Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 15:54, дипломная работа

Краткое описание

■ Цель исследования. Выявление состояния государственного управления в сфере образования, формирование проблем, существующих в данной области, а также разработка рекомендаций по их разрешению.
■ Задачи исследования. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть содержание понятия «государственное управление»;
проанализировать различные подходы к определению государственного управления, выявление целей и функций управления, как в широком, так и в узком смысле;

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.
1.1. Государственное управление: понятие, содержание, подходы……...…6
1.2. Цели и функции государственного управления и их классификация….14
1.3. Специфика процесса управления сферой образования как конкретной функции государственного управления………………………………………..20
ГЛАВА 2. Правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере образования
2.1. Правовые основы государственного регулирования в сфере
образования………………………...…………………………………………… 25
2.2. Организационные основы государственного регулирования в сфере образования ………………………………………………………………...……31
2.3. Проблемы, возникающие в процессе регулирования сферы образования……………………………..…………….…….……………………38
ГЛАВА 3. Особенности государственного управления в сфере образования на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
3.1. Характеристика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………………………………………..…..44
3.2. Состояние государственного управления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………47
3.3. Проблемы, возникающие в государственном управлении сферой образования, и предложения по их разрешению………..…………..…………51

Заключение………………………………………………………….……………55

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM-okonchatelnyy_variant.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

Принципы, государственной политики в области образования приведены в главе I «Общие положения» статье 2 Закона об образовании18:                                                            - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Данные принципы характерны для реализации государственной политики, поэтому представляется необходимым добавить к этому списку ещё два принципа, касающихся непосредственно подхода к управлению образованием:

- принцип системности, заключающийся  в том, что все явления взаимосвязаны, поэтому неверно было бы изучать какое-либо явление в отрыве от связанных с ним факторов.

- принцип научности, гласящий о  том, что любое исследование должно  проводиться научным путём.

- принцип объективности, который говорит о том, что любое исследования должно проводиться беспристрастно и без учёта субъективных мнений.

 

Определение принципов управления образованием на основе общих позволяет субъектам (органам) управления брать их в основу своей деятельности и применять их в качестве критериев при оценке результатов качества управления.

Методы управления существуют объективно и вытекают из принципов управления. Вместе с тем, методы в отличие от принципов более вариативны, предполагают определенную свободу выбора для достижения намеченной цели. Задача органов управления и самих руководителей образовательных учреждений состоит в том, чтобы с учетом конкретных условий и специфики управляемых объектов выбрать оптимальный путь, обеспечивающий наиболее полную реализацию принципов управления. Метод управления – есть, прежде всего, организация, идея и способ объединения, сплочения людей в рабочую группу (команду) в соответствии с объективными требованиями и возможностями вне и независимо от руководящего лица.

Основная мысль здесь заключается в том, что принципы определяют методы. А какой конкретно принцип будет выбран – зависит от цели управления. То есть методы - это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. Говоря о конкретных методах в государственном управлении образованием, можно говорить о том, что все группы методов (административно-распорядительные, экономические, социально-психологические)19 применяются в полной мере.

- административные методы, суть которых заключается в том, что одна сторона (вышестоящий орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне — управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения. На этом методе основывается любое государственное управление, сфера образования в данном случае – не исключение.

-    экономические методы, то есть воздействие на экономические отношения, проявляется в данной области посредством следующих мер: капитальные вложения, система дотаций, финансирование и т.д.

- социально-психологические методы  проявляются в управлении образованием  в реализации воспитательной  составляющей. О которой говорилось  выше, а также применении принципов, указанных в Законе об образовании.

 

ВЫВОД: Таким образом, в Законе РФ "Об образовании" выделен демократический, государственно-общественный характер управления, сказано о необходимости строить управление учреждениями (государственными и муниципальными) на принципах единоначалия и самоуправления, предоставлено право на участие в управлении школами обучающихся, их родителей или законных представителей и, естественно, работников образовательных учреждений. Специфика процесса управления вытекает из специфики объекта управления, что, в свою очередь, определяет принципы управления и его методологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Правовые основы государственного регулирования в сфере образования

2.1. Правовые основы государственного регулирования в сфере образования.

Правовые основы – это законодательно закреплённые нормы, на основе которых осуществляется, в данном случае, управление образованием. Законодательство об образовании  включает в себя законодательные и подзаконные акты самого разного уровня, содержания и характера. Но, во всяком случае, в этом массиве есть такие акты (законы), которые «являются основными, базовыми, стержневыми и, тем самым, системообразующими для образовательной системы. Другие же акты выступают в качестве дополняющих, конкретизирующих и вспомогательных, что никоим образом не снижает их юридическую и социальную значимость».20 Далее в моей работе речь пойдёт как раз о таких главенствующих, системообразующих законах.

«Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании» 10.07.1992 N 3266-1(далее – Закон об образовании), принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования»21

Право на получение образования закреплено в Конституции Российской Федерации как неотчуждаемое право человека и гражданина Российской Федерации. Статья 43 пункт 1 гласит о том, что каждый человек свободно и беспрепятственно имеет право получать образование, и государством гарантируется «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Это право одновременно является и обязательством гражданина. Также любой гражданин «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии»22.

К основным законам государства, прямо регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Федеральный закон «Об образовании» 10.07.1992 N 3266-1(далее – Закон об образовании), и Федеральный закон Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (далее- Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

Закон об образовании направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации. В него входят «Общие положения», которые составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование. «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования. «Управление системой образования» содержатся нормы,  регулирующие отношения, связанные с распределением компетенции Российской Федерации и ее субъектов, местных органов самоуправления и образовательных учреждений в области образования и компетенции иных органов. «Экономика системы образования» определяют основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования. В контексте современных реалий, опосредованных сложными и противоречивыми реформаторскими процессами в сфере образования, эта глава закона приобретает особе значение. Также уделено внимание социальным гарантиям реализации прав граждан на образование. Закрепляются права обучающихся и воспитанников, права и обязанности родителей, работников образовательных учреждений. Наконец, регулируются отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений, что также значимо в контексте присоединения России к Болонской декларации о высшем образовании. Одна из наиболее значимых особенностей Закона РФ «Об образовании» состоит в том, что в нем четко определены и сформулированы главные задачи образовательного законодательства, среди которых провозглашается:

- разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- обеспечение и защита  конституционного права граждан  Российской Федерации на образование;

- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Настоящим законом также определяются вопросы языковой политики в сфере образования (ст.6), политики в сфере формирования государственных образовательных стандартов, включающих в себя федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения (ст.7); структура системы образования (ст.8) и др.  Федеральный Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании относится, с одной стороны, наряду с Законом РФ «Об образовании», к числу базовых образовательных законов, с другой стороны, это первый профильный законодательный акт. По своей структуре он состоит из семи глав, охватывающих собою 34 статьи, которые определяют систему высшего и послевузовского профессионального образования, круг субъектов учебной и научной деятельности в данной системе, их права и обязанности, управление данной системой, ее экономика и международная деятельность вузов.                                                             Кроме базовых законов,  выделяются профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный Закон от 21.10.2009 год "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"). Несмотря на всю их важность, они все же не имеют статуса системообразующего закона; Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 27.12.2010 N 1622 "Вопросы международного гуманитарного сотрудничества в сфере образования»)

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования", Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" и т.д.)

Нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (Приказ № 1425 от 29.03.11 «О проведении открытого публичного конкурса среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, на размещение государственного задания (контрольных цифр приема граждан) по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на 2011 год»)

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (Приказ Рособрнадзора от 21.02.2011 №383 "О государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) и научной организации")

Систему законодательства каждого субъекта Российской Федерации образуют:

- Конституция (Устав) субъекта  РФ,

- Договоры и соглашения  субъекта РФ,

- Региональные законы, региональные кодексы,

- Постановления законодательных органов,

- Постановления (указы) руководителей  администрации субъекта РФ (губернатора),

- Постановления Правительства  субъекта РФ.

Федеральное законодательство носит общий для всех субъектов характер, в том смысле, что федеральное законодательство распространяется на все регионы Российской Федерации. В полномочия субъектов не входит изменение федерального законодательства, однако, каждый субъект вправе создавать отдельные, учитывающие их собственную специфику, нормативно-правовые акты с тем лишь условием, что изданные акты не будут вступать в противоречие с федеральным законодательством.

ВЫВОД: Таким образом, образовательное законодательство России представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компетенции: акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организационные основы государственного регулирования в сфере образования.

Если, рассматривая само понятие государственного управления в сфере образования, следует ответ на вопрос «что это такое?», а рассматривая правовые основы – «как/чем этот процесс регулируется?», то говоря об организационных основах государственного регулирования в области образования, следует ответ на вопрос «как этот процесс осуществляется?».

Таким образом, организационной основой государственного управления в сфере образования будут такие средства, которые помогают воплотить в жизнь провозглашённые цели/задачи/направления и привести в действие непосредственно механизм управления.

Как упоминалось ранее, процесс управления имеет субъектно-объектную форму, то есть имеет субъект и объект управления. Поскольку управление есть направленная деятельность субъекта по отношению к объекту с целью его изменения, представляется рациональным начать с субъекта управления – то есть тех самых органов государственной власти, которые непосредственно заняты процессом управления в области образования.

Информация о работе Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления