Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.
Введение
ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения
.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании
1.3 Технологии профилактики наркомании
Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1 База практики. Методики исследования
.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация
2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ожидаемые результаты:
·сформируется у учащихся
гражданские качества, современные
знания и умения, помогающие личности
разрешать возникающие
·сформируется у школьников потребность в здоровом образе жизни.
·Снижение риска приобщения подростков к наркомании
Содержание программы деятельности социального педагога по профилактики подростковой наркомании представлена в таблице 2.
Таблица 2.
№ занятияназваниеФорма проведенияЦели
и задачиСодержание работыСроки
проведения1.«Подвержен ли ваш ребенок
к риску приобщения наркотиков»Анкетирование
родителейИзучение
Все конспекты занятий находятся в приложении.
Программа «Школа без наркотиков» осуществлялась в три этапа:
1.Диагностический этап (занятие с 1-го по 3-ий);
2.Коррекционно - развивающий (занятия с 4-го по 10-й)
.Анализ проведенной работы.
Рассмотрим первый этап - диагностический. На первом занятии (приложение 1) проводится анкетирование родителей детей подросткового возраста. Целью данного занятия было изучение проблем подростковой наркомании. Выявление «группы риска», т.е, группы подростков, у которых высока степень приобщения к употреблению ПАВ. Для этого мы использовали анкету для родителей «Подвержен ли ваш ребенок риску приобщения к наркотикам». В опросе приняли участие родители 40 подростков.
Родителям предлагалось ответить на 20 вопросов. За каждый положительный ответ ставилось одно очко. Чем больше ответов «да», тем выше степень риска у ребенка.
На втором и третьем занятиях мы провели диагностические обследования в так называемой «первой группе риска», с целью более углубленного изучения наркогенной ситуации в полученной группе риска и исследования личного опыта этих подростков относительно одурманивающих средств. Для этой цели мы использовали анкету Дж. О. Нилла «Изучение наркогенной ситуации в коллективе» и анкету «Личный опыт школьника относительно одурманивающих средств». Была выявлена группа повышенной степени риска
Для более глубокого изучения
характера и интересов
наблюдение во время уроков и во внеурочное время;
беседа с классным руководителем, администрацией школы;
анализ школьной документации и творческих работ учащихся.
Коррекционно - развивающий
этап программы состоит из занятий
с 4 по10-й. На данном этапе работы мы
провели мероприятия с
консультации;
классные часы;
беседы;
тренинговые занятия.
.3 Результаты проведенной
коррекционной работы. Рекомендации
родителям и социальному
В данном параграфе мы проанализируем результаты проведенного нами исследования проблем наркомании у подростков в условиях средней школы.
Данное исследование проводилось в три этапа:
) Диагностический этап;
) Коррекционно-развивающий этап;
) Анализ полученных результатов.
На диагностическом этапе нами были намечены основные цели и задачи исследования. На данном этапе, по итогам социологического анкетирования определены показатели по следующим шкалам: действия в ситуации риска, интерес к наркотикам и социальные установки. Сочетания шкал определяют отнесение ребенка к первой, второй, третьей группе риска. Нами была выделена «группа риска» вызывающая наибольшую тревогу. В дальнейшем с этими подростками мы проводили коррекционные занятия по профилактике наркомании по программе «Школа без наркотиков».
По итогам анкетирования для родителей «Подвержен ли ваш ребенок риску приобщения к наркотикам» мы получили следующие результаты:
1)Из 40 родителей 23 набрали
от 3 до 6 очков, что свидетельствует
о том, что их ребенок
2) 9 родителей набрали баллы в диапазоне от 7 до 13, это говорит о том, что их дети относятся к группе повышенного риска, что зависит от круга общения подростков, типа школы, от особенностей микрорайона.
) Высокая степень риска
составила - от 13 до 17 баллов. В эту
группу относятся подростки,
) Лиц, набравших более
17 баллов, что говорит о крайней
высокой степени риска, не
Наглядно результаты анкетирования представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты анкетирования
Наибольшее опасение у нас вызвало группы подростков с высокой и повышенной степенью риска приобщения к наркотикам. Таких подростков оказалось 17 человек. Причем 12 из них мальчики, а 5 - девочки. Мы их условно назвали - первой группой риска.
По итогам анкетирования были определенны показатели по следующим шкалам:
интерес к наркотикам;
личный опыт употребления алкоголя, никотина, наркотиков;
отношение к ПАВ.
По результатам проведенного анкетирования Изучение наркогенной ситуациив коллективе (административный опросник Дж. О. Нилла) (см. Приложение 3) и Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ группа риска, в которую входили 17 подростков (так называемая «первая группа риска») была разделена после тщательного изучения их ответов на вопросы анкет, на вторую группу (менее рисковая группа) и третью - (более рисковая группа).
Во второй группе оказалось 10 подростков (3 девочки и 7 мальчиков), в третьей - 7 человек (5 мальчиков и 2 девочки).
Наибольшее опасение вызвали ответы третьей группы. Как оказалось, 2 подростка курят не меньше 1 раза в день, трое и курят и употребляют алкогольные напитки не менее 1 раза в неделю.
Во второй группе частота употребления алкогольных напитков и сигарет оказались меньше, чем в третьей группе: 6 подростков ответили, что употребляют алкогольные напитки лишь 1 раз в месяц, подростков употребляющих токсические и наркотические вещества не оказалось.
Особенно важно, что дети из третьей группы риска чаще получают первую информацию о наркотиках от друзей и других сверстников, а во второй группе - из СМИ, от родителей и учителей (смотреть диаграмма 2).
Диаграмма 2. Источники информации от наркотиков.
При этом характер первой информации был выявлен следующий. Наглядно результаты представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3. Характер первой информации
Как видно из диаграммы 3, первая информация «в пользу наркотиков» и «неопределенная информация» повышает уровень риска для ребенка, а «против наркотиков» - снижает риск наркотизации. Следовательно, первая информация о наркотиках, получаемая ребенком, должна быть строго против наркотиков.
Участники опроса также отмечали источники, информацию из которых они считают наиболее достоверной (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Более достоверная информация, по мнению подростков.
Среди учащихся средней группы риска больше доверия к друзьям, а среди второй группы - к родителям и педагогам.
Анализ результатов показал, что основным источником информации о наркотиках является СМИ. Учитывая, что сегодня в СМИ идет активная реклама наркотиков, полученные данные можно рассчитывать как фактор риска. Негативным моментом является и общение с друзьями, связанное с обсуждением наркотиков: по сути это «обмен опытом».
Необходимо отметить, что взрослые, окружающие подростков, не уделяют должного внимания этой проблеме. Хотя именно родители и учителя могли и должны сформировать у подростков устойчивое негативное отношение к наркотикам и осмысленную мотивацию отказа от их употребления.
Таким образом, проведенные нами анкеты дали хорошую и полную информацию о наркогенной ситуации в подростковой среде школы с. Уткалево. Полученная информация имела практическое значение и явилась основанием для дальнейшей работы.
По итогам исследования мы выявили группу риска, которая в наибольшей степени была подвержена риску наркотизации. В нее вошли 7 подростков, и что удивительно - все они оказались из одного класса - 8 класса. Список подростков вошедших в группу наибольшего риска:
. С. Айдар
. Г. Алина
. Ю. Ансар
. Д. Артур
. Г. Эльвира
. М. Андрей
. А. Алмас
После выявления группы риска
мы начали собирать дополнительную информацию
об этих учащихся, чтобы составить
на них полную характеристику. Это
позволило реализовать
Для более глубокого изучения
характера и интересов
наблюдение во время уроков и во внеурочное время;
беседа с классным руководителем, администрацией школы;
анализ школьной документации и творческих работ учащихся.
Проведение анкетирования и тестирования с помощью методик «Каким ты выглядишь в глазах других?», «Насколько вы уверенны в себе» позволила нам составить характеристику на подростков данной группы риска, которая приведена в таблице 3.
Таблица 3.
Имя подросткахарактеристикаС. АйдарСамоуверенный юноша, любит находиться в центре внимания. Фон настроения ровный (относительно), чуть повышенный. Учится в основном на 4 и 3. На уроках ведет себя вызывающе, спорит с учителем, отстаивает свою точку зрения, даже если она не правильнаяГ. АлинаБойкая, смелая и решительная девушка. Стремится добиваться своих целей, даже когда они не совсем вписываются в рамки социально допустимых. Ее девиз: «Бери от жизни все». К школе и к учителям относится скептически и с критикой.Ю. АнсарТихий, скромный и неуверенный в себе мальчик. Он ведомый, на уроках ведет себя тихо, незаметно. Когда вызывают к доске - теряется от волнения.Д. АртурФизически развитый, сильный мальчик. По характеру вспыльчивый, эмоциональный, дерзкий. Юноша склонен к рисковым, авантюрным поступкам. Эгоистичный, привык все получать силой.Г. ЭльвираЭкцентричная, эмоциональная девушка, с богатой фантазией и любопытностью. Привыкла быть в центре внимания, выделятся своими экстравагантными поступками, артистичностью и большой креативностьюМ. АндрейВеселый доброжелательный парень. Его отличительная черта - особо высокая любознательность, стремится все попробовать, исследовать. Интересуется всем, но редко доводит начатое дело до конца.А. АлмасАгрессивный, дерзкий мальчик. У него часто меняется настроение, нестабильный эмоциональный фон. На уроках пассивен, ни к одному учебному предмету интереса не проявляет.
Таким образом, мы накопили сведения о подростках группы риска, чтобы более эффективно провести коррекционно - развивающую программу по профилактике наркомании.
Перейдем к описанию основного этапа программы.
На четвертом занятии мы провели консультацию для родителей подростков по профилактике подростковой наркомании.
Целью данной консультации было
информировать родителей о
В ходе консультации мы ознакомили родителей с последними статистическими данными о наркогенной ситуации в российском обществе. Эта информация не оставила равнодушным ни одного родителя и заставила их задуматься и осознать всю важность и актуальность данной проблемы.