Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

В России происходит постоянное усовершенствование системы образования и модернизация методов организации учебного процесса, с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития качеств личности ребенка. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности учителя и образовательного учреждения в целом.

Содержание

Введение………………………………….………………...….……….3
1глава.I. Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников………….…………………….7
II. Опыт учителей русского языка при организации групповой работы на уроках……………………………………………………15
III. Организация групповой работы при изучении темы «Глагол» в 5 классе…………………………………...……...……..23
Заключение………………………………………….……………….28
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Групповые формы обучения.docx

— 84.22 Кб (Скачать файл)

        Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Однако наблюдения показывают, что при ее организации допускаются серьезные ошибки. Например, часто за групповую работу выдают работу по вариантам. Поэтому стоит определить дидактические условия, с учетом которых и должна строиться эта форма обучения.

         Групповая работа строится на следующих принципах:

  1. Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).
  2. Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
  3. Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
  4. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
  5. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

 

     Как видим, для  такой работы характерно непосредственное  взаимодействие и сотрудничество  между учащимися, которые, таким  образом, становятся активными субъектами  собственного учения. А это принципиально  меняет в их   глазах смысл и значение учебной деятельности.[12,c.69]    

 Какие же существуют требования к учебному материалу?

     По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

        Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.[6,c.43]

      Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.

В расчет нужно брать два признака:

  • Уровень учебных успехов учащихся.
  • Характер межличностных отношений.

        Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учащихся разного уровня знаний и умений, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

         Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами.

          В ходе работы поощряется совместное обсуждение результатов работы, обращение за советом друг к другу.

          Сами учащиеся свою работу в группе могут организовать следующим образом:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий  внутри группы;

- индивидуальное выполнение  задания;

- обсуждение индивидуальных  результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания  группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового  задания.

Заключительная часть:

- сообщение о результатах  работы в группах;

- анализ проблемной ситуации, рефлексия;

- общий вывод о групповой  работе и достижении поставленной  задачи.

        Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.[11,c.23]

       Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он предает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:

  • Объяснение цели предстоящей работы.
  • Разбивка учащихся на группы.
  • Раздача заданий для групп.
  • Контроль за ходом групповой работы.
  • Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
  • После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

 

     Групповые формы  работы ставят ученика в активную  позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в отечественной школе групповая работа.[9]

       При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

       Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.[5,c.62]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Опыт учителей русского языка при организации групповой работы на уроках.

         Для того чтобы изучить опыт организации групповой работы на уроках русского языка, был проведен анализ конспектов уроков. В процессе анализа необходимо было решить следующие задачи:

  1. Выяснить, как часто учителя используют групповую работу на уроке.
  2. Определить, на уроках какого типа чаще всего используется групповая работа.
  3. Выяснить, при изучении каких разделов курса русского языка используется групповая работа.
  4. Проанализировать характер заданий и организацию групповой работы, предлагаемой учителями.

        Для анализа были выбраны конспекты уроков, размещенные в Интернете на сайте «Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок». С данного сайта мы рассмотрели пятьдесят конспектов, и лишь в пятнадцати конспектах отмечено наличие групповой работы на уроках.

          В группах обучающиеся могут работать, как весь урок, так и определенный фрагмент урока. Из проанализированных конспектов, можно отметить, что групповая работа, подразумевает деление не несколько групп, как правило, от четырех до шести, возможно больше.

           Например, Мельник Е. Н., учитель русского языка и литературы при закреплении темы «Падеж имен существительных» в пятом классе, использует групповую форму работы для организации изучения нового материала. [14]

           «Групповая организация учебной деятельности учащихся на уроке позволила всему классу активно участвовать в работе, проявить свои творческие возможности и показать высокие результаты по предмету. В итоге каждый ученик получил по две оценки (одну - в тетрадь за словарную работу, другую - в журнал за работу в группе).» Деление класса на 6 групп по 4 человека, по количеству падежей. При этом следует отметить, что учащиеся заранее были разделены на группы. Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".

Задание для групп:

1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит  в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".

2.Сформулировать правило, как определить  падеж имени существительного.

3. Из предложенного стихотворения  выписать предлоги, которые употребляются  с данным падежом.(Приложение 1)

4. Представить выступление и  оформить на доске таблицу.

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

   

Р.п.

   

Д.п.

   

В.п.

   

Т.п.

   

П.п.

   

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)
  2. Дело шуток не любит. (И.п.)
  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)
  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  10. Дела как сажа бела. (И.п.)
  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)
  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

 

НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ

(Лист оценок за работу в  группах)

№ группы

Устный ответ

Оформление

Грамотность

Итог

№ 1

       

№ 2

       

№ 3

       

№ 4

       

№ 5

       

№ 6

       

 

       «Проведенный урок русского языка показал, что работа учащихся по группам и в парах способствует повышению грамотности, интеллектуального уровня учащихся, формированию положительных нравственных качеств личности», - отмечает учитель.

           Учитель Антонова И.В., на уроке обобщения и систематизации изученного  в теме «Глагол» в пятом классе, также использует групповую работу. Учащиеся разделены на 4 группы, идет работа с текстом. (

Учитель предлагает учащимся  тексты, но без задания,  каждая группа должна сама сформулировать себе задание.[15]

              У каждой группы одинаковые тексты, но разные задания. Учащиеся озвучивают учителю задание, которое, как они решили, должны выполнить. Затем учитель корректирует их и дает листочки, на которых задания прописаны: 1 группа – поставить глаголы, данные в словах для справок, в нужной форме. Дать понятие морфеме, найти морфему, отвечающую за прошедшее время глагола; 2 группа – правильно расставить знаки препинания в выделенных предложениях и объяснить их постановку; 3 группа – подчеркнуть выделенные глаголы как члены предложения и сделать вывод о том, каким членом предложения может быть глагол (вспомнив и материал прошлых уроков); 4 группа – дать понятие фразеологического оборота. Найти в тексте фразеологические обороты и объяснить их, подобрать синонимы (слова и фразеологические обороты) к одному из оборотов, составить с одним из синонимов предложение. Ученикам дается несколько минут на выполнение задания. (Приложение 2)

      Далее учитель вместе с остальными тремя группами выполняет проверку правильности выполнения задания первой группой, далее второй и так далее. В случае правильно выполненного задания учитель показывает слайд с правильным ответом, в противном случае, исправляет вместе с учениками. Итог групповой работы, носит скорее философский характер, нежели вывод по проделанной работе и изучаемой теме: «Можно ли обманывать?», «Хорошее ли это качество?».

Информация о работе Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников