Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 15:54, дипломная работа

Краткое описание

■ Цель исследования. Выявление состояния государственного управления в сфере образования, формирование проблем, существующих в данной области, а также разработка рекомендаций по их разрешению.
■ Задачи исследования. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть содержание понятия «государственное управление»;
проанализировать различные подходы к определению государственного управления, выявление целей и функций управления, как в широком, так и в узком смысле;

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа исследования государственного управления.
1.1. Государственное управление: понятие, содержание, подходы……...…6
1.2. Цели и функции государственного управления и их классификация….14
1.3. Специфика процесса управления сферой образования как конкретной функции государственного управления………………………………………..20
ГЛАВА 2. Правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере образования
2.1. Правовые основы государственного регулирования в сфере
образования………………………...…………………………………………… 25
2.2. Организационные основы государственного регулирования в сфере образования ………………………………………………………………...……31
2.3. Проблемы, возникающие в процессе регулирования сферы образования……………………………..…………….…….……………………38
ГЛАВА 3. Особенности государственного управления в сфере образования на примере Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
3.1. Характеристика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………………………………………..…..44
3.2. Состояние государственного управления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области……………………47
3.3. Проблемы, возникающие в государственном управлении сферой образования, и предложения по их разрешению………..…………..…………51

Заключение………………………………………………………….……………55

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM-okonchatelnyy_variant.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

 

ВЫВОД: Таким образом, управление системой образования в Ленинградской области регулируется Областным Законом Ленинградской области Ленинградской области от 20.06.2005 № 47-оз «О правовом регулировании деятельности системы образования ленинградской области», который  закрепляет в качестве регионального органа исполнительной власти, управляющего образованием, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.

 

 

3.3. Проблемы, возникающие в государственном управлении сферой образования, и предложения по их разрешению.

При сборе информации по данному вопросу автором дипломного проекта во время прохождения практики в Комитете общего и профессионального образования было проведено социологическое исследование посредством метода опроса и интервьюирования работников Комитета, а также представителей территориальных подразделений Комитета. Получившиеся результаты обобщены и представлены ниже в виде сформированных проблем и предлагаемых рекомендаций по их решению.

▪ Проблема планирования. Данная проблема «спускается» с федерального уровня и находит своё отражение в регионе. В Ленинградской области наблюдается отсутствие каких-либо нормативных актов, регламентирующих количество и состав выпускаемых специалистов. В соответствии с областным законодательством образовательное учреждение вправе открывать новые непрофилирующие специальности, зачастую чтобы увеличить объем финансирования учреждения. Выходом из этой ситуации может стать проведение маркетинговых исследований с целью выявления потребности рынка труда и предотвращения переизбытка специалистов. В некоторых случаях возможно внедрение директивного планирования, то есть разработки плана, имеющего юридическую силу и являющегося обязательным для всех исполнителей.

▪ Слабый контроль за выходом образовательных документов. Сущность проблемы заключается в отсутствии каких-либо норм, контролирующих данный процесс. Рынок рекламы насыщен объявлениями, предлагающими приобрести фальсифицированный диплом. Такой диплом печатают на бланках государственного образца и он имеет все степени защиты, отличие таких дипломов от настоящих заключается в том, что: во-первых, данный документ не внесён в реестр документов и нигде не зарегистрирован, а во-вторых, человек его приобретший, зачастую не имеет представления о профессии, уровень квалификации в которой подтверждается данным документом. Как результат, рынок труда заполняется неквалифицированными специалистами, которые могут не просто принести вред управлению организации собственной некомпетентностью, но и навредить человеку, если, к примеру, это сфера услуг. Отношение к этому вопросу формализовано и сужается до простого игнорирования такого документа при приёме на работу. Однако, вопросами санкций за данное деяние должен заниматься уголовный кодекс РФ, но дело не в том чтобы «наказать», а в том, чтобы «предотвратить». Таким образом, требуется немедленное усиление внимания к данному вопросу посредством, к примеру, усиления контроля за бланками государственного образца.

▪ Отсутствие обратной связи с общественностью по вопросам образования. Региональные органы власти действуют самостоятельно, независимо от общества, подход к общественным слушаниям формализован до такой степени, что их посещаемость гражданами практически равняется нулю. В этом свете необходимо привлечение экспертов, профессоров, заслуженных деятелей культуры с целью точнее и наиболее результативно поставить цели развития и определить пути их достижения. Здесь присутствует также элемент бюрократизма, касательно мнения населения. В качестве рекомендации по данному вопросу должен быть создан механизм налаженной обратной связи, являющейся неотъемлемым компонентом любого процесса управления. Обратная связь может быть реализована посредством социологических методов исследования – опросов, интервью, голосования. Такие меры могут воплощаться в жизнь посредством интернета, телевидения, публичных слушаний и т.д. Интерес общественности к решению возникающих проблем возрастёт только тогда, когда станет ясно, что происходит учёт мнения населения.  Обратная связь является показателем эффективности деятельности управления, поэтому её отсутствие говорит о бессмысленности существования управления вообще.

▪ Проблема социальной несправедливости. Проблема, стоящая остро, в настоящее время и связанная с уровнем доступности в те или иные образовательные учреждения. Если говорить, к примеру, о школах, где образование является бесплатным и общедоступным, то можно заметить различие в статусах образовательных учреждений. Последствием этого является невозможность поступить обучающегося в школу, к которой он относится по району, из-за занятости мест обучающимися из других районов по причине высокого статуса данной школы. То же самое происходит и в высших учебных заведениях – бюджетные места зачастую заняты заранее. Здесь можно говорить о коррупционной составляющей. Действия государственного управления в данном случае должны быть направлены на обеспечение гарантий доступности образования на равных для всех основаниях

При прохождении практики в Комитете общего и профессионального образования Ленинградской области, автором данной дипломной работы с помощью таких социологических методов как опрос и интервью, были выявлены также следующие недостатки:

▪ Недостаточное финансирование образовательных учреждений. Результатом данной проблемы является низкая оснащённость образовательных учреждений техническими средствами. Несмотря на то, что в настоящее время проводится массовая компьютеризация и интернетизация образовательных учреждений в рамках проекта модернизации, огромное число учреждений остаётся не затронутым. Эта проблема напрямую связана с высокой стоимостью и недостатком денежных средств для обеспечения должного уровня оснащения. В виду данной проблемы образовательные учреждения вынуждены привлекать источники дополнительных средств. Чаще всего такими источниками являются родители обучающихся. Но, к сожалению, во многих сельских учреждениях это обеспечение с родительской стороны не представляется возможным. Эта ситуация характерна для всех видов образовательных учреждений. Решением данной проблемы становится увеличение объёма финансирования в качестве введения новой статьи денежного обеспечения образовательных учреждений.

 

ВЫВОД: Таким образом, государственное управление в регионе, в частности – в Ленинградской области, не обеспечивает должного уровня обеспечения развития образования. Как и на федеральном уровне, в регионе существуют недостатки управления, требующие немедленного разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В своей работе автор пришёл к следующим выводам:

Государственное управление является видом социального управления и направлено на урегулирование отношений внутри государства. Государственное управление, как система, имеет внутренние связи, которые подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Существует большое количество подходов к рассмотрению цели  и функций государственного управления, однако все они объединены одной идеей: государственное управление в качестве своей цели должно видеть такое состояние государства, где были бы созданы все условия для нормального функционирования общества, материального и духовного развития своего народа.

В Законе РФ "Об образовании" выделен демократический, государственно-общественный характер управления, сказано о необходимости строить управление учреждениями (государственными и муниципальными) на принципах единоначалия и самоуправления, предоставлено право на участие в управлении школами обучающихся, их родителей или законных представителей и, естественно, работников образовательных учреждений. Специфика процесса управления вытекает из специфики объекта управления, что, в свою очередь, определяет принципы управления и его методологию.

Образовательное законодательство России представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компетенции: акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправления.

Управление в сфере образования, как и любое управление, имеет субъектно-объектную форму. А процесс управления происходит посредством реализации субъектом (органами власти) целенаправленного воздействия (реализация федеральных целевых программ) на объект управления (образовательные учреждения). Средством реализации государственной образовательной политики являются различные федеральные целевые программы, осуществляемые на различных уровнях управления.

Региональным исполнительным органом власти, действующим в области образования, является Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, чья деятельность направлена на реализацию государственной образовательной политики в субъекте Российской Федерации и регулируется Положением о Комитете.

Управление системой образования в Ленинградской области регулируется Областным Законом Ленинградской области Ленинградской области от 20.06.2005 n 47-оз «О правовом регулировании деятельности системы образования ленинградской области», который  закрепляет в качестве регионального органа исполнительной власти, управляющего образованием, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.

Россия имеет конкурентные преимущества по площади и богатствам недр, научно-техническому потенциалу и трудовым ресурсам. Однако сфера российского образования на сей день остаётся одним из слабых звеньев.

Среди проблем, характерных для государственного управления можно выделить законодательные и управленческие.

К группе законодательных проблем относятся следующие:

■ Преобладание и большой объём ведомственного нормотворчества Отсутствие системного подхода к формированию нормативно-правовой базы в области образования, характеризующейся бессистемностью и неполнотой правового регулирования. Нормативная база Российской Федерации в области образования носит «лоскутный» характер, так как множество актов принимаются в поддержку или развитие ранее изданного, что порождает непомерный рост нормативно-правовых актов в данной сфере.

■ Нестабильность законодательства об образовании имеет место на уровне как федерального, так и регионального законодательства. С 1996 года, даты принятия Закона об образовании, было проведено порядка 25 редакций закона, выдвинуто около 200 соответствующих законодательных инициатив и принято более 20 федеральных законов.

■  Проблема коллизии законов об образовании, связанная с частотой и количеством внесённых поправок. Многие нормы образовательного законодательства, регулирующие гражданско-правовые отношения, находятся в коллизии с нормами Гражданского кодекса РФ (касающихся, например, учредительства образовательных учреждений, объема ответственности учредителей по обязательствам учреждения, понятийной сущности предпринимательской деятельности учреждения как некоммерческого юридического лица и т.д.). В связи с этим возникает проблема выбора норм соответствующей отраслевой принадлежности в той или иной ситуации.

■ Принятие региональных норм по вопросам, отнесённым к компетенции федеральных органов. Вторжение в сферу, составляющую предмет ведения Российской Федерации, осуществляется посредством воспроизведения, полностью или частично, положений Закона «Об образовании», а также принятие норм, противоречащих федеральным законам

■  Противоречие между федеральной и региональной властью по одному и тому же вопросу. Поскольку вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то в соответствии со ст. 29 Закона РФ "Об образовании" субъекты Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование образовательных отношений, что позволяет существенно дополнить закон "Об образовании, что зачастую вызывает противоречия между уровнями управления.

Рекомендации по разрешению законодательных проблем представляются следующие:

■ приведение законодательства субъектов РФ в полное соответствие с действующим федеральным законодательством.

■ повышение качества регионального законодательства посредством удаления из него пробелов, декларативных, недостаточно эффективных норм и иных законотворческих и правотворческих ошибок

■  унификация и систематизация законодательства РФ об образовании.

Мерой реализации данных рекомендации представляется Кодификация образовательного законодательства, которая позволит не только систематизировать законодательные образовательные нормы, но также позволит избежать противоречий с другими Кодексами Российской Федерации посредством толкования существующих норм применительно к сфере образования.

 

К управленческим проблемам относятся следующие:

▪ Проблема планирования.

Отсутствие регулирования деятельности образовательных учреждений, связанных с открытием непрофильных специальностей. Результат: невостребованность большого числа молодых специалистов и проблемы, связанные с трудоустройством.

▪ Слабый контроль за выходом образовательных документов.

Широкие возможности для приобретения фальсифицированных образовательных документов, подтверждающих квалификацию специалиста. Результат: присутствие на рынке труда неквалифицированных специалистов и возможность не только снизить работоспособность организации, но и нанести вред в виду некомпетентности.,

▪ Отсутствие обратной связи с общественностью по вопросам образования.

Формальный подход к привлечению общественности в государственном управлении. Результат: низкая информированность граждан о происходящих в регионе процессах и их незаинтересованность в развитии региона в виду не учёта их мнений.

▪ Проблема социальной несправедливости.

Присутствие коррупционной составляющей, выражающаяся в различном статусе образовательных учреждений. Результат: затруднительное поступление в образовательное учреждение высокого статуса.

▪ Недостаточное финансирование образовательных учреждений.

Низкая оснащённость образовательных учреждений техническими средствами, связаная с высокой стоимостью и недостатком денежных средств для обеспечения должного уровня оснащения. Данная проблема затрудняет развитие процесса образования. Результат: привлечение дополнительных источников финансирования в лице родителей учащихся. Зачастую неспособных обеспечить недостающую долю необходимых материалов и технических средств.

Информация о работе Государственное управление в сфере образования как конкретная функция государственного управления