Дидактическая игра, как средство развития логического мышления младшего школьника на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Младший школьный возраст является периодом активного пропедевтического развития логического мышления, характеризующимся следующими особенностями осуществления основных логических операций: преобладанием чувственного, деятельного анализа над абстрактным, осуществлением синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действия с предметами, стремлением к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замене сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ...................................

7
1.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.

7
1.2 Особенности развития логического мышления младших школьников....................................................................................................

12
1.3 Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики............................................

17
ГЛАВА 2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ......................................................................

20
2.1 Понятие, роль и место дидактической игры в процессе обучения.........................................................................................................

20
2.2 Методика организации проведения дидактических игр.........
27
2.3 Применение дидактических игр для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.............................

33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике Документ Microsoft Office Word.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

На этом этапе подготовки к игре учитель определяет цели и задачи игры, осуществляет четкое её планирование, определяет место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке, распределяет роли, продумывает способы создания игровой ситуации, подбирает оборудование, намечает концовку игры. Чёткое планирование игры – начальный этап педагогического конструирования игры: наметки её сюжета, определение новых ролей и наполнение их конкретным содержанием Е.А. Дышинский и В.Г. Коваленко разработали ряд требований, обеспечивающих успешное проведение дидактических игр на уроках математики23.

1. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

2. Дидактическая игра, игровое занятие разрабатываются учителем таким образом, чтобы к участникам были предъявлены определенные требования в отношении знаний. Чтобы играть, нужно знать – вот первое требование, которое придаёт игре познавательный характер и оправдывает наличие игровых моментов, игровых ситуаций.

3. Если сюжет игры не даёт достаточно пищи для мыслительной деятельности, то игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

4. Игра не должна быть перегружена познавательной деятельностью. Игра должна оставаться игрой. Быть полноценной, приносящей радость, духовный подъём, чувство раскрепощения и свободы.

5. Правила игры формулируются так, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому игровые ситуации составляются с учётом вида игр детей данного возраста, с учётом их интересов, развития, знаний. Учитель по возможности разрабатывает такие игровые правила, чтобы для каждой категории учеников были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления удовлетворённости и успеха.

6. Если планируется проведение нескольких игр, то обязательно чередование лёгких и более трудных по математическому содержанию.

Главный инструмент воспитательного воздействия игры – роль.

А.Я. Яковлев считает, что при распределении ролей необходимо учитывать следующие положения24:

1) Удовлетворять игровые потребности ребят, то есть следить за тем, чтобы получал желаемую роль;

2) Ставить детей в позиции, требующие различной степени проявления активности;

3) Использовать игровую роль для утверждения положения ребёнка в коллективе.

Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир.

Включение игр в урочную деятельность по математике помогает решать следующие основные задачи25:

1. повышать познавательный интерес к предмету;

2. развивать творческую активность школьников;

3. формировать систему математических знаний, умений и навыков;

4. создавать эмоциональною окраску в учебной работе;

5. снимать утомляемость у учащихся, повышать их работоспособность.

В математике имеются большие возможности для проведения игр-соревнований. Содержание предмета позволяет соревноваться в быстроте и правильности устного счёта; в оригинальности и полноте решений задач; в знании математической терминологии; в решении задач на смекалку и так далее26.

Причём сами соревнования могут носить различный характер: эстафеты, конкурсы смекалистых, викторины, личные первенства в какой-либо сфере деятельности по математике и так далее.

Специфика сюжетных игр-соревнований заключается в следующем:

а) в отличие от эстафеты, викторин и других известных математических соревнований данная игра имеет долговременный характер, она занимает полностью весь урок;

б) во время разыгрывания привлекательных для учащихся ролей они, как правило, легко, с большим желанием включаются в выполнение трудных и неинтересных для них в других условиях заданий;

в) ответственность не только за результат своего труда, но и за результат работы группы заставляет работать собранно и быстро;

г) сюжетно – ролевые игры-соревнования имеют достаточно большой обучающий эффект, так как сценарием игры предусматривается оказание оперативной помощи отстающим;

д) игра-соревнование делает наглядным отрицательные поступки отдельных детей. Эти поступки становятся препятствиями, мешающими всему коллективу продвигаться вперёд. Тем самым общественная оценка поступков каждого ребёнка делает более опредёлённой.

Из анализа игр, описанных в методической литературе, следует, что проведение сюжетно – ролевых игр требует тщательной подготовки и учителя, и учащихся. Подготовка складывается из следующих моментов:

1) создание игрового органа, например, штаба, для привлечения ребят к активному обсуждению хода игры-соревнования. Педагог может вовремя прислушаться к общественному мнению детей, вместе с ними наметить возможные варианты продвижения в соревновании, а также оказания помощи отстающим;

2) разработка сценария игры, в котором продумывается сюжет, согласно сюжету намечаются роли, расшифровывается ввод в игру и переход от одного этапа к другому, форма подведения итогов;

3) подбор на основании сценария оборудования игры.

Но какое бы положительное значение не имела сюжетно – ролевая игра, она может оказаться совершенно нейтральной и не принятой детьми, если не соблюдены наиболее важные педагогические и методические требования её организации:

1. Содержание сюжетно – ролевой игры и её условия должны быть ясными и доступными для детей данного возраста.

2. При проведении игры продумывается форма обеспечения контроля за её результатами со стороны всего коллектива учеников или игровых органов. Например, учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности о самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и недовольству участников игры.

3. При подведении итогов сюжетно – ролевой игры - соревнования педагог вместе с игровыми органами продумывает возможности для поощрения и одобрения всех соревнующихся групп по разным показателям: одну группу за учёбу, другую за инициативу, третью за хорошую дружбу.

4. В организации игры-соревнования используются методические приёмы, способствующие «приглушению» действия «спортивного» мотива поощрения детей за помощь отстающим коллективам, ввод элементов игры с ролями, содержание которых сводится к проявлению участия, чуткости.

5. Сюжет игры разрабатывается с учётом возраста детей. Очень нравится ребятам, когда в игре сохраняется смеховое начало. Подчас отдельные образы, сюжеты в гротеском, юмористическом плане, когда игра содержит в своём сюжете какую-то интригу, преодоление какого-то препятствия, достаточно сложного для детей данного возраста.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель  должен создавать в классе  атмосферу доверия, уверенности  учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая  учителем, должна быть хорошо  продумана и подготовлена. Нельзя  для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть  очень внимательным к тому, насколько  учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется  большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание  на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход  от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно

дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

 

2.3 Применение дидактических игр  для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

 

Среди большого разнообразия игр ряд авторов отдают предпочтение при обучении математике интеллектуально – развивающим играм, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Под интеллектуально – развивающими играми понимают игры, творческая задача которых заключается в развитии операционной стороны интеллекта, психических функций, приёмов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально – развивающих игр является наличие в них скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного логического и творческого мышления. Интеллектуально – развивающие можно разделить на викторины, фокусы, ребусы, головоломки.

Остановимся на головоломках, которые можно применять на уроках математики.

Головоломки – это отдельные игры, заключающие в себе довольно трудные задачи, для решения которых нужно много думать, причём здесь нужно как знание наук, так и просто смекалка и сообразительность.

Головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки, задачи со спичками), буквенными (анаграммы, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Геометрические головоломки содействуют развитию и геометрических представления о величине, форме, положении предметов и их частей в пространстве, установить о равенстве и неравенстве геометрических фигур, подойти к измерению величин. Интеллектуальные игры с палочками, спичками, лучинками являются хорошим материалом для пространственно-комбинационных упражнений и развития представлений о ряде свойств геометрических фигур. В этих играх даются задачи, например: составление рисунков из определённого числа спичек (из 9 спичек составить квадрат и 5 треугольников) или решение задач на перестановку спичек для получения новой фигуры (переложить 5 палочек так, чтобы из вазы получился телевизор), есть задачи – шутки (из восьми спичек сделать три или из трёх спичек, не ломая их, сделать четыре)27.

Например:

1) Пятью прямыми линиями  разделите циферблат так, чтобы  в каждой части числа при  сложении давали бы равную  сумму.

2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:

*** - **=1

Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.

Например:

Лестница состоит из 15 ступеней. На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).

 Валя и Миша весят  столько же, сколько Боря и  Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя).

 Груша дороже яблока  в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши? (8 яблок и 4 груши стоят  одинаково).

Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические квадраты:

В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,2…14,15 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30.

0

14

13

3

11

5

6

8

7

9

10

4

12

2

1

15

Информация о работе Дидактическая игра, как средство развития логического мышления младшего школьника на уроках математики