Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:55, курсовая работа
В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания педагогической общественности. Это связано с изменениями, происходящими в обществе. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - определяют новые требования к отечественной системе образования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность гражданского образования……………………………………6
Глава 2. Концепции гражданского образования…………………………………10
2.1. Понятие гражданского образования……………………………………….10
2.2.Концепция развития гражданского образования………………………….13
2.3. Курс обществоведения – ядро гражданского образования………………17
2.3.1. Понятие концепции обществоведческого образования………………..17
2.3.2. Концепция обществоведческих курсов………………………………….21
2.3.3.Изучение обществоведения и личный опыт учащихся…..……………...23
2.4. Роль истории в гражданском образовании………………………………..25
2.5. Единство обучения и воспитания………………………………………….29
2.6.Дополнительное образование в системе гражданского воспитания…….31
2.7.Повышение квалификации учителей……………………………………….33
2.8. Системный и институционально - целостный подходы……………...…35
2.9. Гражданское образование – единый комплекс…………………………36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………………..43
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет юриспруденции
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
Гражданское образование: цели, задачи, концепции.
Выполнила студентка
заочного отделения:
группы 41-Ал
____________ ____________
Дата
Екатеринбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Сущность гражданского образования……………………………………6
Глава 2. Концепции гражданского образования…………………………………10
2.1. Понятие
гражданского образования………………
2.2.Концепция
развития гражданского образова
2.3. Курс обществоведения
– ядро гражданского
2.3.1. Понятие
концепции обществоведческого
2.3.2. Концепция обществоведческих курсов………………………………….21
2.3.3.Изучение обществоведения и личный опыт учащихся…..……………...23
2.4. Роль истории в
гражданском образовании…………………
2.5. Единство обучения
и воспитания………………………………………….
2.6.Дополнительное
2.7.Повышение квалификации учителей……………………………………….33
2.8. Системный и институционально - целостный подходы……………...…35
2.9. Гражданское образование – единый комплекс…………………………36
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время практически
во всех европейских странах
Например, в Австрии с 1978 года существует Закон «Гражданское образование в школах», где сказано: «…Гражданское образование является предпосылкой как развития личности, так и дальнейшего развития общества в целом. Основное положение гражданского образования – воспитание… демократического сознания, общеевропейского мышления и открытости миру, которая зависит от понимания глобальных проблем человечества». Большое внимание уделяется подготовке педагогов по данной специальности.
В Нидерландах гражданское образование нацелено на «оснащение учащихся историческими и политико-управленческими знаниями, представлениями и навыками, благодаря которым они смогут принимать участие в общественных структурах».
В Болгарии существует множество программ по гражданскому образованию, утвержденных Министерством образования, для основной школы, для педагогических училищ и колледжей, для средних и технических училищ, для гимназий. Наименование предметов различно: «Гражданское образование», «Политическая экономика и гражданское образование», «Обществознание и гражданское образование», «Социальная этика», «Нравственное и гражданское образование».
В Англии и Ирландии существовали факультативы по гражданскому образованию, они представляли собой различные модули для начальной и основной школы, но с 2000 года гражданское образование в Англии стало обязательным.
В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания педагогической общественности. Это связано с изменениями, происходящими в обществе. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - определяют новые требования к отечественной системе образования. Она переживает сущностные изменения, проявляющиеся в организационно-управленческих, правовых, экономических преобразованиях, выработке нового содержания образования, адекватного изменениям, происходящим в современном человеческом обществе. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образовательных результатов, соответствующего постиндустриальному, информационному обществу, способному обеспечить развитие России в новых условиях.
Целью курсовой работы – проанализировать сущность и значимость гражданского образования в условиях реформирования российского правового образования. Раскрыть содержание концептуальных подходов к формированию гражданского образования в России.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В философском смысле гражданское образование - это:
Важным условием решения задачи создания в России гражданского общества и правового государства, эффективной рыночной экономики является решение проблемы формирования гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, правовой экономической и политической культуры.
В Концепции модернизации
российского образования на период
до 2010 года (утверждена правительством
РФ 29.12.01) определены новые социальные
требования к системе российского образова
Школа в широком смысле
этого слова должна стать важнейшим
фактором гуманизации общественно-
В Российской Федерации гражданское образование находится на этапе становления, которое включает:
Гражданское образование — это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры.
Цель гражданского образования в современных условиях — формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры.
Гражданское образование ориентировано
на обучение основам жизни в
Выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, содействующей формированию демократической гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей в содержании образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог является актуальной задачей.
Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования, определяют гражданское образование как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием цель готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, свидетельствует о признании роли гражданского образования. Необходимость выполнения этой задачи предполагает необходимость создание системы непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни человека, организации системной деятельности по повышению качества, эффективности гражданского образования.
История многонационального народа России доказала значимость и важность формирования таких моральных ценностей как патриотизм, служение Отечеству, приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими, милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, толерантность (терпимость к другим культурам, народам, людям). Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода, права человека, равенство людей перед законом, общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благосостояние как условие жизни, достойной человека. Необходимость взаимной адаптации ценностей продиктована обострением глобальных проблем человечества, перспективами его выживания и развития.
Гражданское образование предполагает взаимную адаптацию ценностей демократии и отечественной культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций народного самоуправления, что создаст возможность преодоления авторитарных доминант политической и правовой культуры, укоренения демократических ценностей и процедур. Взаимная адаптация предполагает и обращение к традиционным ценностям национальных культур, которые сохраняют свою актуальность в меняющемся мире.
Система гражданского образования в Российской Федерации предусматривает деятельность образовательных учреждений всех типов и видов; массовую работу, организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и неправительственными организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности.
Данные факторы обеспечили поддержку гражданского образования в России и являются предпосылкой его дальнейшего развития. В то же время, несмотря на имеющийся опыт и ряд позитивных тенденций создание комплекса необходимых условий для организации эффективного гражданского образования в России не завершено.
В настоящее время отмечается недостаточный уровень политической и правовой культуры населения Российской Федерации, обеспечения прав человека и основных свобод, реализации положений государственной образовательной политики в массовую практику образовательных учреждений и социальных институтов, подготовки работников образования и социальной сферы для реализации программ гражданского образования, развития программ гражданского образования в системе профессионального образования.
Информация о работе Гражданское образование: цели, задачи, концепции