Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 15:54, дипломная работа

Краткое описание

■ Цель исследования. Выявление состояния государственного управления в сфере образования, формирование проблем, существующих в данной области, а также разработка рекомендаций по их разрешению.
■ Задачи исследования. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть содержание понятия «государственное управление»;
проанализировать различные подходы к определению государственного управления, выявление целей и функций управления, как в широком, так и в узком смысле;

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.
1.1. Государственное управление: понятие, содержание, подходы……...…6
1.2. Цели и функции государственного управления и их классификация….14
1.3. Специфика процесса управления сферой образования как конкретной функции государственного управления………………………………………..20
ГЛАВА 2. Правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере образования
2.1. Правовые основы государственного регулирования в сфере
образования………………………...…………………………………………… 25
2.2. Организационные основы государственного регулирования в сфере образования ………………………………………………………………...……31
2.3. Проблемы, возникающие в процессе регулирования сферы образования……………………………..…………….…….……………………38
ГЛАВА 3. Особенности государственного управления в сфере образования на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
3.1. Характеристика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………………………………………..…..44
3.2. Состояние государственного управления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………47
3.3. Проблемы, возникающие в государственном управлении сферой образования, и предложения по их разрешению………..…………..…………51

Заключение………………………………………………………….……………55

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM-okonchatelnyy_variant.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Дипломный проект

 «Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления (на примере Комитета общего и  профессионального образования Ленинградской области)».

 

 

 

 

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

_____________________________________

подпись

Заведующий кафедрой

                                                          

_____________________________________

Ф.И.О.

_____________________________________

подпись

Научный руководитель ________________

                                                                       уч. степень, уч. звание

_____________________________________

Ф.И.О.

_____________________________________

подпись

Нормоконтролер

                                                          

_____________________________________

Ф.И.О.

_____________________________________

подпись

Консультант _________________________

                                                           уч. степень, уч. звание

_____________________________________

Ф.И.О.

_____________________________________

подпись

 

Рецензент ____________________________________

                                                           уч. степень, уч. звание

_____________________________________

Ф.И.О.

 




Санкт-Петербург

2011

Содержание.

 

Введение……………………………………….…………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.

1.1.  Государственное управление: понятие, содержание, подходы……...…6

1.2.  Цели и функции государственного управления и их классификация….14

1.3. Специфика процесса управления сферой образования как конкретной функции государственного управления………………………………………..20

ГЛАВА 2. Правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере образования

2.1.  Правовые основы государственного регулирования в сфере

образования………………………...…………………………………………… 25

2.2.  Организационные основы государственного регулирования в сфере образования ………………………………………………………………...……31

2.3. Проблемы, возникающие в процессе регулирования сферы образования……………………………..…………….…….……………………38

ГЛАВА 3. Особенности государственного управления в сфере образования на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области

3.1. Характеристика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………………………………………..…..44

3.2.  Состояние государственного управления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………47

3.3.  Проблемы, возникающие в государственном управлении сферой образования, и предложения по их разрешению………..…………..…………51

 

Заключение………………………………………………………….……………55

 

Список использованной литературы……………………………………...……61

Введение.

Настоящий дипломный проект неслучайно посвящён теме государственного  управления в сфере образования.

■ Актуальность темы.

  • в настоящее время образование в России, как и другие отрасли социально-культурной сферы, переживает ряд реформ. Сфера образования в России является одной из наиболее проблемных областей. Финансовые вложения в сферу образования не обеспечивают конкурентоспособность России в этой сфере на международной арене.
  • государственная политика в сфере образования основывается на признании приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества, развития инновационно-ориентированной экономики и безопасности страны
  • образование является жизненно-важной сферой социально-экономической деятельности, так как оно является одним из факторов развития общества в целом, а также формирует интеллектуальный потенциал государства, способствующий его развитию.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют полагать, что данная тема является актуальной.

■ Цель исследования. Выявление состояния государственного управления в сфере образования, формирование проблем, существующих в данной области, а также   разработка рекомендаций по их разрешению.

■  Задачи исследования. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть содержание понятия «государственное управление»;
  • проанализировать различные подходы к определению государственного управления, выявление целей и функций управления, как в широком, так и в узком смысле;
  • разъяснить специфику управления сферой образования как конкретной функции государственного управления;
  • исследовать законодательную базу, регулирующую процесс управления в сфере образования, выделить правовые и организационные основы.
  • провести анализ проблем, возникающих при осуществлении государственного управления в сфере образования;
  • изложить характеристику Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области (далее – Комитета);
  • проанализировать деятельность Комитета общего и профессионального образования;
  • дать оценку и сформулировать проблемы, возникающие в государственном управлении образованием, а также предложить рекомендации по их решению.

■ Методы исследования. В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования:

  • аналитический (получение выводов из информации, формировании собственной точки зрения на проблему);
  • системный (рассмотрение управления в сфере образования как составляющей общей системы управления в государстве);
  • социологический (сбор требуемой информации, опрос, интервью).

■ Объект исследования. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет).

■ Предмет исследования. Деятельность Комитета по обеспечению реализации государственной политики в сфере образования Ленинградской области в части, отнесенной к ведению исполнительной власти Ленинградской области как субъекта Российской Федерации     

■ Обзор литературы. Основой данной дипломной работы, в первую очередь, являются законодательные акты – Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, законы Ленинградской области и другие нормативно-правовые акты, связанные с вышеуказанными. Для формирования теоретической базы по данной теме были использованы различные издания, посвящённые вопросу государственного управления, таких значимых авторов, как: Атаманчук Г.В, Игнатов В.Г., Старилов Ю.Н., а также различные научные статьи и учебно-методические материалы, авторы и названия которых будут приведены в списке использованной литературы в конце работы. Статистические материалы, касающиеся практической части, были получены при прохождении автором преддипломной практики в Комитете общего и профессионального образования Ленинградской области.

Данный дипломный проект состоит из тёх частей. В первой главе раскрыто содержание понятия «государственного управления», рассмотрены подходы различных авторов к определению данного понятия. Вторая глава посвящена правовым и организационным основам государственного управления в сфере образования, где будет освещена законодательная база, регулирующая данный процесс, а также сформированы основные проблемы, возникающие в процессе управления сферой образования. В третьей главе будет проанализирована деятельность Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, и предложены рекомендации по решению имеющихся проблем.       

После каждого параграфа в настоящей работе будут представлены выводы, а в заключении представлен анализ получившихся результатов, а также предложены рекомендации по разрешению имеющихся проблем.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.

1.1.  Государственное управление: понятие, содержание, подходы.

Поскольку речь в данной работе пойдёт о государственном управлении, необходимо начать с общего понятия термина «управление». Сегодня управление в самом широком смысле определяется как «элемент, функция организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающие сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности и реализацию программ их цели»1. Ю.Н.Старилов в своей работе «Курс административного права» определяет управление как «целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления»2. Однако, наиболее точное и подробное определение управления дал  Г. В. Атаманчук: «управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.)»3. Таким образом, все эти определения, так или иначе, объединены одной идеей – воздействие субъекта на объект является целенаправленным, определённым. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.

Необходимо отличать понятие «регулирование» от понятия «управления». Регулирование – есть «форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей)»4. В то время как управление – форма целенаправленного воздействия, однако, направленная на изменение состояния объекта. Таким образом, отличие этих двух понятий в том, что регулирование призвано сохранить состояние объекта в надлежащем состоянии, а управление – изменить состояние объекта с целью приведения его в нужное состояние посредством целенаправленного воздействия.   Большинство авторов, исследующих вопросы управления, в том числе Василенко И.А., автор современного издания «Государственное и муниципальное управление», выделяют следующие типы управления5:          1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);                                                                          

2) биологическое управление (управление  процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление  общественными процессами, людьми  и организациями). Каждый из данных  типов управления отличается  назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью  совершаемых управленческих функций и операций.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. «Главная особенность социального управления состоит в том, что носителем его является человек»6.

Социальное управление включает несколько видов, различающих по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления7:

1) государственное управление (управление  в области организации и функционирования  государства, государственной исполнительной  власти);

2) местное управление (муниципальное  управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

3) общественное управление (управление  в общественных объединениях  и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление  в коммерческих организациях, созданных  с целью извлечения прибыли  и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

Государственное управление – разновидность социального управления. Исходя из определения термина «управление» можно сделать вывод, что термин «государственное управление» используется для обозначения регулирующего воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования., которая распространяется на всё общество. Другими словами, государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями.  

«Государственное управление характеризуется реализацией властных (порой принудительных) полномочий, принятием административных актов, использованием установленных законом процедур и представляет собой реализацию государственной власти». 8                                                               

В работе В.Г. Атаманчука «Обеспечение рационального государственного управления» говорится о том, что государственное управление содержит объективные и субъективные предпосылки своего осуществления. «Государственное управление субъективно, так как оно - плод мысли и действий людей (государственных служащих, должностных лиц). Ответственность за содержание управления должны нести те, кто является субъектом управления»9. Будучи субъективным по содержанию, государственное управление объективно детерминировано теми условиями и факторами, в рамках которых оно функционирует. Всякая система управления имеет как субъектную, так и объектную природу и может быть рассмотрена только с учетом многоуровневых взаимодействий со средой. Есть субъект, который определяет характер управленческого воздействия. И есть объект, в отношении которого это воздействие осуществляется. Специфика государственного управления заключена в том, что субъектом этого управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе. В состав объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

Информация о работе Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления