Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 15:23, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация модели повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы средствами педагогической диагностики.
Объект исследования- процесс повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Предмет исследования- педагогическая диагностика как средство повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования- педагогическая диагностика способствует повышению качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Диагностика как педагогическая проблема……………………………5
§1.1 Сущность понятия «диагностика»……………………………………….....5
§1.2 Диагностика в образовательном процессе…………………………………7
1.2.1 Психологическая диагностика………………………………………7
1.2.2 Педагогическая диагностика……………………………….………19
1.2.3 Психолого-педагогическая диагностика…………………………..28
Глава II. Качество образования……………………………………………...….33
§2.1 Сущность понятия «качество образования»………………………….......33
§2.2 Средства повышения качества образования в начальной школе…….…38
§2.3 Теоретическая модель диагностики учебных достижений младших школьников с целью повышения качества образования…………………..….45
Глава III Опытно-экспериментальная работа по применению диагностики для повышения качества образования………………...…………………………….48
Заключение……………………………………………………………….………59
Список литературы…………………………………………………………..…..61
-учебные
достижения как результат, который
имеет две стороны: объективную (положительный
итог учебной деятельности, когда
личностью достигнута
Под учебным достижением личности следует понимать позитивный субъективно-значимый результат деятельности. Уточнение «позитивный» необходимо в этом определении для обозначения развивающего характера учебного достижения, поскольку в учебной деятельности значимо возрастание достижений. Субъективная значимость результата подчеркивает его актуальность для данной ситуации развития личности. Понятия «результат» и «учебное достижение» имеют качественное различие в том, что любой результат учебной деятельности объективно свидетельствует лишь об участии личности в этой деятельности.
Установлено, что учебные достижения младших школьников характеризуют возрастные особенности (В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.). Переход к школьному обучению означает систематическое накопление знаний, развитие психических процессов. Усвоение основ наук расширяет кругозор, развивает мышление, и главное – формирует у ребенка основы мировоззрения. Меняется и система отношений ребенка: став школьником, он занимает новое место в обществе, приобретая новые права и обязанности. Решающее значение для развития личности младшего школьника имеет вступление его в школьный коллектив (Л. И. Божович). Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. Значимо положение о том, что уже к концу обучения в первом классе дети начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса.
Рассмотрение учебных достижений младших школьников применительно к проблеме повышения качества начального образования позволило установить взаимосвязь структурных компонентов качества начального образования и учебных достижений младших школьников за счет наличия в них общих составляющих:
-ключевые
компетенции младших школьников
(математическая грамотность, языковая
грамотность, естественнонаучная
-ценностные
ориентации, мотивация достижения
успеха и творческая
-прочность
образовательных результатов
Итак, установление названной взаимосвязи подтверждает наличие закономерности: положительные изменения уровня сформированности учебных достижений младших школьников повышают качество начального образования. Поэтому регулярное отслеживание учебных достижений младших школьников можно рассматривать как средство повышения качества образования начальной школы.
§2.3 Теоретическая модель диагностики учебных достижений младших школьников с целью повышения качества образования
На основе проведенного анализа под диагностикой учебных достижений младших школьников понимается совокупность количественных и качественных характеристик образовательных результатов начальной школы, позволяющих регулярно получать разностороннюю информацию об этих достижениях младших школьников. Диагностика учебных достижений младших школьников, как и любая другая педагогическая система, является открытой, так как в процессе ее функционирования происходит обмен информацией с окружающей средой.
В данной работе для построения теоретической модели диагностики учебных достижений младших школьников использовался метод моделирования. Разработанная теоретическая модель включает три блока:
-блок целеполагания (цель, задачи, ориентированные на повышение качества начального образования; принципы: целенаправленности, непрерывности, целостности и разносторонности, согласованности действий, адресности и гласности; функции мониторинга: информационная, аналитико-оценочная, стимулирующемотивационная, контролирующая, прогностическая и корректирующая),
- содержательный блок (содержание и условия результативности мониторинга учебных достижений),
- процессуальный блок (этапы мониторинга,
средства и результаты оценки
качества начального
Более подробно охарактеризуем основной этап как ведущий в процессуальном блоке мониторинга, который имеет специфические особенности в начальной школе и включает входную, текущую и итоговую диагностику.
Особенностью входной диагностики в первом классе является: определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, которые составляют основу усвоения этих предметов (уровень развития устной речи, состояние словарного запаса, моторики и зрительно-моторных координаций и т.д.); анализ каждого нарушения в развитии в сопоставлении с нормой и построение на этой основе прогноза его коррекции; использование полученных данных для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в обучении первоклассников.
Задачами текущей диагностики является систематический анализ процесса формирования ключевых компетенций младших школьников, стимулирование их учебного труда и своевременное устранение трудностей в освоении учебного материала. Для текущего диагностирования используются тесты, задания в рабочих тетрадях на печатной основе, предусмотренные программами начального образования.
Оценивание учебных достижений младших школьников проводится на основе анализа результатов выполнения ими диагностических работ с применением квалиметрической (описательной, уровневой) оценки. По результатам выполнения работы успехи ребенка относят к одному из 3 уровней: высокий, средний, низкий.
В качестве диагностических работ используются диктанты, контрольные, проверочные работы (с учетом специфики предмета), тесты разных видов: с выбором ответа, на поиск ошибки, со свободным ответом и др.,позволяющие выявлять умения школьников понимать и воспроизводить изученное, применять знания.
Целью итоговой диагностики является выявление уровня сформированности ключевых компетенций младших школьников в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся. Формой проведения являются контрольные работы по математике, русскому языку (контрольное списывание, диктант), проверка сформированности навыка чтения, тесты (окружающий мир.
Прочность образовательных результатов школьников при переходе из начальной школы в основную рассматривается как один из важных показателей для измерения социального компонента качества начального образования. Обусловлено это тем, что всегда наблюдается естественное забывание части знаний, утрата умений при переходе обучающихся с одной ступени на другую, в частности, из начальной школы в основную.
Глава III Опытно-экспериментальная работа по применению диагностики для повышения качества образования.
Предметная диагностика во 2 б классе МАОУ лицей №49 города Калининграда.
Проведено 3 типа диагностики в работе с классом:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
Начальная диагностика связана с планированием методик и технологий обучения во 2 «Б» классе.
Распределение групп заданий по блокам проверяемых предметных и общеучебных умений представлено в таблице 1.
Учебный предмет |
Номер задания |
Проверяемые умения |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл | ||
Чтение |
1 |
Скорость чтения текста про себя или шепотом |
В баллах не оценивается | |||
Чтение |
2 |
Умение ориентироваться в структуре текста |
Базовый |
1 | ||
Чтение |
3 |
Умение извлекать информацию из текста. Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца |
Базовый |
1 | ||
Чтение |
4 |
Умение извлекать информацию из текста. Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос, правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение |
Базовый |
2 | ||
Русский язык |
5 |
Умение определять части речи – глагол и имя существительное |
Базовый |
2 | ||
Русский язык |
6 |
Умение выполнять фонетический разбор слова, выделять орфограммы |
Базовый |
2 | ||
Математика |
7 |
Умение соотносить вопрос задачи и выражение для ее решения, понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания) |
Базовый |
2 | ||
Чтение, математика |
8 |
Умение извлекать информацию из текста и таблицы, первичное умение интерпретировать и обобщать информацию |
Повышенный |
2 | ||
Математика |
9 |
Умение извлекать информацию из текста, решать текстовую задачу с недостающими данными. |
Повышенный |
2 | ||
Математика |
10 |
Умение сравнивать именованные величины массы и длины |
Повышенный |
2 |
7 заданий базового уровня (от 0 до 10 баллов) и 3 задания повышенного уровня (от 0 до 6 баллов). Всего 16 баллов.
Рекомендации по оценке выполнения и интерпретации результатов диагностической работы:
Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребѐнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Вместе с тем фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика (по ФГОС - ниже базового уровня, базовый и повышенный уровни) и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Напоминаем учителю, что личностные результаты, в соответствии с ФГОС, не должны обрабатываться как индивидуальные.
К уровню овладения умениями ниже базового можно отнести работы, где суммарный балл составляет менее 50% (ниже 8 баллов) от максимального балла за выполнение проверочной работы. Учащийся узнает отдельные изученные в рамках начальной ступени образования способы действий, но умеет применять их лишь в случае известных типовых ситуаций, т.е. действует только на уровне простого воспроизведения действий.
К базовому уровню овладения умениями можно отнести работы, где суммарный балл составляет 50-80% (от 8 до 12,8 баллов) от максимального балла за выполнение проверочной работы. Учащийся демонстрирует базовый уровень освоения УУД, владеет способами деятельности, уверенно применяет их в типовых ситуациях.
К повышенному уровню овладения умениями можно отнести работы, где суммарный балл составляет более 80% (выше 12,8 баллов) от максимального балла за выполнение проверочной работы. Учащийся демонстрирует повышенный уровень освоения умений, достаточно свободно владеет способами деятельности, может комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.
Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы составляется диагностическая карта. (Задания в приложении 1)
Диагностическая карта
Ф.И. уч-ся |
Тип ошибки |
Основные умения по предмету |
Количество баллов | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Чт. |
Русск. |
Матем. | ||
Антюфеев Денис |
+ |
+ |
+ |
+- |
+- |
+ |
6 | |||
Афанасьева Анастасия |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 | |||||
Волгина Анастасия |
+ |
+ |
+ |
+- |
+ |
+- |
10 | |||
Гаджиев Тимур |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+- |
9 | |||
Галахова Екатерина |
+ |
+ |
+ |
+- |
14 | |||||
Григорьева Дарина |
+ |
+ |
+ |
16 | ||||||
Гусева Виктория |
+ |
+ |
+- |
+ |
14 | |||||
Евдокимова Валерия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+- |
- |
+- |
7 | ||
Егорова Любовь |
+ |
+ |
+- |
+ |
+- |
12 | ||||
Заливатский Николай |
+ |
+ |
+ |
+- |
+ |
+- |
11 | |||
Конаш Валерия |
+ |
+ |
+ |
+- |
+- |
10 | ||||
Корнеевец Дарья |
+ |
+ |
+- |
+- |
+ |
11 | ||||
Новицкая Полина |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
10 | ||||
Орехова Дарья |
+ |
+ |
+ |
+- |
+- |
12 | ||||
Пищенко Илья |
+ |
+ |
+- |
+ |
14 | |||||
Райков Данил |
+ |
+ |
+ |
+ |
+- |
+- |
- |
5 | ||
Сорока Анастасия |
+ |
+ |
+- |
+- |
+ |
14 | ||||
Тепляков Даниил |
+ |
+ |
+- |
+ |
14 | |||||
Тимошкин Даниил |
+ |
+ |
+ |
16 | ||||||
Томкина Анна |
+ |
+ |
+ |
+- |
14 | |||||
Харкевич Алина |
+ |
+ |
+- |
+ |
13 | |||||
Чернуха Елизавета |
+ |
+ |
+ |
16 | ||||||
Эпштейн Матвей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+- |
- |
10 |
Типы ошибок
1. Употребление
слова в неточном или
2. Нарушения
согласования сказуемого с
3. Неумение делить текст на предложения.
4. Грамматические ошибки.
5.Ошибки при вычислениях.
6. Ошибки при переводе единиц измерения.
В соответствии с анализом ошибок была оценены основные умения по предметам.
+ сформированы +- сформированы частично
- не сформированы
Анализ данной таблицы в диаграмме:
Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Отражение динамики формирования умений – это новый подход к оценке деятельности школьника. После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса.
Системная диагностика предметной обученности даёт возможность учителю сравнивать умения уч-ся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее - коррекционную работу с уч-ся и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.
Анализ результатов диагностики.
Количественный анализ результатов – это подсчёт в % обученности класса в целом и сформированности каждого диагностируемого умения. Под качественным анализом следует понимать выявление индивидуальных качественных показателей обученности и степени сформированности требуемых умений и навыков у уч-ся. Сравнительный анализ диагностических карт, составленных в конце учебного года по итогам обучения, и начальной диагностики, проведённой в начале следующего года в одном и том же классе, позволяет выявить также степень прочности усвоения учебного материала. Содержание диагностической работы в начале учебного года можно не разрабатывать, а предложить работу, проводимую в конце предыдущего года. Сроки проведения начальной диагностики – первая неделя учебного года. Проводилась она без предварительной подготовки уч-ся. Анализ результатов работы определил содержание работы с учащимися во время, отведённое на повторение, которое будет целенаправленно использовано для коррекции необходимых при дальнейшем обучении умений.
Информация о работе Диагностика как средство повышения качества обучения в начальной школе