Диагностика как средство повышения качества обучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация модели повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы средствами педагогической диагностики.
Объект исследования- процесс повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Предмет исследования- педагогическая диагностика как средство повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования- педагогическая диагностика способствует повышению качества результатов обучения учащихся начальной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Диагностика как педагогическая проблема……………………………5
§1.1 Сущность понятия «диагностика»……………………………………….....5
§1.2 Диагностика в образовательном процессе…………………………………7
1.2.1 Психологическая диагностика………………………………………7
1.2.2 Педагогическая диагностика……………………………….………19
1.2.3 Психолого-педагогическая диагностика…………………………..28
Глава II. Качество образования……………………………………………...….33
§2.1 Сущность понятия «качество образования»………………………….......33
§2.2 Средства повышения качества образования в начальной школе…….…38
§2.3 Теоретическая модель диагностики учебных достижений младших школьников с целью повышения качества образования…………………..….45

Глава III Опытно-экспериментальная работа по применению диагностики для повышения качества образования………………...…………………………….48
Заключение……………………………………………………………….………59
Список литературы…………………………………………………………..…..61

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Шемякина.docx

— 632.02 Кб (Скачать файл)

 

Планирование и организация коррекционно-развивающей работы.

Завершает работу с картой вывод о последующей дифференцированной работе с учащимися по выявленным проблемам и о перспективах развития каждого коррекционно-развивающей работе (вместо работы над ошибками). Анализ диагностических карт позволяет учителю спланировать развивающее-коррекционную работу (коррекция это средство, а развитие ребёнка – цель) и с помощью системы упражнений помочь каждому учащемуся достигнуть планируемых результатов обучения. Формы такой работы: индивидуальная (творческого характера или повышенной сложности у кого сформировано) и групповая (из анализа карты) в соответствии с допущенными ошибками. Проводилась коррекционная работа в начале каждого урока в течение 5-10мин.

 Подбор и системное  комплектование тренировочных упражнений  и заданий

Содержание различных дидактических материалов, практических заданий, занимательных упражнений, работа со справочной литературой позволяет подобрать (составить) задания для организации коррекционно - развивающей работы. Цель этой работы: формирование умений, предусмотренных «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной начальной школы», у всех учащихся.

 Корректирующая (текущая) диагностика проводилась в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирующая педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогла быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику обучающей работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Результаты выполнения диагностической работы:

Уровни сформированности основных навыков по предметам:

Анализ технологической карты показал положительную динамику по всем предметам. Не сформированными остались навыки по математике только у одного учащегося в классе. Также, показатели частичной сформированности стали ниже, а полной – выше.

 Обобщающая (итоговая) диагностика в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводилась в конце года. Она дала основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного полугодия.

Уровни сформированости основных навыков по предметам в конце полугодия:

 

Данный анализ технологической карты показал, что учащихся, с несформированными основными учебными навыками, нет.

Я считаю, что педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современная ситуация образования определяется существующим повышением требований к качеству и доступности образования, результатам освоения основной образовательной программы начального образования. Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный с формированием на данной ступени центральных психологических новообразований, развитием целенаправленной и мотивированной активности обучающихся, направленной на овладение учебной деятельностью, раскрытием способностей, сохранением индивидуальности каждого учащегося. Оценивание результатов учебного процесса рассматривается как одна из самостоятельных целей обучения, призванная помочь учителю выбрать эффективные приемы и средства обучения, организующая обучающихся на осмысление учебной деятельности, самоанализ и самооценку освоения образовательной программы начальной школы.

Результаты обучения учащихся в науке рассматриваются как изменение в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях. В процессе обучения необходимо целенаправленно осуществлять повышение качества результатов. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что качество результатов зависят от качества процесса обучения. Повышение качества результатов - это степень приближения результатов к цели и требованиям ФГОС.

Педагогическая диагностика рассматривается как фактор, процесс, преобразующая деятельность, средство, с помощью которой может происходить- повышение качества результатов обучения учащихся. Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания, она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся, уровень развития индивидуально-личностных сфер, дает принципиально новую содержательную информацию о качестве работы.

Педагогическая диагностика с позиции учителя— это средство проявления внимания к каждому ученику, умений определить его результаты обучения и оказать своевременную помощь в их коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Акимова М. К. Психологическая диагностика. — Автореф. дисс. док. психол. наук. — М., 1999.

2. Божович Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. 1999 г., (колл. мон.)

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / ' Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. -480 с.

4. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика школьной успешности / Педагогическая нива. - 2013. - № 4. - С. 35-40.

5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения  Текст. / В.В. Давыдов. М., 1986. - С. 57-78.

6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М: Просвещение, 1995.

7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика, пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240с.

8. Клиническая  психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

9. Кочетов  А.И.   “Организация  самовоспитания  школьников”,  Мн.,  Нар.света, 1990

10. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании  Текст. / А.Н. Майоров. СПб., 1998. - 344 с.

11. Максимов  В.Г. Педагогическая диагностика  в школе. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002. 272 с.

12. Матрос, Д. Ш. Основы теории информатизации  процесса обучения Текст. / Д.Ш. Матрос // Педагогика. 2007. - № 6. - С. 11- 18.

13. Моисеева, Л.И. Внутришкольный педагогический мониторинг как средство совершенствования образовательного процесса Текст.: дис. . канд. пед. наук / Л.И. Моисеева. Москва, 2006. - 194 с.

14. Педагогическая  диагностика в школе Текст. / под ред. А.И. Кочетова. Минск, 1987. - 223 с.

15. Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

16. Педагогический  энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 190

17. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов:В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.

18. Поташник, М.М. Управление качеством образования  Текст. / М.М. Поташник. М., 2006. -448 с.

19. Психологическая  диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. 

20. Психологическая  диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997

21. Психолого-педагогический  словарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/Д.: Феникс.

22. Психофизиология. Словарь,  М. М. Безруких, Д. А. Фарбер; 2006, 128 с.

23. Словарь  согласованных терминов и определений  в области образования государств-участников  Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С.44

24. Словарь  терминов по общей и социальной  педагогике. — Екатеринбург: ГОУ  ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

25. Харисова, А.Т. Комплексный педагогический  мониторинг на бинарно- рефлексивной основе как средство повышения качества образования в школе Текст. : дисс. . канд. пед. наук / А.Т. Харисова. - Казань, 2007. - 206 с.

26. Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс Текст. / О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, A.B. Лоренсов; под ред. М.М. Поташника. М., 1994. - 64 с.

27. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление,перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100

28. Энциклопедический  словарь педагога.— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

29. Энциклопедия  эпистемологии и философии науки, Год: 2009, Автор: Касавин И.Т., Издательство: М: «Канон +» РООИ «Реабилитация»,1248 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Диагностические задания для 2 класса 1-й вариант

Фамилия, имя ____________________________________________

Школа __________________________________________________

Класс ___________________________________________________

Задание 1.

Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.

Задание 2.

Сколько в этом тексте абзацев? Запиши цифрой.

Ответ: _______________________________________________________

Задание 3. Про что говорится в последнем абзаце?

Ответ. В нем говорится о _________________________________________ .

Задание 4. Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, где бурундук устраивает свои домики.

_____________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Задание 5.

1) Найди  в выписанном тобой предложении  слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.

2) Найди  в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ними: сущ.

 

Задание 6.

В первом абзаце найди выделенное слово, выпиши его, обозначь орфограммы:

________________________________________________________________

Напиши сколько букв и звуков в слове.

________________________________________________________________

Раздели слово вертикальной чертой на слоги.

Задание 7.

У соболя 4 малыша, а у хорька – 15.

1) Запиши  вопрос задачи, если она решается  так:

 

15 + 4 = …

Реши и запиши ответ: __________________________________________

2) На  сколько малышей меньше у соболя, чем у хорька? Запиши выражение  и вычисли его значение:

 

______________________________________________________________

Задание 8.

Бурый медведь впадает в зимнюю спячку в ноябре, просыпается в марте. Сколько дней спит медведь? Найди в таблице нужные данные, рядом поставь знак +, выпиши эти числа и вычисли.

Задание 9.

 

1) Вычисли, какова длина тела бурундука  вместе с хвостом.

Ответ:___________________________________________________________

2) Длина  тела у соболя вместе с хвостом  составляет 56 см. Сравни длину бурундука  и длину соболя? Вырази ответ в дециметрах и сантиметрах.

 

Задание 10.

У кого масса длины и масса тела ближе всего к длине и массе тела бурундука? Обведи букву.

Куница             бурундук           ястреб           медведь

Длина 45 см   Длина 12 см     Длина 60 см    Длина 2 м

Масса 800 г    Масса 100 г       Масса 1 кг         Масса 300 кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика как средство повышения качества обучения в начальной школе