Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения

.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании

1.3 Технологии профилактики наркомании

Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы

2.1 База практики. Методики исследования

.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация

2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

 

Естественно, что одной  статистикой мы не ограничились. Мы проконсультировали родителей о  том, как установить факт использования  ребенком наркотических средств. Это  вызвало у родителей большой  интерес, они задавали различные  вопросы, касающиеся данной проблемы. Мы давали полные и интересные ответы, в рамках своих возможностей и  в рамках своей компетенции.

 

Также в ходе нашей консультации мы провели небольшое практическое занятие. Мы попросили родителей  поделится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна была придумать  историю семьи, где кто - то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвовала в написании  истории, распределении ролей. Задачей  каждого родителя было принятие способов решения данной проблемы, и подумать, как он лично может повлиять на ситуацию.

 

Группы разыграли ситуации. После этого мы совместно с  родителями обсудили наиболее приемлемые способы решения проблемы. Родители проявили креативность и предлагали самые различные пути решения  ситуации. И самым популярным было решение вовлечь к работе специалиста - нарколога.

 

Конечно, главной задачей  профилактической работы является недопущение  наркотической зависимости. Исходя из этого в течении занятия  мы ознакомили родителей с рядом  технических приемов и последовательностью  действий, которые родители могут  использовать, чтобы удержать детей  о употребления наркотиков.

 

Мы рассказали о пяти таких  приемах как:

 

. Учение ребенка быть  индивидуальностью, рассказ о  том, что делает человека особенным,  уникальным

 

. Изучение с ребенком  значения слова «дружба»

 

. Объявление ребенку того, что существуют предложения, на  которые можно и нужно отвечать  твердым отказом.

 

. Изучение особенностей  употребления алкоголя и наркотиков  в молодежной среде

 

. Использование примера  сверстников. Существует множество  ситуаций, когда позитивный пример  ровесников оказывает существенное  влияние на ребенка.

 

Мы посчитали, необходимым  информировать родителей о гендерных  мотивах употребления наркотиков, т.е  мотивов, связанных с полом человека. Родители были удивленны, что на первом месте у юношей были мотивы, такие  как, любопытство и подражание сверстникам, а у девушек - скука и желание  сблизится с представителями  противоположного пола, употребляющими наркотики.

 

В конце консультации мы проинформировали родителей о том, что делать, если они подозревают, что их ребенок  употребляет ПАВ и раздали  памятки с этой информацией.

 

Естественно, не возможно представить  профилактическую работу с подростками  по проблеме наркомании без работы с родителями. И проведенная нами консультация имела очень хорошее  практическое значение, и внесло свою небольшую лепту в предупреждении зла.

 

Следующее пятое занятие  и все последующие занятия  мы провели с подростками группы риска,которую мы охарактеризовали выше. Пятое занятие называлось «Привычки  и здоровье». Цель данного занятия - сформировать у ребят представление  о полезных и вредных привычках, пропагандировать ЗОЖ, развивать творческие способности, воспитывать культуру общения.

 

Занятие прошло в дружеской  обстановке. Ребята участвовали в  обсуждении проблем, высказывали свои мнения. На вопрос, какого человека мы называем здоровым ответили так: Айдар  считает, здоровый человек хорошо себя чувствует и выглядит хорошо. Андрей здоровым считает сильного, крепкого, ловкого, а Эльвира того, кто не пропускает занятия или работу. далее  мы обсудили от каких факторов зависит  здоровье человека. На этот счет подростки  высказывали такие мнения, что  здоровье зависит от:

 

нашего умения трудиться  и отдыхать (Алина);

 

уровня медицинского обслуживания (Эльвира);

 

окружающей среды (Ансар);

 

ведем ли мы здоровый образ  жизни (Артур).

 

Конечно же мы не оставили обсуждение вопроса о том, кто же такой  человек, который ведет ЗОЖ.

 

Также мы затронули и режим  дня. Хотя и большинство детей  отметили, что важно придерживаться режиму дня, но все, же признались, что  они не очень его соблюдают. И  все же пришли к выводу, что начинать вырабатывать у себя хорошие привычки волевые качества надо с составлением и соблюдением режима дня.

 

Таким образом, в ходе занятия, поставленные нами задачи были выполнены.

 

Занятие шестое называлось «Курение - опасное влечение». В данном занятии  мы поставили перед собой выполнить  следующие задачи:

 

ознакомить с отрицательными последствиями курения;

 

развивать умение вести дискуссию;

 

ориентировать на возможность  излечения, дать конкретные рекомендации по вопросам профилактики вредной привычки;

 

пропагандировать ЗОЖ.

 

Классный час начинается с небольшой сценки, которую разыграли  ученики. В этой сценке участвуют  Мальчик (Артур) и Сигарета - (Эльвира). Суть представления была в том, что  Сигарета предлагает Мальчику закурить, на тот упорно отказывается. Однако Сигарета всячески пытается заставить  Мальчика закурить, перечисляет «положительные качества» стороны курения.

 

В данном занятии мы рассказали ребятам об истории использования  людьми табака, и конечно о том, какие негативные последствия вызывает употребление сигарет. Ребята были очень  удивлены, что в состав табака входит более 200 токсических веществ, в том  числе полоний - 210, который излучает гамма лучи, также подростки поняли, что при затягивании и быстром курении попадание никотина в кровь увеличивается, печень и почки подвергаются огромной нагрузкам и, естественно, разрушению, пропуская через себя никотин и обезвреживая его. Услышав данный факт, Алина задала вопрос, почему у человека возникает повторное желание закурить, если никотин обезвреживается и выводится из организма? Ребята услышали ответ и на этот вопрос и поняли, что никотин, попав в организм, включается в процесс обмена и становится необходимым организму. Подростки были шокированы, узнав тот факт, что в сигаретах содержится канцерогены - вещества, которые вызывают раковые заболевания.

 

Учеников заставила задуматься о вреде курения и та информация, что он является фактором риска для  сердечно - сосудистой системы. Курение  влияет на сосуды нижних конечностей, результатом, которого является сначала  хромата, а затем гангрена и ампутация  конечностей. Этот факт вовсе шокировал  подростков.

 

Алина рассказала всем, что  прочитала в газете, что где - то проводился конкурс «Кто больше выкурит?»  и его результатом стала смерть двоих, если можно так сказать  победителей. Данное занятие не оставило ребят равнодушными, а заставило  их всерьез задуматься о вреде  курения и об избавлении данной привычки.

 

Занятие седьмое называется «Алкоголь и его последствия». Задачами этого занятия являлись:

 

ознакомление с историей появления алкоголя;

 

научить ребят рассуждать и осознавать пагубность пристрастия  к алкоголю;

 

подвести к выводу о  том, что употребление спиртных напитков опасно.

 

Ребята во время занятия  увлеченно слушали об истории  происхождения алкоголя, о том, как  он начал распространятся по всей земле. После лекции о происхождении  алкоголя, мы попросили ребят назвать  пословицы и поговорки об алкоголе и прокомментировать их. К нашему удивлению ребята проявили очень  даже большую активность. Артур привел такой пример: «Бутылочки да рюмочки  доведут до сумочки!» и объяснил, что пристрастившись к алкоголю, человек тратит много денег на его приобретение.

 

Эльвира: «Вино полюбил - семью  разорил» - если кто -то в семье пьет, то от этого страдают все члены  семьи и в первую очередь дети.

 

«Выпил две, да и не помнит где» - эту пословицу привел в  пример Алмас и объяснил это так, что люди, которые много пьют спиртного, могут находиться в таком состоянии, что не всегда понимают, где они  находятся.

 

Андрей: «Кто пьет - тот горшки бьет»- пьяные люди не понимают, что  они делают.

 

После обсуждения пословиц и  поговорок мы приступили к лекционной части занятия. В ней содержалась  информация о вредных последствиях употребления алкоголя.

 

Большой интерес вызвал среди  школьников показ видеоролика, где  подробно и наглядно показывались те негативные влияния, которые вызывает алкоголь. Они были крайне удивленны, узнав о последствиях употребления пива и джин- тоника, которых подростки  до этого момента считали безвредными. Особенно это коснулось юношей, когда  они узнали, что пиво крайне отрицательно влияет на мужскую сексуальную потенцию и способствует формированию женских  половых гормонов в организме  мужчин. Парни и девушки всерьез  задумались над данными фактами  и сделали соответствующие выводы.

 

Восьмое занятие «Эта белая  смерть». Целью данного занятия  мы поставили следующее:

 

ознакомить с наркоманией, как с вредным и антисоциальным для здоровья явлением;

 

обратить внимание на опасных  последствиях первого употребления наркотических веществ.

 

В данном занятии мы провели  лекцию о вреде употребления ПАВ, и о том, как формируется зависимость  от наркотических веществ. Ребята активно  участвовали в обсуждении этой проблемы. Был показан видеофильм о наркоманах и наркотических веществах, который  не оставил равнодушным ни одного подростка. Они были шокированы, увидев процесс «ломки» наркомана.

 

Их ужаснуло и то, как  пагубно влияют наркотики на физическое здоровье человека, как приводит к  деградации его личности, и то, что  даже однократное применение наркотических  веществ может привести к необратимым  последствиям.

 

Занятие девятое «Помоги  себе сам». Цель - формирование понимания  опасности передозировки лекарственными препаратами, формировать умения применять  меры первой помощи. В данном занятии мы актуализировали знания о влиянии микроэлементов, в частности содержащихся в лекарственных препаратах, привели примеры из литературных и кинопроизведений о негативных последствиях умышленной передозировки лекарственными препаратами. Ребята приняли участие в игре - тренинге «Аукцион идей». Мы их разделили на две команды и попросили их ответить на вопрос, что я сделаю при обнаружении симптомов отравления (передозировки) лекарственными препаратами? Дети показали неплохие знания и предложили довольно приемлемые с медицинской точки зрения, варианты действий. После чего было обобщение полученных знаний.

 

Заключительное десятое  занятие прошло под лозунгом «Умей  сказать нет!». Целью данного занятия  мы обозначили формирование навыков  отказа от употребления ПАВ.

 

В начале занятия, в целях  актуализации знаний и представлений  учащихся о наркозависимости и ее причинах, мы предложили назвать ассоциации к слову «зависимость». Ребята предложили следующие варианты: Артур - несамостоятельность, Алина - безволие, Андрей - слабость, Айдар - управляемость и др.

 

Затем провели упражнение «Мифы». Зачитывается спорное утверждение, участникам предлагается встать возле  одной из табличек с надписями  «да» или «нет» и отстаивать свою точку зрения.

 

Миф 1. Наркомания - вредная  привычка. На разбор этого мифа вышла  Алина. Она не согласилась с данным утверждением, так как считает, что  наркомания - это болезнь. Ребята с  ней согласились.

 

Миф 2. Достаточно один раз  уколоться - и станешь наркоманом. С этим утверждением не согласился Айдар. Однако остальные ребята стали  активно обсуждать этот вопрос и  все таки смогли переубедить Айдара в обратном. Что даже попробовав только один раз, можно стать наркоманом.

 

Миф 3. Марихуана безвредна. На обсуждение этого вопроса развернулся  настоящий спор, и тут пришлось вмешаться и нам, чтобы помочь ребятам сделать правильные выводы.

 

В конце занятия мы совместно  с учащимися составили памятку  «Тебе предложили ПАВ, как сказать  НЕТ!».

 

После проведения коррекционных  занятий по профилактике наркомании по программе «Школа без наркотиков», мы выявили, что степень риска  приобщения подростков к наркомании снизилась. Дети стали более информированы  о последствиях воздействия наркотиков на молодой организм, стали больше уделать внимание своему здоровью, сформировалось негативное отношение  к ПАВ. У ребят изменилось отношение  к проблеме наркомании подросткового  возраста. Данная коррекционная работа принесла пользу и родителям подростков, так как они стали больше информированы  о признаках употребления ПАВ, и  какие методы применять, чтобы не допустить приобщения подростка  к наркотикам.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что специальная разработанная  коррекционная программа, служит предпосылкой профилактики наркомании у подростков в условиях школы

 

Таким образом, исследование проблемы наркомании у подростков дает объективное подтверждение нашей  гипотезы.

 

Также мы разработали ряд  методических рекомендаций для родителей  и социальных педагогов, которые  на наш взгляд помогут в профилактике вредных привычек у подростков.

 

1) Разговаривайте с ребёнком  о наркотиках и алкоголе.

 

Эксперты утверждают. Что  разговор о наркотиках - первая ступень  помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в  объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления  ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и  в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

 

2) Учитесь слушать. Ребёнок  должен знать, что вам интересен  его внутренний мир, его переживания  и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы  он решает в настоящее время.  Попытайтесь вместе с ним найти  выход из проблемы. Никогда не  используйте информацию, полученную  от ребёнка, во вред ему.

 

) Давайте советы, но не  давите советами. Подумайте о  своём примере.

 

Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителя или  учителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и  так далее. Не забудьте, что даже такие невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

 

4) Поддерживайте в ребёнке  самоуважение и думайте о его  самореализации.

Информация о работе Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы