Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.
Введение
ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения
.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании
1.3 Технологии профилактики наркомании
Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1 База практики. Методики исследования
.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация
2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Естественно, что одной статистикой мы не ограничились. Мы проконсультировали родителей о том, как установить факт использования ребенком наркотических средств. Это вызвало у родителей большой интерес, они задавали различные вопросы, касающиеся данной проблемы. Мы давали полные и интересные ответы, в рамках своих возможностей и в рамках своей компетенции.
Также в ходе нашей консультации мы провели небольшое практическое занятие. Мы попросили родителей поделится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна была придумать историю семьи, где кто - то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвовала в написании истории, распределении ролей. Задачей каждого родителя было принятие способов решения данной проблемы, и подумать, как он лично может повлиять на ситуацию.
Группы разыграли ситуации. После этого мы совместно с родителями обсудили наиболее приемлемые способы решения проблемы. Родители проявили креативность и предлагали самые различные пути решения ситуации. И самым популярным было решение вовлечь к работе специалиста - нарколога.
Конечно, главной задачей
профилактической работы является недопущение
наркотической зависимости. Исходя
из этого в течении занятия
мы ознакомили родителей с рядом
технических приемов и
Мы рассказали о пяти таких приемах как:
. Учение ребенка быть
индивидуальностью, рассказ о
том, что делает человека
. Изучение с ребенком значения слова «дружба»
. Объявление ребенку того,
что существуют предложения,
. Изучение особенностей
употребления алкоголя и
. Использование примера
сверстников. Существует
Мы посчитали, необходимым
информировать родителей о
В конце консультации мы проинформировали родителей о том, что делать, если они подозревают, что их ребенок употребляет ПАВ и раздали памятки с этой информацией.
Естественно, не возможно представить
профилактическую работу с подростками
по проблеме наркомании без работы
с родителями. И проведенная нами
консультация имела очень хорошее
практическое значение, и внесло свою
небольшую лепту в
Следующее пятое занятие и все последующие занятия мы провели с подростками группы риска,которую мы охарактеризовали выше. Пятое занятие называлось «Привычки и здоровье». Цель данного занятия - сформировать у ребят представление о полезных и вредных привычках, пропагандировать ЗОЖ, развивать творческие способности, воспитывать культуру общения.
Занятие прошло в дружеской обстановке. Ребята участвовали в обсуждении проблем, высказывали свои мнения. На вопрос, какого человека мы называем здоровым ответили так: Айдар считает, здоровый человек хорошо себя чувствует и выглядит хорошо. Андрей здоровым считает сильного, крепкого, ловкого, а Эльвира того, кто не пропускает занятия или работу. далее мы обсудили от каких факторов зависит здоровье человека. На этот счет подростки высказывали такие мнения, что здоровье зависит от:
нашего умения трудиться и отдыхать (Алина);
уровня медицинского обслуживания (Эльвира);
окружающей среды (Ансар);
ведем ли мы здоровый образ жизни (Артур).
Конечно же мы не оставили обсуждение вопроса о том, кто же такой человек, который ведет ЗОЖ.
Также мы затронули и режим дня. Хотя и большинство детей отметили, что важно придерживаться режиму дня, но все, же признались, что они не очень его соблюдают. И все же пришли к выводу, что начинать вырабатывать у себя хорошие привычки волевые качества надо с составлением и соблюдением режима дня.
Таким образом, в ходе занятия, поставленные нами задачи были выполнены.
Занятие шестое называлось «Курение
- опасное влечение». В данном занятии
мы поставили перед собой
ознакомить с отрицательными последствиями курения;
развивать умение вести дискуссию;
ориентировать на возможность излечения, дать конкретные рекомендации по вопросам профилактики вредной привычки;
пропагандировать ЗОЖ.
Классный час начинается с небольшой сценки, которую разыграли ученики. В этой сценке участвуют Мальчик (Артур) и Сигарета - (Эльвира). Суть представления была в том, что Сигарета предлагает Мальчику закурить, на тот упорно отказывается. Однако Сигарета всячески пытается заставить Мальчика закурить, перечисляет «положительные качества» стороны курения.
В данном занятии мы рассказали ребятам об истории использования людьми табака, и конечно о том, какие негативные последствия вызывает употребление сигарет. Ребята были очень удивлены, что в состав табака входит более 200 токсических веществ, в том числе полоний - 210, который излучает гамма лучи, также подростки поняли, что при затягивании и быстром курении попадание никотина в кровь увеличивается, печень и почки подвергаются огромной нагрузкам и, естественно, разрушению, пропуская через себя никотин и обезвреживая его. Услышав данный факт, Алина задала вопрос, почему у человека возникает повторное желание закурить, если никотин обезвреживается и выводится из организма? Ребята услышали ответ и на этот вопрос и поняли, что никотин, попав в организм, включается в процесс обмена и становится необходимым организму. Подростки были шокированы, узнав тот факт, что в сигаретах содержится канцерогены - вещества, которые вызывают раковые заболевания.
Учеников заставила задуматься о вреде курения и та информация, что он является фактором риска для сердечно - сосудистой системы. Курение влияет на сосуды нижних конечностей, результатом, которого является сначала хромата, а затем гангрена и ампутация конечностей. Этот факт вовсе шокировал подростков.
Алина рассказала всем, что прочитала в газете, что где - то проводился конкурс «Кто больше выкурит?» и его результатом стала смерть двоих, если можно так сказать победителей. Данное занятие не оставило ребят равнодушными, а заставило их всерьез задуматься о вреде курения и об избавлении данной привычки.
Занятие седьмое называется «Алкоголь и его последствия». Задачами этого занятия являлись:
ознакомление с историей появления алкоголя;
научить ребят рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к алкоголю;
подвести к выводу о том, что употребление спиртных напитков опасно.
Ребята во время занятия
увлеченно слушали об истории
происхождения алкоголя, о том, как
он начал распространятся по всей
земле. После лекции о происхождении
алкоголя, мы попросили ребят назвать
пословицы и поговорки об алкоголе
и прокомментировать их. К нашему
удивлению ребята проявили очень
даже большую активность. Артур привел
такой пример: «Бутылочки да рюмочки
доведут до сумочки!» и объяснил,
что пристрастившись к
Эльвира: «Вино полюбил - семью разорил» - если кто -то в семье пьет, то от этого страдают все члены семьи и в первую очередь дети.
«Выпил две, да и не помнит где» - эту пословицу привел в пример Алмас и объяснил это так, что люди, которые много пьют спиртного, могут находиться в таком состоянии, что не всегда понимают, где они находятся.
Андрей: «Кто пьет - тот горшки бьет»- пьяные люди не понимают, что они делают.
После обсуждения пословиц и поговорок мы приступили к лекционной части занятия. В ней содержалась информация о вредных последствиях употребления алкоголя.
Большой интерес вызвал среди
школьников показ видеоролика, где
подробно и наглядно показывались те
негативные влияния, которые вызывает
алкоголь. Они были крайне удивленны,
узнав о последствиях употребления
пива и джин- тоника, которых подростки
до этого момента считали
Восьмое занятие «Эта белая смерть». Целью данного занятия мы поставили следующее:
ознакомить с наркоманией, как с вредным и антисоциальным для здоровья явлением;
обратить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических веществ.
В данном занятии мы провели лекцию о вреде употребления ПАВ, и о том, как формируется зависимость от наркотических веществ. Ребята активно участвовали в обсуждении этой проблемы. Был показан видеофильм о наркоманах и наркотических веществах, который не оставил равнодушным ни одного подростка. Они были шокированы, увидев процесс «ломки» наркомана.
Их ужаснуло и то, как пагубно влияют наркотики на физическое здоровье человека, как приводит к деградации его личности, и то, что даже однократное применение наркотических веществ может привести к необратимым последствиям.
Занятие девятое «Помоги
себе сам». Цель - формирование понимания
опасности передозировки
Заключительное десятое занятие прошло под лозунгом «Умей сказать нет!». Целью данного занятия мы обозначили формирование навыков отказа от употребления ПАВ.
В начале занятия, в целях актуализации знаний и представлений учащихся о наркозависимости и ее причинах, мы предложили назвать ассоциации к слову «зависимость». Ребята предложили следующие варианты: Артур - несамостоятельность, Алина - безволие, Андрей - слабость, Айдар - управляемость и др.
Затем провели упражнение «Мифы». Зачитывается спорное утверждение, участникам предлагается встать возле одной из табличек с надписями «да» или «нет» и отстаивать свою точку зрения.
Миф 1. Наркомания - вредная привычка. На разбор этого мифа вышла Алина. Она не согласилась с данным утверждением, так как считает, что наркомания - это болезнь. Ребята с ней согласились.
Миф 2. Достаточно один раз уколоться - и станешь наркоманом. С этим утверждением не согласился Айдар. Однако остальные ребята стали активно обсуждать этот вопрос и все таки смогли переубедить Айдара в обратном. Что даже попробовав только один раз, можно стать наркоманом.
Миф 3. Марихуана безвредна. На обсуждение этого вопроса развернулся настоящий спор, и тут пришлось вмешаться и нам, чтобы помочь ребятам сделать правильные выводы.
В конце занятия мы совместно с учащимися составили памятку «Тебе предложили ПАВ, как сказать НЕТ!».
После проведения коррекционных занятий по профилактике наркомании по программе «Школа без наркотиков», мы выявили, что степень риска приобщения подростков к наркомании снизилась. Дети стали более информированы о последствиях воздействия наркотиков на молодой организм, стали больше уделать внимание своему здоровью, сформировалось негативное отношение к ПАВ. У ребят изменилось отношение к проблеме наркомании подросткового возраста. Данная коррекционная работа принесла пользу и родителям подростков, так как они стали больше информированы о признаках употребления ПАВ, и какие методы применять, чтобы не допустить приобщения подростка к наркотикам.
Таким образом, можно сделать вывод, что специальная разработанная коррекционная программа, служит предпосылкой профилактики наркомании у подростков в условиях школы
Таким образом, исследование
проблемы наркомании у подростков дает
объективное подтверждение
Также мы разработали ряд методических рекомендаций для родителей и социальных педагогов, которые на наш взгляд помогут в профилактике вредных привычек у подростков.
1) Разговаривайте с ребёнком о наркотиках и алкоголе.
Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
2) Учитесь слушать. Ребёнок
должен знать, что вам
) Давайте советы, но не давите советами. Подумайте о своём примере.
Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителя или учителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие невинные пороки требуют объяснения ребёнку.
4) Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.