Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое применение деловых игр в профориентационной работе. Объект исследования: профориентационная работа.
Предмет исследования: деловые игры в профориентационной работе.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы в профориентационной работе;
- изучить деловые игры – как форму профориентационной работы;
- разработать методику профориентационной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

В казахстанском энциклопедическом  словаре выделяется следующая классификация игр:

  • предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой

ребенок учится использовать их по прямому назначению;

Ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.д.) в специально создаваемых ими сюжетных условий;

Символическая – игра, в которой реальность воспроизводится  в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической  форме;

Сюжетная – игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п. Имитирование реальных процессов в форме игровой деятельности;

  • деловая игра (ДИ) – метод имитации ситуаций, моделирующих

профессиональную или  иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей [11].

Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.  Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловые игры – это  вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Применение деловых  игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров.

Деловая игра позволяет  найти решение сложных проблем  путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников [12].

Деловая игра – это  метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес,  вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В. С. Кукушин определяет понятие «деловой игры» как один из ведущих методов активного обучения. Как метод обучения деловая игра, по мнению В. С. Кукушина,  должна отвечать следующим требованиям:

- распределение ролей между участниками игры;

Совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;

Диалоговое общение  партнеров по игре как необходимое  условие принятия согласованных  решений;

Различие интересов  у участников игры и появления  конфликтных ситуаций;

Наличие общей игровой  цели у всего коллектива (игровая  система), которая является ведущем стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;

Введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);

Использование гибкого  масштаба времени;

Применение системы  оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;

Наличие в игре системы  стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;

Динамичность, непрерывность  и занимательность деловой игры;

  • Достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего

эффекта деловой игры [13].

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются, лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим «дело» и «игру».

Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного. Таким образом, игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также заключают противоречие. При  такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу  и, следовательно,  открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий  к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит  в том, что являясь моделью  реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.

В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой  игре обстановка выражается в динамике, процесс производства – в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников – две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой  связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения [14].

Таким образом, сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры.

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

Отмечают функции деловой  игры:

- информационно-познавательная;

- организационно-управленческая;

- эмоционально-воспитательная;

- профессионально-адаптационная.

Деловая игра характеризуется:

- особым отношением  к окружающему миру (каждый участник  одновременно находится в реальном  мире и мире воображения, что  обеспечивает притягательную ценность  игры);

- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);

- социально значимым  видом деятельности (участник вне  зависимости от внутреннего склада  и настроения должен играть, он  не может не принимать участия  в игре, так как сами условия  исключают пассивную позицию);

- особыми условиями  процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

В деловой игре существуют следующие этапы:

1. информационный, который  связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;

2. проблемный, на котором  происходит перевод теоретических  знаний на языке практических  действий;

3. поведенческий, обеспечивающий  принятие решений и программы  действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;

4. оценочный, позволяющий  выбрать и обосновать оптимальный  вариант решения поведенческой  программы.

Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют  ее как активную форму обучения. К ним относятся:

1. имитация условий  осуществления иноязычной деятельности;

2. моделирование типичных, актуальных для участников игры  ситуаций с целью тренировки  в речевом и деловом общении;

3. проблемный характер  моделируемых ситуаций;

4. распределение ролей между участниками игры;

5. описание структуры  и сценария игры;

6. организация обсуждения  предстоящей игры как элемента  «обратной связи» с ее участниками;

7. реализация целей  игры;

8. наличие критериев,  по которым оцениваются действия  играющих [15].

Таким образом, деловая  игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько  познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных  игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.

В практике составления  деловой игры нет общепризнанного  подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений  о ней как форме контекстного обучения, в котором участники  осуществляют профессиональную деятельность.

Основные структурные  компоненты деловой игры:

- знакомство с реальной  ситуацией;

- построение ее имитационной  и игровой моделей;

- формулировка главной  задачи группами, уточнение их  роли в игре;

- создание игровой  проблемной ситуации;

- вычленение необходимого  для решения проблемы теоретического  материала;

- решение проблемы;

- создание графической модели  взаимодействия участников;

- обсуждение и проверка полученных  результатов;

- корректировка;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.

Имитационная модель отражает выбранный  фрагмент реальной действительности и  получает свое воплощение в следующих  структурных компонентах деловой  игры: цели, комплект ролей и функции  игроков, сценарий, правила игры.

Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие  в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым  по форме, цели.

Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.

Дидактические цели:

1. закрепление системы знаний  в области конструирования деловой  игры;

2. выработка системных умений  по конструированию и методическому  описанию игры;

3. обмен опытом создания деловой  игры;

4. совершенствование навыков принятия  коллективных решений;

5. развитие коммуникативных умений  разного рода.

Воспитательные цели:

6. порождение творческого мышления;

7. выработка установки на практическое  использование;

8. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.

Игровые цели:

1. разработка вариантов проекта  деловой игры;

2. демонстрация разработчиком приемов  создания игрового контекста.

Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической  форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.

Сценарий является базовым элементом  игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

Информация о работе Деловые игры