берутся дети? |
Удовлетворить познавательные потребности детей в знаниях о деторождении. |
Рассказ
воспитателя «Откуда я Коллективное рисование « Ролевые игры: «Семья ждёт ребёнка», «В семье маленький». |
Отношения между братьями и сёстрами. |
Формировать поло-ролевые позиции (например, отношение к младшей сестре как к маленькой женщине). |
Анализ рассказов Н. Носова «Фантазёры», Э. Шим «Брат и младшая сестра», стихотворений А. Барто «Младший брат», «Обида». Беседа «Мои братья и сёстры». Ролевые игры: «Сестрёнка заболела», «Идём на прогулку», «Братика обидели», «Мы играем». |
Домашние обязанности мальчика, девочки. |
Формировать представления о домашних обязанностях девочки и мальчика и о необходимости их равного распределения. |
Анализ стихотворений Э. Успенского «Я один у мамы сын», «Если бы я был девчонкой», А. Барто «Помощница». Беседа: - мужская и женская работа; - чем я могу помочь маме и папе? 3. Игры на «домашние сюжеты». |
Мужские и женские профессии. |
Познакомиться с особенностями мужских и женских профессий, их важностью. |
Беседы: «Кем я хочу стать?», «Профессии родственников». Чтение стихотворений В. Маяковского «Кем быть?», С. Маршака «Кем стать?», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?». Игры: «Кто знает больше профессий?», «Примеряем работу». |
Как вести себя с незнакомыми на улице? |
Познакомить
с правилами поведения в |
Беседы: «Как вести себя с незнакомым человеком», «Почему нельзя убегать от родителей?». Анализ ситуаций «меня угощает незнакомый человек», «меня зовут в гости». Работа с картинками. Ролевые игры. |