Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 15:54, дипломная работа
■ Цель исследования. Выявление состояния государственного управления в сфере образования, формирование проблем, существующих в данной области, а также разработка рекомендаций по их разрешению.
■ Задачи исследования. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть содержание понятия «государственное управление»;
проанализировать различные подходы к определению государственного управления, выявление целей и функций управления, как в широком, так и в узком смысле;
Введение……………………………………….…………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.
1.1. Государственное управление: понятие, содержание, подходы……...…6
1.2. Цели и функции государственного управления и их классификация….14
1.3. Специфика процесса управления сферой образования как конкретной функции государственного управления………………………………………..20
ГЛАВА 2. Правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере образования
2.1. Правовые основы государственного регулирования в сфере
образования………………………...…………………………………………… 25
2.2. Организационные основы государственного регулирования в сфере образования ………………………………………………………………...……31
2.3. Проблемы, возникающие в процессе регулирования сферы образования……………………………..…………….…….……………………38
ГЛАВА 3. Особенности государственного управления в сфере образования на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
3.1. Характеристика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………………………………………..…..44
3.2. Состояние государственного управления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………47
3.3. Проблемы, возникающие в государственном управлении сферой образования, и предложения по их разрешению………..…………..…………51
Заключение………………………………………………………….……………55
Список использованной литературы……………………………
Дипломный проект
«Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления (на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области)».
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ |
______________________________ подпись |
Заведующий кафедрой ______________________________ Ф.И.О. ______________________________ подпись |
Научный руководитель ________________ ______________________________ Ф.И.О. ______________________________ подпись |
Нормоконтролер ______________________________ Ф.И.О. ______________________________ подпись |
Консультант _________________________ ______________________________ Ф.И.О. ______________________________ подпись |
Рецензент ______________________________ ______________________________ Ф.И.О.
|
Санкт-Петербург
2011
Содержание.
Введение……………………………………….………………
ГЛАВА 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.
1.1. Государственное управление: понятие, содержание, подходы……...…6
1.2. Цели и функции государственного управления и их классификация….14
1.3. Специфика процесса управления сферой образования как конкретной функции государственного управления………………………………………..20
ГЛАВА 2. Правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере образования
2.1. Правовые основы государственного регулирования в сфере
образования………………………...…………………
2.2. Организационные основы государственного
регулирования в сфере образования ………………………………………………………………...……
2.3. Проблемы, возникающие в процессе регулирования
сферы образования……………………………..…………….
ГЛАВА 3. Особенности государственного управления в сфере образования на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
3.1. Характеристика Комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области……………………………………………………..…
3.2. Состояние государственного управления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………47
3.3. Проблемы, возникающие в государственном управлении сферой образования, и предложения по их разрешению………..…………..…………51
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...……
Введение.
Настоящий дипломный проект неслучайно посвящён теме государственного управления в сфере образования.
■ Актуальность темы.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют полагать, что данная тема является актуальной.
■ Цель исследования. Выявление состояния государственного управления в сфере образования, формирование проблем, существующих в данной области, а также разработка рекомендаций по их разрешению.
■ Задачи исследования. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
■ Методы исследования. В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования:
■ Объект исследования. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет).
■ Предмет исследования. Деятельность Комитета по обеспечению реализации государственной политики в сфере образования Ленинградской области в части, отнесенной к ведению исполнительной власти Ленинградской области как субъекта Российской Федерации
■ Обзор литературы. Основой данной дипломной работы, в первую очередь, являются законодательные акты – Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, законы Ленинградской области и другие нормативно-правовые акты, связанные с вышеуказанными. Для формирования теоретической базы по данной теме были использованы различные издания, посвящённые вопросу государственного управления, таких значимых авторов, как: Атаманчук Г.В, Игнатов В.Г., Старилов Ю.Н., а также различные научные статьи и учебно-методические материалы, авторы и названия которых будут приведены в списке использованной литературы в конце работы. Статистические материалы, касающиеся практической части, были получены при прохождении автором преддипломной практики в Комитете общего и профессионального образования Ленинградской области.
Данный дипломный проект состоит из тёх частей. В первой главе раскрыто содержание понятия «государственного управления», рассмотрены подходы различных авторов к определению данного понятия. Вторая глава посвящена правовым и организационным основам государственного управления в сфере образования, где будет освещена законодательная база, регулирующая данный процесс, а также сформированы основные проблемы, возникающие в процессе управления сферой образования. В третьей главе будет проанализирована деятельность Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, и предложены рекомендации по решению имеющихся проблем.
После каждого параграфа в настоящей работе будут представлены выводы, а в заключении представлен анализ получившихся результатов, а также предложены рекомендации по разрешению имеющихся проблем.
Глава 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.
1.1. Государственное управление: понятие, содержание, подходы.
Поскольку речь в данной работе пойдёт о государственном управлении, необходимо начать с общего понятия термина «управление». Сегодня управление в самом широком смысле определяется как «элемент, функция организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающие сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности и реализацию программ их цели»1. Ю.Н.Старилов в своей работе «Курс административного права» определяет управление как «целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления»2. Однако, наиболее точное и подробное определение управления дал Г. В. Атаманчук: «управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.)»3. Таким образом, все эти определения, так или иначе, объединены одной идеей – воздействие субъекта на объект является целенаправленным, определённым. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.
Необходимо отличать понятие «регулирование»
от понятия «управления». Регулирование
– есть «форма целенаправленного, управляющего
воздействия, ориентированного на поддержание
равновесия в управляемом объекте и развитие
его посредством введения в него регуляторов
(норм, правил, целей, связей)»4. В то время как управление – форма целенаправленного
воздействия, однако, направленная на
изменение состояния объекта. Таким образом,
отличие этих двух понятий в том, что регулирование
призвано сохранить состояние объекта
в надлежащем состоянии, а управление
– изменить состояние объекта с целью
приведения его в нужное состояние посредством
целенаправленного воздействия.
Большинство авторов, исследующих вопросы
управления, в том числе Василенко И.А.,
автор современного издания «Государственное
и муниципальное управление», выделяют
следующие типы управления5: 1) механическое,
техническое управление (управление техникой,
машинами, технологическими процессами);
2) биологическое управление (управление
процессами жизнедеятельности
3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями). Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.
Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. «Главная особенность социального управления состоит в том, что носителем его является человек»6.
Социальное управление включает несколько видов, различающих по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления7:
1) государственное управление (управление
в области организации и
2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);
3) общественное управление (управление
в общественных объединениях
и некоммерческих организациях)
4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).
Государственное управление – разновидность социального управления. Исходя из определения термина «управление» можно сделать вывод, что термин «государственное управление» используется для обозначения регулирующего воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования., которая распространяется на всё общество. Другими словами, государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями.
«Государственное управление характеризуется
реализацией властных (порой принудительных)
полномочий, принятием административных
актов, использованием установленных
законом процедур и представляет собой
реализацию государственной власти». 8
В работе В.Г. Атаманчука «Обеспечение рационального государственного управления» говорится о том, что государственное управление содержит объективные и субъективные предпосылки своего осуществления. «Государственное управление субъективно, так как оно - плод мысли и действий людей (государственных служащих, должностных лиц). Ответственность за содержание управления должны нести те, кто является субъектом управления»9. Будучи субъективным по содержанию, государственное управление объективно детерминировано теми условиями и факторами, в рамках которых оно функционирует. Всякая система управления имеет как субъектную, так и объектную природу и может быть рассмотрена только с учетом многоуровневых взаимодействий со средой. Есть субъект, который определяет характер управленческого воздействия. И есть объект, в отношении которого это воздействие осуществляется. Специфика государственного управления заключена в том, что субъектом этого управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе. В состав объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.