Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 15:54, дипломная работа

Краткое описание

■ Цель исследования. Выявление состояния государственного управления в сфере образования, формирование проблем, существующих в данной области, а также разработка рекомендаций по их разрешению.
■ Задачи исследования. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть содержание понятия «государственное управление»;
проанализировать различные подходы к определению государственного управления, выявление целей и функций управления, как в широком, так и в узком смысле;

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.
1.1. Государственное управление: понятие, содержание, подходы……...…6
1.2. Цели и функции государственного управления и их классификация….14
1.3. Специфика процесса управления сферой образования как конкретной функции государственного управления………………………………………..20
ГЛАВА 2. Правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере образования
2.1. Правовые основы государственного регулирования в сфере
образования………………………...…………………………………………… 25
2.2. Организационные основы государственного регулирования в сфере образования ………………………………………………………………...……31
2.3. Проблемы, возникающие в процессе регулирования сферы образования……………………………..…………….…….……………………38
ГЛАВА 3. Особенности государственного управления в сфере образования на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
3.1. Характеристика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………………………………………..…..44
3.2. Состояние государственного управления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………47
3.3. Проблемы, возникающие в государственном управлении сферой образования, и предложения по их разрешению………..…………..…………51

Заключение………………………………………………………….……………55

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM-okonchatelnyy_variant.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

Это проблемы, связанные с недоразвитостью законодательных механизмов. Решением таких проблем могут стать следующие меры:                                Во-первых, необходимо привести законодательство субъектов РФ в полное соответствие с действующим федеральным законодательством, устранив тем самым из регионального законодательства все нормативные предписания, противоречащие федеральному законодательству.

Во-вторых, следует повысить качество регионального законодательства посредством удаления из него пробелов, декларативных, недостаточно эффективных норм и иных законотворческих и правотворческих ошибок

В-третьих, провести ряд действенных мер по унификации и систематизации законодательства РФ об образовании. Например, существует предложение по объединению двух существующих законов в единых федеральный закон об образовании Российской Федерации. Наиболее эффективным решением может стать кодификация законодательства об образовании. Очевидны положительные моменты этого решения. Согласно Концепции проекта Кодекса РФ об образовании основными задачами законопроекта являются:

▪ создание правовых гарантий реализации конституционного права граждан на получение качественного образования;

▪ обеспечение единого правового пространства в сфере образования;

▪ формирование нормативно-правовой базы системы образования в соответствии  с задачами её модернизации;

▪ систематизация законодательства об образовании с целью устранения противоречий, повторов, пробелов;

▪ приведение законодательства об образовании РФ в соответсвии с нормами международного права.

Кодификация образовательного процесса приведёт к закреплению приоритетов и мер политических стратегий в области образования, определённых в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. Положительным моментом одного из проектов Кодекса об образовании, разработанного ещё в 2003 году, является попытка закрепить нормы, которые призваны регулировать специфику применения в образовательной сфере норм гражданского, административного, трудового и др. отраслей права. Данные положения не дублируют и не вводят новое регулирование тех правоотношений, которые уже закреплены в Гражданском или Трудовом кодексе, их предназначение – конкретизировать уже существующие правовые нормы.

Среди проблем, не связанных с непосредственно законодательством, можно назвать:

▪ проблема планирования. То есть отсутствие формирования потребности для рынка кадров путём регулирования деятельности образовательных учреждений, связанной с выпуском специалистов. Другими словами, образовательные учреждения в нашей стране неконтролируемо открываю новые непрофильные специальности, и как результат, на рынке труда оказывается масса невостребованных специалистов, не могущих найти себе применения в России из-за катастрофического недостатка рабочих мест, а также за рубежом – из-за низкой конкурентоспособности отечественных дипломов.

 

ВЫВОД: Таким образом, среди недостатков государственного управления в сфере образования можно выделить такие как: большое количество нормативно-правовых актов, что порождает множество противоречий между ними; непостоянство законодательства, обусловленное большим количеством внесения поправок в законодательные акты; коллизии и пробелы, возникающие в законах, неясное разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Особенности государственного управления в сфере образования на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области

3.1. Характеристика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере образования в части, отнесенной к ведению исполнительной власти Ленинградской области как субъекта Российской Федерации, и обладает статусом государственного органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования Ленинградской области.

Среди задач27, осуществляемых Комитетом, можно выделить следующие:

  • Участие в формировании и реализации государственной политики в сфере образования Ленинградской области.                                                
  • Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования и создание условий для реализации конституционного права российских граждан, проживающих на территории Ленинградской области, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Ленинградской области.
  • Создание и развитие сети образовательных учреждений, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения Ленинградской области в образовании, а также органов управления образованием.
  • Правовое, информационное и организационное обеспечение системы образования Ленинградской области, а также научное обоснование развития системы образования Ленинградской области с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей Ленинградской области.
  • Организация работы по усыновлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
  • Создание условий для обеспечения системы образования Ленинградской области профессиональными педагогическими кадрами.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иными федеральными правовыми актами, в том числе правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом Ленинградской области, областными законами, правовыми актами Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области, а также  Положением о Комитете общего и профессионального образования Ленинградской области  от 11.08.2008 №238 (далее – Положение о Комитете). Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе территориальными, органами исполнительной власти Ленинградской области, Законодательным собранием Ленинградской области, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, с международными организациями и иностранными юридическими лицами, с коммерческими и некоммерческими организациями, а также с гражданами. Комитет принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, а также правовые акты, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений. Правовой акт Комитета (приказ, распоряжение), противоречащий федеральному или областному законодательству, подлежит отмене в установленном порядке. Комитет возглавляет председатель Комитета, назначаемый на должность Губернатором Ленинградской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования Председатель комитета подчиняется Губернатору Ленинградской области. В соответствии с п.5.4. Положения о Комитете «Председатель Комитета имеет двух заместителей, один из которых является начальником отдела социальной защиты и специальных учреждений, а также курирует работу отдела информатизации образования и отдела общего и дополнительного образования, второй является начальником отдела содержания и развития материально-технической базы, а также курирует работу отдела профессионального образования. Председателю Комитета непосредственно подчинены помощник председателя Комитета и консультант-юрист».28

ВЫВОД: Таким образом, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области является региональным исполнительным органом власти, чья деятельность направлена на реализацию государственной образовательной политики в субъекте Российской Федерации и регулируется Положением о Комитете.

 

 

 

3.2. Состояние государственного управления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.

Развитие системы образования в Ленинградской области осуществляется посредством реализации Областного закона Ленинградской области от 20.06.2005 № 47-оз «О правовом регулировании деятельности системы образования ленинградской области» (далее – областной Закон). В соответствии с данным Законом «система образования ленинградской области является частью системы образования в российской федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих: федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов различных уровней и направленностей, преемственных образовательных программ; государственных и муниципальных образовательных учреждений, негосударственных образовательных учреждений, образовательных подразделений предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере образования (далее - государственный орган управления образованием Ленинградской области); 
муниципальных органов управления образованием».29 Как региональный орган исполнительной власти, Комитет распространяет свою деятельность на муниципальные органы управления образованием (комитеты), список которых приведён на электронном сайте30 Ленинградской области.

Комитет подчинён Правительству Ленинградской области и является его структурным подразделением. В Положении о Комитете приведён список функций и государственных услуг, оказываемых Комитетом, с которым подробно можно ознакомиться на электронном сайте Комитета.31 Что касается непосредственно государственного управления, то оно осуществляется по различным направлениям деятельности, таким как:

- обеспечение региональных государственных  стандартов;

- создание условий для повышения  качества образования;

- обеспечение точного и своевременного  исполнения нормативно-правовых  актов, действующих в сфере образования;

- осуществление подготовки региональных  нормативно-правовых актов и т.д.

Правовой основой деятельности Комитета является Конституция Российской Федерации, Закон об образовании, нормативно-правовые акты исполнительных органов власти федерального уровня, а также иные акты, связанные с вышеуказанными. Как было уже сказано выше, Комитет является гарантом осуществления государственной политики в сфере образования.

Комитет является субъектом управления по отношению к муниципальным органам власти в области образования, а также к конкретным образовательным учреждениям, прописанным в Положении. Государственное управление реализуется посредством мероприятий, проводимых Комитетом, а также конкретных действий, направленных на регулирование региональной системы образованием, среди которых: проведение педагогической аттестации, лицензирование образовательных учреждений, разрешение вопросов попечительства и усыновления. Комитет общего и профессионального образования координирует взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций Ленинградской области в сфере образования.

В соответствии с Областным законом политика ленинградской области в сфере образования осуществляется на основе федеральной политики и направлена на предоставление населению области необходимых образовательных услуг, исходя из требований федерального законодательства к качеству образования. Организационной основой политики Ленинградской области в сфере образования является региональная целевая программа развития образования Ленинградской области, разрабатываемая на основе федеральной программы развития образования и утверждаемая в порядке, установленном областным законодательством. Государственное управление в Ленинградской области осуществляется посредством реализации различных региональных целевых программ и проектов, финансирование которых осуществляется из бюджета Ленинградской области32:

▪  «Региональная целевая программа развития образовательной системы ЛО на 2011-2015 годы «(Общий объём финансирования 4 млрд.400 тыс. рублей)

▪ «Развитие дошкольного образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы»

▪  Ведомственная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области на 2011-2012 годы»

▪ Проект программы «развитие профессионального образования ленинградской области на 2-11-2013 годы»

Образовательное законодательство в Ленинградской области представлено вышеупомянутым областным Законом, а также немногочисленными «сегментарными» нормативно-правовыми актами, регулирующими отдельные вопросы, как например: Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 12.04.2011 N 21 «Об утверждении Положений по организации и проведению единого государственного экзамена в Ленинградской области».

Финансирование государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении ленинградской области, и муниципальных общеобразовательных учреждений производится на основе нормативов в расчете на одного обучающегося, воспитанника, установленных областным законом ленинградской области. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых Правительством Ленинградской области образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. 
Обеспечение сверх государственных нормативов повышенного уровня образования и оказание дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях осуществляется за счет средств учредителей, а также иных источников финансирования. Данная норма финансирования существует сравнительно недавно – она была введена в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, которая предполагала одним из своих мероприятий изменение норм финансирования образовательных учреждений.

Информация о работе Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления