Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения

.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании

1.3 Технологии профилактики наркомании

Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы

2.1 База практики. Методики исследования

.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация

2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

 

Пожалуй, это самое важное и трудное. Все эти советы в  большей степени относятся к  предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления множественных  кризисов взросления во многом обусловлена  насущной потребностью - быть, состояться как личность, самореализоваться. Наверное, если бы не было в человеке этой жажды, то не был бы возможен никакой прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел  добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем больше сформировано у ребёнка  чувство самоуважения, тем больше ощущения, стать взрослее и быть как все.

 

Итак, в данной главе мы провели исследование проблемы наркомании у подростков в условиях средней  школы. Основными методиками, которые  мы использовали в работе по профилактике подростковой наркоманиии стали: тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам, анкета Изучение наркогенной ситуациив  коллективе (административный опросник Дж. О. Нилла), анкета личный опыт школьника  относительно одурманивающих веществ.

 

В ходе нашего исследования, мы выявили группу риска, с которой  была проведена коррекционная работа. Для этого нами была разработана  коррекционно - развивающая программа  по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной  школы, состоящая из 10 занятий. Цель данной программы - объединение основных участников профилактического процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления наркотических средств, психоактивных веществ, для создания условий полноценного развития ребенка, его социальной адаптации.

 

Также нами были разработаны  рекомендации родителям по профилактике вредных привычек.

 

 

Заключение

 

 

Данная выпускная квалификационная работа была посвящена теме: «Деятельность  социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях образовательной школы».

 

Рассмотрев в первой главе  теоретические аспекты проблемы наркомании подростков и ее профилактики мы выявили, что наркомания - это  болезнь, вызываемая систематическим  употреблением наркотиков и проявляющаяся  синдромом психической и физической зависимости. существуют факторы, способствующие активной наркотизации подростков, которые  можно разделить на личностные, семейные, социальные.

 

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях  и учреждениях дополнительного  образования проводится профилактическая работа.

 

Профилактика злоупотребления  психоактивными веществами - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических  мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также  предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и  медицинских последствий злоупотребления  ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

 

Основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с  подгруппой школьников. Чередование  теоретических и практических занятий  позволит отрефлексировать реакции  школьников на полученную информацию.

 

Во второй главе мы провели  исследование проблемы наркомании у  подростков в условиях средней школы.

 

В задачи данного исследования входило провести диагностику проблемы наркомании у подростков общеобразовательной  школы село Уткалево, Белорецкий район  Республики Башкортостан.

 

Целью было выявление группы риска и профилактика подростковой наркомании.

 

При проведении данного исследования нами использовались следующие диагностические  методики: тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску  пристраститься к алкоголю и наркотикам (журнал практика административной работы в школе»), анкета Изучение наркогенной  ситуациив коллективе (административный опросник Дж. О. Нилла); анкета личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ (из журнала Практика административной работы в школе, №2, 2003г).

 

По итогам диагностической  работы нами были определены показатели по следующим шкалам: действия в  ситуации риска, интерес к наркотикам и социальные установки. Сочетания  шкал определяют отнесение ребенка  к первой, второй, третьей группе риска. Выделены подростки, вызывающие наибольшую тревогу.

 

Нами была разработана  коррекционно - развивающая программа  по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной  школы, целью которой стало - объединение  основных участников профилактического  процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий  профилактики употребления наркотических  средств, психоактивных веществ, для  создания условий полноценного развития ребенка, его социальной адаптации. После выявления подростков «группы  риска» мы провели с ними занятия  по коррекционно - развивающей программе  «Школа без наркотиков». Анализ проведенной  работы показал, что наша коррекционная  деятельность по профилактике подростковой наркомании была успешно реализована  и принесла положительные результаты.

 

Нами были составлены следующие  рекомендации родителям:

 

-Давайте советы, но не  давите советами.

 

-Подумайте о своём примере.

 

Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителя или  учителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и  так далее. Не забудьте, что даже такие невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

 

-Поддерживайте в ребёнке  самоуважение и думайте о его  самореализации.

 

Уделяйте больше внимания своим детям.

 

Будьте другом для своего ребенка.

 

Пожалуй, это самое важное и трудное.

 

Все эти советы в большей  степени относятся к предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления  множественных кризисов взросления во многом обусловлена насущной потребностью - быть, состояться как личность, самореализоваться. Наверное, если бы не было в человеке этой жажды, то не был бы возможен никакой  прогресс. Наркотик чаще всего находит  свои жертвы среди тех, кто не сумел  добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем больше сформировано у ребёнка  чувство самоуважения, тем больше ощущения, стать взрослее и быть как все.

 

Исходя из представленного  здесь анализа, можно констатировать - задачи, стоящие перед нами, выполнены, гипотеза подтверждена, что позволяет  нам говорить о достижении цели выпускной  квалификационной работы.

 

В заключение, стоит отметить, что тема данной выпускной квалификационной работы является довольно широкой, в  рамках данной работы не охватить все  аспекты. Следовательно, остаётся большое  поле для исследования профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.

 

 

Список использованной литературы

 

 

. Альтушер В.Б., Надеждин  А.В. Наркомания: дорога в бездну - М., Просвещение, 2000.

 

. Асадуллин Ф. М. Правда  о наркотиках. Или как уберечь  ребенка - Уфа, 2008.

 

. Безруких М.М, Сонькина  В. Д. Методические рекомендации: "Здоровье сберегающие технологии  в общеобразовательной школе:  методология анализа, формы, методы, опыт применения" Проект: "Апробация  здоровьесберегающих технологий". М.: Триада-фарм., 2002 г - 114 с.

 

. Безруких М. М. Организация  и оценка здоровьесберегающей  деятельности образовательных учреждений. М.; Московский городской фонд  поддержки школьного книгоиздания, 2004 - 380 с.

 

. Белогуров С.Б., Климович  В.Ю. Подростковая наркомания. 2-й  выпуск «Навыки противостояния: наглядное пособие» М.: Центр Планетариум, 2001. - 88 с.

 

. Белогуров С.Б., Климович  В.Ю. Профилактика подростковой  наркомании. Навыки противостояния  и сопротивления распространению  наркомании Наглядно-методическое  пособие для проведения занятий  с подростками 12-16 лет. М.: Центр  Планетариум, 2002. - 96 с.

 

. Бондин В.И. Здоровый  образ жизни: Концепция программы  Ростов н/Д: Ростовский государственный  педагогический университет (РГПУ), 2002. - 92 с.

 

. Вострокнутов Н. В.  Антинаркотическая профилактическая  работа с несовершеннолетними  групп социального риска: руководство  для специалистов соц. практик.  М.: Моск. гор. Фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004. - 182с.

 

. Зарецкий В.В., Портянская  Л.Л. Основы групповой работы  при организации и проведении  тренинга профилактики злоупотребления  ПАВ среди подростков и молодежи. М.: 2002 г. - 130 с.

 

10. Козлова С.А.Формирование  здорового образа жизни дошкольника  . М.: Центр наглядных средств обучения, 2003.

 

. Кокин В.И., Каримова Г.Г.  Наркотики в современном мире (100 ответов на насущные вопросы  о наркотиках и наркомании) - Уфа-2008

 

. Лапко А.Н. Наркомания  как социальное явление // Закон  и право, 2004,№9.

 

.Наркомания. Методические  рекомендации по преодолению  наркозвисимости / Под ред. А.Н.  Гаранского. - М. - СПб., 2000.

 

. Новые тенденции в  старой проблеме наркотиков: Материалы  межвузовской научно-практической  конференции/ Под ред. Б.П. Велинского. - М: ВНИИ МВД России, 2002.

 

. Наркология. Методические  рекомендации. М.: Лаборатория базовых  знаний, Спб.: Невский диалект,2005

 

. Оценка наркоситуации  в среде детей, подростков и  молодежи: доклад Министерства Образования  // Образование. - 2004. № 1.

 

. Предупреждение подростковой  и юношеской наркомании /Под ред.  С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.  Орешниковой. - М., 2000.

 

. Перед лицом наркоагрессии.  Сборник материалов, посвященных  проблеме борьбы с наркотиками. - М., 2002.

 

. Профилактика наркомании  в учреждениях образования: законодательный  аспект. Под редакцией В.Н. Богомолова, В.Н. Ивановой, В.А. Тюльпанова.

 

М.: Всероссийская политическая партия "Единая Россия", 2004. - 75 с.

 

. Профилактика наркомании: организационные и методические  аспекты / Коллективная монография: Итоговые материалы международного  проекта. - Харьков: Декарт, 2002.

 

. Профилактика наркомании  и других видов зависимостей  от ПАВ среди молодежи. Концепция  программы. - М.:2002;.

 

. Проблемы внедрения новых  технологий профилактики наркомании  в образовательной среде под  редакцией В.Н. Богомолова, А.А.Фурсенко, И.Б.Федорова, В.Н. Ивановой. М.: Всероссийская  политическая партия "Единая Россия", 2004. - с.

 

. Прутченков А. Социальное  проектирование в воспитательной  работе школы // Воспитание школьников. - 2002. № 4.

 

. Пузырёвская. За школу  без наркотиков// Воспитание школьников, 2001,№7;

 

. Руководство по профилактике  злоупотребления психоактивными  веществами несовершеннолетними  и молодежью / Под науч. ред.  А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.

 

. Салагаев А. Л., Шашкин  А. В.Наркотизация молодежи в  группах риска: от изучения  к профилактике. М.; Московский городской  фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004 - 118 с.

 

. Сирота Н.А., Ялтонский  В.М Профилактика наркомании у  подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. - 216 с.

 

. Тростанецкая Г.Н., Вителис  С. Профилактика ранней наркотизации  и наркомании. Народное образование, 1998, № 9/10, стр.194-197.

 

. Шипицына Л.М., Исаев Д.Н.  Экспресс-диагностика выявления  «групп-риска» наркоманий у подростков. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной  работы, 2000, №2.

 

. Школа без наркотиков  Книга для педагогов и родителей.  Под научной редакцией Л.М.  Шипициной и Е.И. Казаковой  Издание 2-е, переработанное и  дополненное. СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. - 176 с.


Информация о работе Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы