Дидактическая игра, как средство развития логического мышления младшего школьника на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Младший школьный возраст является периодом активного пропедевтического развития логического мышления, характеризующимся следующими особенностями осуществления основных логических операций: преобладанием чувственного, деятельного анализа над абстрактным, осуществлением синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действия с предметами, стремлением к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замене сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ...................................

7
1.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.

7
1.2 Особенности развития логического мышления младших школьников....................................................................................................

12
1.3 Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики............................................

17
ГЛАВА 2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ......................................................................

20
2.1 Понятие, роль и место дидактической игры в процессе обучения.........................................................................................................

20
2.2 Методика организации проведения дидактических игр.........
27
2.3 Применение дидактических игр для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.............................

33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике Документ Microsoft Office Word.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

2. В двадцати пяти клетках  квадрата расставьте числа 1,1,1,1,12,2,2,2,2,3,3,3,3,3,5,5,5,5,5, так, чтобы по горизонтали, вертикали и двум диагоналям сумма была равна 15.

 

Разновидностью магических квадратов являются магические треугольники: Данный треугольник составлен из 9 маленьких треугольников, в которые вписаны числа. Найдите суммы чисел в треугольниках, составленных из 4 маленьких треугольников.

                                                     3

                                                     7

                                                6        4

                                             8              9

                                           1        5        2

Ответ:  1+5+6+8=20,   2+4+5+9=20

Мы видим, что сумма чисел в каждом треугольнике, который образован четырьмя маленькими треугольниками, представляет собой одно и тоже числа. Такие треугольники называются магическими. Магический ли этот треугольник?

                                                    3

                                                    7

                                               4        6

                                             9              8

                                           2        5         1

Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся учитель анализирует со всем классом во внеурочное время.

Все домой! Звонок раздался!

На доске пример остался,  

Залетели в класс синицы

И склевали единицы.

Залетели сойки

И склевали двойки.

Залетели воробьи-

И не стало цифры три.

Сообщить прошу вас, дети,

Где стояли цифры эти?

            *   4   *   *                          1   4   2   3

         + *   7   4   5                      + 1   7   4   5

         + 6   *   9   8                      + 6   2   9   8

            9   4   6   6                          9   4   6   6

В своей книге «Спасибо за урок, дети!» А.А. Окунев рассматривает возможность использования занимательных квадратов в самом начале урока.

Из многообразия математических головоломок наиболее доступными и интересными в младшем школьном возрасте являются загадки, задачи – шутки, задачи на смекалку.

В ходе решения головоломок дети овладевают такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения. Обучение в этом случае направляется на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы28.

Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи замаскирована внешними условиями, как правило, второстепенными.

Назначение загадок и задач – шуток состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Результат решения детьми задач – шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, от умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребёнку смысл задачи – шутки поможет создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче.

Во время урока математики задачи – шутки могут быть предложены детям в самом начале урока в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на уроке, активности.

Задачи – шутки используются педагогами в ходе урока математики с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом занимательный материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.

В кухне у Вовочки 18 мух. Вовочка бьет мухобойкой 5 мух в минуту, и в кухню в то же время влетает 2 новых мухи. Через сколько времени в кухне не останется мух?

Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения. Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для  активизации  познавательной  деятельности  учеников  на   уроках. Приведем пример:

Белка, Ежик и Енот,

Волк, Лиса, Малышка Крот

На пирог пришли к Медведю.

Вы, ребята, не зевайте:

Сколько всех зверей, считайте!

Три кошки купили сапожки

По паре на каждую кошку

Сколько у кошек ножек?

И сколько у них сапожек?

Белочка грибы сушила.

Только посчитать забыла.

Белых было 25,

Да еще масляток 5.

7 груздей и 2 лисички,

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибков?


 

Некоторые интеллектуальные игры требуют много учебного времени, то целесообразно их использовать в качестве творческого домашнего задания.

 Главная цель работы  по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.

 Каждое логическое  математическое задание содержит  некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи.

 Ученику понадобятся  не только знания, но и такие  общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

 Логические задания  могут быть использованы на  всех этапах обучения математики. Систематическое выполнение таких  задач способствуют развитию  математического мышления.

 Вместо решений обычных  примеров на умножение и деление можно предложить логическое задание такого типа.

Задание. Вставьте пропущенные числа

 В теремке, что слева, в центральном окошке записано  число 21 , а в боковых - 3 и 7 , поэтому  можно записать равенство 21 = 3 х 7 . Тогда по аналогии 12 равно произведению двух чисел. Это могут быть: 3 и 4 или 4 и 3; 6 и 2 или 2 и 6; 12 и 1 или 1 и 12.

 Логические упражнения  позволяют детям на доступном  математическом материале с использованием  жизненного опыта выстраивать  правильные математические суждения. Без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится учитель-организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением логических приемов.

Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям.

Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.

Например:

У него четыре лапки,

Лапки цап-царапки.

Пара чутких ушек.

Он гроза для мышек. (КОТ)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь в десять раз умней. (КНИГА)

При знакомстве с цифрой 4 можно использовать загадку:

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (ПОДУШКА)


 

После того, как дети назвали отгадку, следует попросить детей вспомнить, какое число прозвучало в загадке, объяснить, как изображается число 4, найти его в кассе цифр из счетного материала, назвать предыдущее и последующее числа. Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и показать или написать ее. Такие загадки помогают запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию:

Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружков.

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы дружков. (ВОСЕМЬ)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее - нет. (ДВОЙКА)


 

Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.

Например: Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет. (ШЕСТЬ)

Загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности.

После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке, определить, сколько в нем десятков и единиц каждого разряда, предыдущие и последующие числа.

Загадки могут использоваться при изучении темы "Меры времени":

Две сестрицы друг за другом.

Пробегают круг за кругом.

Коротышка - только раз,

Та, что выше - каждый час. (СТРЕЛКИ ЧАСОВ)

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят с боем и без боя.

Всем нужны - и нам с тобою. (ЧАСЫ)    


 

При знакомстве учащихся с календарем уместно использовать следующие загадки:

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек.

Год пройдет - весь куст опадет. (КАЛЕНДАРЬ)

Выходило 12 молодцов,

Выносили 52 сокола,

Выпускали 365 лебедей. (МЕСЯЦЫ, НЕДЕЛИ, ДНИ)


 

После отгадывания загадки задача учителя - добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: "Как ты догадался? Объясни!". Такая работа развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.

Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами.

СКАЗКА 1

Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь - это Поле Чудес: если закопать золотые монеты, то на утро вырастет дерево, на котором в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Они предложили посторожить ночью монеты. В награду за услугу лиса и кот потребовали отдавать с каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит. Сколько золотых монет было у Буратино?

Решение:

Второй урожай дает 9 монет, значит во второй раз Буратино посадит 9:3=3 (монеты).

Первый урожай дал 3+9=12 (монет). Значит, в первый раз Буратино посадил 12: 3=4 (монеты).

СКАЗКА 2

Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от Волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?

Решение:

Волку бежать до домика Наф-Нафа 4 +6: 2=7 минут.6 минут меньше, чем 7 минут. Значит, поросята успеют добежать до домика Наф-Нафа.

Назначение логических задач и упражнений состоит в  активизации  умственной  деятельности  ребят, в ожидании процесса обучения "умственной гимнастики", в развитии логического мышления.

Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подсчитываются жетоны. И определяют команду-победительницу. Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы.

Информация о работе Дидактическая игра, как средство развития логического мышления младшего школьника на уроках математики