Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций
Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.
Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам
и соответствует сенсомоторному научению
на когнитивном уровне.
При интеллектуальном научении предметом
отражения и усвоения являются существенные
связи, структуры и отношения объективной
действительности.
Разновидности интеллектуального научения:
Более сложные формы научения относятся к интеллектуальному научению, которое, как и ассоциативное, можно разделить на рефлекторное и когнитивное.
У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне.
. Научение умениям заключается в формировании у учащихся способов регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и ситуацией.
16. Общая характеристика и
17.
Деятельностные характеристики
и предметное содержание
Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.
Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению — оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. В то же время, так как учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта (что в значительной мере проявляется в младшем школьном возрасте, когда учебная деятельность является ведущей, но, по сути, и в любом другом возрасте), усвоение опосредствует субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном плане, что также входит в предмет учебной деятельности.
Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). К этим трем добавляют еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте» что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно 5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Т.о., можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.
Исходя из определения учебной
18. Внешняя компонентная
(мотив, учебная ситуация, учебная задача и учебные действия, контроль и оценка)
Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения.
Характеристика компонентов УД
Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению
теоретических знаний из той или иной
предметной области (эти знания отражают
закономерности происхождения, становления
и развития предметов соответствующей
области; эмпирико-утилитарные знания
в отличие от теоретических фиксируют
лишь признаки уже ставших предметов).
Учебная задача. Специфика
учебной задачи состоит в том, что при
её решении учащиеся посредством учебных действий открывают
и овладевают общим способом (принципом)
решения целого класса однородных частных
задач. Поставить перед учащимися учебную
задачу - значит ввести их в проблемную
ситуацию, требующую ориентации на содержательно
общий способ её решения во всех возможных
частных и конкретных условиях.
Учебная задача - не просто
задание, которое выполняет ученик на
уроке или дома, это цель по овладению
обобщенными способами действий, задача, которая ставится
перед учащимися в форме проблемы.
Учебная задача отличается от конкретно-практической
задачи тем, что целью второй является
получение результата-ответа, а целью
первой является овладение учеником общим
способом решения всех задач данного вида.
В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие. Учебные действия – 4-ый компонент структуры УД, с помощью которых школьники решают учебные задачи.
И. Ломпшер и А. Коссаковски выделяют в структуре УД следующие учебные действия:
действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.
19.Общая характеристика учебной мотивации
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.
Учебная
мотивация, как и любой другой
ее вид, системна. Она характеризуется направленн
20.Характеристики и функции
21.Виды и уровни учебных
ВИДЫ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ