Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:55, курсовая работа
В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания педагогической общественности. Это связано с изменениями, происходящими в обществе. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - определяют новые требования к отечественной системе образования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность гражданского образования……………………………………6
Глава 2. Концепции гражданского образования…………………………………10
2.1. Понятие гражданского образования……………………………………….10
2.2.Концепция развития гражданского образования………………………….13
2.3. Курс обществоведения – ядро гражданского образования………………17
2.3.1. Понятие концепции обществоведческого образования………………..17
2.3.2. Концепция обществоведческих курсов………………………………….21
2.3.3.Изучение обществоведения и личный опыт учащихся…..……………...23
2.4. Роль истории в гражданском образовании………………………………..25
2.5. Единство обучения и воспитания………………………………………….29
2.6.Дополнительное образование в системе гражданского воспитания…….31
2.7.Повышение квалификации учителей……………………………………….33
2.8. Системный и институционально - целостный подходы……………...…35
2.9. Гражданское образование – единый комплекс…………………………36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………………..43
Реальна ли выработка собственной гражданской позиции во взаимоотношениях с различными социальными группами человеком, не имеющим представления о структуре общества, социальном статусе личности?
Возможны ли нормальные отношения с другими лицами без приверженности к определенным моральным принципам, без осознания значимости нравственных норм, этики семейной жизни, межнациональных отношений, трудовой и предпринимательской этики?
Можно ли вообще быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания, ориентации на образцы правомерного поведения?
Ответ на все эти вопросы очевиден.
Необходимыми составляющими современного понятия гражданской культуры являются экономические, политические, правовые, социологические, этические знания, и именно курс обществоведения представляет учащимся соответствующее содержание.
Несомненно, в решении задач гражданского воспитания большое значение имеют изучение Конституции Российской Федерации, понимание сформулированных в ней гражданских ценностей и ориентиров, ознакомление учащихся (в изложении учителя, путем самостоятельной работы школьников с документами) с основными положениями законодательстве о гражданстве, Гражданского кодекса РФ, Концепцией государственной национальной политики РФ, Экологической доктриной РФ. Осознать значение Конституции и других государственных документов можно, лишь опираясь на знание о реальных процессах, происходящих ныне в российском обществе.
Но глубокое понимание и неформальное усвоение конституционных и иных правовых норм может быть обеспечено лишь при условии овладения ключевыми понятиями, отражающими экономическую, политическую, социальную, духовную жизнь общества, знаниями, отражающими исторический опыт развития российского общества и государства, всего человечества.
Сказанное позволяет сделать вывод, что гражданское воспитание, предполагающее в качестве одного из условий изучение Конституции Российской Федерации, целесообразно осуществлять в системе интегральных курсов, важнейшей задачей которых собственно и является воспитание гражданина. Именно в них создается необходимая база для формирования системы ценностей, охватывающей все стороны социальной жизни гражданина (отношения собственности, политические, социальные, национальные, семейные, идеологические и иные сферы деятельности).
Для формирования гражданственности используется весь свойственный обществоведению арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата, персонификация проявлений гражданственности. Весьма значим деятельностный компонент учебного процесса. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п. В такую деятельность вовлекают учащихся и игровые формы занятий (ролевые игры и т.п.).
Гражданское образование и воспитание при изучении обществоведения и других социальных дисциплин основаны на приобщении учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как:
- научные представления
об отношениях между
- оправдавшие себя
в гражданских отношениях
- гражданские ценностные
ориентиры, и прежде всего
- опыт самостоятельного
решения многообразных проблем,
Все это призвано способствовать формированию
гражданской позиции выпускника
школы, его самореализации в условиях
возросшей свободы
Усиление практической направленности
обществоведческого образования находит
отражение в целевой установке
на формирование ключевых социальных
компетенций в
требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности, собственный опыт творческой деятельности. Таким образом, формирование компетенции означает освоение важнейших элементов культуры.
2.3.2.Компетенции обществоведческих курсов.
Ключевые компетенции,
которые призваны формировать обществоведческие
К первой группе можно отнести:
- компетентность в сфере самосто
- компетентность в сфере трудово
- компетентность в семейно-
- компетенции, связанные с
Ко второй группе относятся:
- компетентности в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности и межличностных отношений. Курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, гражданина, потребителя); он содействует выработке нравственного и правомерного поведения, развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов;
- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать взгляд на опасные последствия расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма, понять античеловеческую сущность международного терроризма, необходимость соблюдения жесткого антиэкстремистского законодательства. Он может содействовать воспитанию толерантности как моральной ценности, социальной нормы складывающегося в России гражданского общества, пониманию и уважению иного образа мыслей и образа жизни, формированию способности жить в мире и согласии с людьми других культур, языков и религий.
2.3.3Изучение обществоведения и личный опыт учащихся.
Гражданское воспитание может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям. В отрыве от реальной жизни в лучшем случае произойдет формирование чисто академической системы знаний («для экзамена»), рядом с которой в сознании учащихся будет существовать другая система представлений и отношений, влияющих на их практическую деятельность. В худшем случае произойдет отторжение предполагаемого школой содержания как не совпадающего с жизненным опытом.
Действительно, личный опыт учащихся, будучи важным фактором формирования гражданской культуры, отражает противоречивые процессы, происходящие на глазах учащихся, вбирает в себя влияние средств массовой информации, образа жизни и образа мыслей, присущих их семьям, молодежной субкультуре, общению в группе сверстников. В нем достоверные знания причудливо переплетаются с осевшими в сознании слухами, домыслами, иллюзиями, лживой информацией. Многие факты, почерпнутые из жизни, остаются непонятными или превратно истолкованными, многие проблемы кажутся легкорешаемыми, особенно если простые решения попадают на благоприятную почву: неумение думать или умственную лень. Все это в сочетании со свойственной возрасту впечатлительностью, категоричностью суждений, оппозиционностью по отношению к взрослым создает ту глубоко индивидуальную призму, в которой преломляется учебная информация, и нередко преграду, о которую разбиваются воспитывающие усилия учителей.
Итак, личный опыт ученика - это, во-первых, результат случайных, неупорядоченных действий. А во-вторых, если бы в нем и не содержались негативные компоненты, то и в таком состоянии он не выходит за пределы обыденного сознания, а, точнее говоря, представляет собою конгломерат эмпиричных знаний, житейских, повседневных впечатлений. Педагогические исследования показали, что в нем представлены эмпирические обобщения, включающие и взгляды, называемые здравым смыслом, и заблуждения, и мифы. Этот стихийно накапливаемый опыт фрагментарен, противоречив, неглубок.
Сущность протекающих в обществе сложных процессов может быть понятна лишь в ходе систематического изучения положений и выводов общественных наук. Только научные знания позволяют осмыслить глубинные механизмы развития, подлинный смысл происходящего в окружающем мире. Отсюда очевидно, что гражданское воспитание и образование может быть эффективным лишь с учетом личного опыта учащихся, с опорой на него; что в процессе изучения социальных дисциплин необходимо осмысление и переосмысление опыта в свете научных положений; что эффективное гражданское образование и воспитание предполагает целенаправленную организацию личного опыта учащихся на основе научных знаний.
Не противопоставление
личного опыта и научной
2.4.Роль истории в гражданском образовании.
Изучение истории вносит
значительный вклад в гражданское
образование и воспитание молодого
поколения. Цикл исторических курсов дает
возможность проследить на материале
всеобщей и отечественной истории
процесс возникновения и
При существующей концентрической системе изучения истории школьники обращаются к названным сюжетам дважды - в основной школе и в 10-11 классах, что предполагает определенную динамику рассмотрения исторического материала.
В основной школе происходит накопление того, что можно назвать позитивной информацией. Первичные опорные сведения школьники получают в курсах истории античных обществ, где и возникли понятия гражданской принадлежности человека, его гражданских прав, обязанностей, доблестей и т.д. В 5 классе школьникам предлагаются сюжетные рассказы о героях и выдающихся гражданах античных обществ. При этом наряду с позитивными знаниями формируются чувства сопереживания, эмоциональное отношение к изучаемым фактам и явлениям.
В курсе новой истории
(7-8 классы) первичные знания обогащаются
факта-ми, связанными со становлением
современных национальных государств
(понятие государственной
Обращаясь к разным исторически эпохам, учащиеся получают возможность понять, что к гражданским достоинствам человека, наряду с ценившимися во все времена патриотизмом, готовностью защищать свою страну от нападений внешних врагов, относятся и такие качества, как мирное, созидательное служение Отечеству, содействие общественному благу и процветанию.
Обращение к истории XX в. позволяет на примерах конкретных событий и ситуаций раскрыть сложную, многогранную сущность гражданских позиций человека в современном мире. Речь идет об отношениях гражданин - общество - власть - государство, национально-государственных и общечеловеческих гражданских ценностях и т.д.
Таким образом, в основной
школе происходит не только ознакомление
учащихся с основной историографической
информацией, но и, что особенно важно,
накопление определенного опыта
эмоционально-ценностного
Информация о работе Гражданское образование: цели, задачи, концепции