Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:28, дипломная работа

Краткое описание

Начальная школа должна учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Если игры не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Поэтому игра как ведущий вид деятельности не прожита ими и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования.
1.1 Психологические особенности младшего школьника и формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка…..……………………….…………………………...………………
1.2 Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе……………………….…….
1.3 Дидактическая игра и игровые ситуации как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка………………………………………………..................................
Глава II. Практическая работа по использованию дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
2.1 Анализ исходной ситуации………………………………………….
2.2 Описание опытно – практического этапа и анализ результатов работы………………………………………………….............................
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 1,011.78 Кб (Скачать файл)

 

Глава II. Практическая работа по использованию дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

2.1 Анализ исходной ситуации.

Для того чтобы подтвердить актуальность выбранной темы, был осуществлен анализ исходной ситуации через интервьюирование учителей, наблюдение за сформированностью познавательных универсальных учебных  действий в ходе игры на уроке русского  языка, диагностические задания.

Анкетирование учителей было проведено в МБОУ Гимназии №7 Ленинского района г. Красноярска во 2-х классах (интервью были проведены в классах с такими УМК, как система Л.В. Занкова,  образовательная система «Школа - 2100» и система развивающего обучения  «Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова») в 2013 учебном году.

Цель данной работы: выявить, проводятся ли дидактические игры на уроках русского языка и на что они направлены.

В анкету были включены следующие вопросы:

  1. Какие дидактические игры вы используете?
  2. Как часто вы используете дидактические игры на уроках? Почему?
  3. На каких предметах вы используете дидактическую игру чаще, на     

каких реже?

  1. Как дети относятся к дидактическим играм на уроках?
  2. Какие преимущества дает использование дидактических игр?
  3. На достижение каких результатов направлены дидактические игры:  

предметных или метапредметных?

Результаты анкетирования представлены в следующих диаграммах:

Интервью показало, что не зависимо от УМК, учителя используют тематические дидактические игры на уроках. Игры, которые направлены на развитие универсальных учебных действий использует только один учитель из трех опрошенных, при этом не достаточно точно различает универсальные учебные действия. (Прил. 1)

Наблюдение за учащимися на уроке русского языка во время проведения дидактической игры, направленной на развитие познавательных УУД, было направлено на выявление таких универсальных учебных действий, как: анализ, сравнение, смысловое чтение, доказательство.

Учитель предложил детям в игре-поручении (по классификации Минскина В.И.) быть учителями. Им нужно было проанализировать текст с типичными  для этого класса ошибками,  потом им нужно было сравнить проверенные работы. Чтобы доказать свою точку зрения, ученикам предлагался текст, из которого им нужно было извлечь информацию по правописанию. А после этого детям нужно было доказать свою точку зрения. (Протоколы наблюдения прилагаются) (Прил. 2)

На диаграмме 1 показано наблюдение за сформированностью познавательных универсальных учебных  действий в ходе игры на уроке русского  языка. Из нее видно, что у детей хуже всего сформированы такие познавательные универсальные действия, как анализ и доказательство.

Из 27 учеников  21 ученик  умеет анализировать, 14 учеников сравнивать и осмысленно читать, 18 учеников умеют доказывать свою точку зрения. В ходе анализа исходной ситуации была проведена диагностическая работа для определения освоения познавательных УУД. Ее результаты представлены в следующей диаграмме:

Сравнив 2 графика можно сделать вывод, о том, что в процессе наблюдения в игре и при анализе диагностирующих работ одинаково сложным было выполнить задания, направленные на развитие познавательных УУД, а именно: анализ, сравнение, смысловое чтение, доказательство. 

Данный анализ исходной ситуации показал, что дидактическую игру можно рассматривать как одно из средств формирования у учеников познавательных учебных действий, которые определены в новом стандарте образования. Но основная проблема состоит в том, что учителя, давно работающие в школе, не достаточно полно понимают отличие между предметными и метапредметными результатами. Эту же теорию подтвердило интервью, в котором на вопрос: «на достижение каких результатов направлены дидактические игры: предметных или метапредметных?», учитель ответил, что «не совсем понимает, в чем они разные». Поэтому, изучив программу  по русскому языку 2-го класса на второе полугодие (во время прохождения дипломной практики), нами  были разработаны задания для игровой работы. Например:

Тема

Дидактическая игра

Имя прилагательное.

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение, доказательство.

В игре участвует 6 команд. Учитель является  организатор, он только дает задание, дети самостоятельно простраивают ход игры: определяют время работы, какая команда первая начинает читать, какая команда доказывает, какие команды победили (должно получиться 3 места: 1, 2 и 3). Командам присваиваются степени: 1 место: степень всезнайки, 2 место: степень знайки, 3 место: степень чуть-чуть всезнайка.

«Каким может быть предмет?»

В этом задании детям предлагается быть учителями.

На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме; по величине; по материалу; по месту; по времени.

Данные признаки распределяются детям на 6 команд: по цвету; по форме- 1, 2 команда, величине; по материалу- 3, 4 команда, по месту; по времени- 5, 6 команда. После чего детям нужно      проанализировать, подобрать и записать в тетрадях как можно больше имен прилагательных по их виду признаков. После этого ученики сравнивают свои подобранные прилагательные, один ребенок читает, а остальные проверяют и добавляют, причем, детям нужно доказать, почему именно такое прилагательное относится к этому признаку. Выигрывает та команда, которая записала наиболее верное количество прилагательных. Все эти правила обговариваются в начале задания.


 

Нами по итогам анализа исходной ситуации были отобраны игры, которые апробируются и войдут в сборник дидактических игр для развития Познавательных Универсальных Учебных действий на уроках русского языка во 2 классе.

2.2. Описание опытно – практической  работы и  анализ результатов

Вторым этапом нашего исследования была реализация комплекса дидактических игр  в ходе  преддипломной практики. Этот этап направлен на формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны формироваться  при проведении дидактических игр на уроках русского языка во втором классе. Для этого нами был проанализирован учебник «Русский язык» для второго класса (вторая часть, система РО  Л.В. Занкова). В учебнике представлены упражнения, которые можно изменить в дидактические игры-поручения. Например:

Легла лиса на спину, закрыла глаза и не двигается. Увидели лису вороны. Осторожно подлетели они к лисе. Одна ворона подошла поближе и клюнула лису в хвост. Лежит лиса как мертвая. Запрыгали вороны около лисы. Храбрая ворона хотела еще раз лису клюнуть. Вскочила лиса, схватила глупую ворону и побежала в лес.

Вопросы к рассказу:

  1. Прочитай рассказ. Скажи, с каким глаголом связано по смыслу слово лиса в каждом предложении. Поставь вопросы к слову лиса.
  2. Как можно озаглавить этот текст?
  3. Измени слово лиса по вопросам. Выдели окончание.

Вопросы, которые представлены в учебнике, нужно представить как этапы игры, так как одно из правил дидактических игр - соревновательность. И поэтому, за каждый этап награждается победитель, пара или группа победителей, если работа была коллективной. Данное задание будет направленно на формирование таких познавательных действий, как анализ и смысловое чтение, так как детям нужно проанализировать рассказ и понять смысл для того, чтобы озаглавить его. Но самое главное, все эти этапы ученики должны выполнять и проверять без участия учителя. Учитель дает поручение, следит за временем выполнения задания на каждом этапе, может выступать в роли судьи.

Такие игры помогают отследить сформированность  познавательных универсальных учебных действий, умение учащихся работать самостоятельно, в парах или группах. И так же проверить предметные знания детей.

За время преддипломной практики, было проведено 5 уроков русского языка с использованием дидактической игры по двум темам: «Имя прилагательное» и «Глагол», по их результатам составлялись таблицы и диаграммы по формированию познавательных универсальных учебных действий. (Прил. 8)

Перед каждой игрой, детям предлагается быть учителями. Так же сразу, перед началом игры проговариваются  правила игры.

Задания № 1:

Тема: «Имя прилагательное»  

Игра «Самый внимательный»  

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.  

Игра проводится в парах. Учитель говорит тему игры, указывает время проведения каждого этапа игры, выполняет роль судьи: отмечает, какая пара выбрала наибольшее количество прилагательных, помогает разрешить споры.

Послушайте песню «Резиновый ёжик». У каждого из вас есть текст песни. Первый тур: выпишите как можно больше прилагательных (на эту работу детям дается 2 минуты). После  поиска прилагательных,  пары по одной называют все слова и отмечают,  какие уже назвали. В этом туре побеждает та пара, которая  выбрала  наибольшее количество прилагательных. Второй тур:  подберите к выписанным прилагательным существительные, так, чтобы получились словосочетания и объясните их значения (2-4 минуты ). Проверка словосочетаний проходит, так же как и в первой части: ученики по очереди читают и объясняют получившиеся словосочетания. (2-3 минуты) Выигравшие пары  награждаются судьей (учителем) степенями: 1 тур: научный ассистент, 2 тур: научный консультант

Резиновый Ёжик

По роще калиновой                   

По роще осиновой

На именины к щенку

В шляпе малиновой

Шел ёжик резиновый

С дырочкой в правом боку.

Были у ёжика

Зонтик от дождика,

Шляпа и пара калош.

Божьей коровке,

Цветочной головке

Ласково кланялся ёж.

Здравствуйте ёлки!

На что вам иголки?

Разве мы волки вокруг!

Как вам не стыдно!

Это обидно,

Когда ощетинился друг.

Небо лучистое,

Облако чистое.

На именины к щенку

Ежик резиновый

Шел и насвистывал

Дырочкой в правом боку.

Милая птица,

Извольте спуститься –

Вы потеряли перо.

 

На красной аллее,

Где клёны алеют,

Ждет вас находка в бюро.

Небо лучистое,

Облако чистое.

На именины к щенку

Ёжик резиновый

Щели насвистывал

Дырочкой в правом боку.

Много дорожек

Прошел этот ёжик

А что пожарил он дружку?

Об этом он Ване

Насвистывал в ванне

Дырочкой в правом боку.

Нами была составлена диаграмма по формированию познавательных универсальных учебных действий при проведении дидактической игры на уроке русского языка во 2 «А» классе:

 

 

 

Учащиеся плохо справились с этой игрой. Дети не смогли понять, что эта игра проводилась не для развлечения, а для отработки предметных и метапредметных результатов. А уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий виден в таблице 1. (Прил. 3)

Задание № 2:

Тема: «Имя прилагательное»

Игра «Большой - маленький»

Игра направлена на формирование познавательных УУД:  анализ, сравнение, смысловое чтение, доказательство.

В этой игре ученик играет каждый за себя. Учитель устанавливает время, отводимое на игру, объясняет ход игры и правила.

В этой игре, каждый играет за себя. В этой игре будет только один победитель и одна поощрительная степень. Победитель получает грамоту со степенью эрудит, поощрительная грамота: степень самого любознательного.

На карточках написаны пословицы. В данные пословицы вставьте противоположные по смыслу прилагательные. (5 минут) Проверка происходит, так же как и в предыдущем задании: один ученик читает, другие проверяют. (2 минуты) Выигрывает тот, кто правильно подобрал все прилагательные. Объясните смысл пословиц. Докажите правильность выбранных слов. (3 минуты)

…пенек опрокидывает …воз.

Даже самое …дерево выросло из…семени.

…крючком … рыбу не выудишь.

На … челне по… озеру не плавают.

В … лодку … груз не кладут.

… дело лучше … безделья.

При выполнении задания было видно, что дети уже на много лучше разбираются в теме: «прилагательное», и результат выполнения был выше, чем после выполнения первого задания.

 

В анализе листа наблюдения (прил. 4) и диаграммы мы рассматриваем познавательные УУД. По диаграммы хорошо видно, что после второго задания уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у многих  учащихся повысился.

 

Задания № 3

Тема: «Глагол»

Игра «Найди глаголы»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: сравнение, доказательство.

 Игра  проводится в 2 этапа: на первом  этапе ученики выполняют задания  самостоятельно, на втором этапе  ребята должны объединиться в  пары. Побеждает пара, подобравшая  наибольшее количество правил  на опасные места. Они награждаются  дипломам: степени книжник.

Учитель выступает в роли судьи. Он следит за временем, отмечает, количество подобранных и  доказанных правил. Дети сами определяют сколько им надо времени. (например, 15 минут)

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий