Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:59, дипломная работа

Краткое описание

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают, и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Содержание

Введение

1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную. Её виды и способы.
1.1. возрастные и психологические особенности подросткового возраста.
1.2. Способы адаптации учащихся.
2. Дидактическая игра как средство осуществления адаптации учащихся 5 класса.
2.1. Понятие дидактической игры.
2.2.методические рекомендации по организации дидактических игр.
2.3. Обоснование использования дидактических игр на уроках математики в адаптационный период.
3. разработанные дидактические игры.
3.1. В царстве, в государстве.
3.2. меньше или больше.
3.3. Доли. Обыкновенные дроби.
3.4. сложение и вычитание дробей

Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

дидактическая игра как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную.docx

— 376.28 Кб (Скачать файл)

– Сегодня вместе с Иваном-царевичем  мы совершим увлекательное путешествие в страну "Математика" и научимся складывать и вычитать числа с одинаковыми знаменателями. Итак…

– В некотором царстве, в некотором  государстве жил Иван-царевич. (Слайд1) Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. (слайд2) Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную.(Слайд 3) Унес ее в далекую страну "Математика". Решил Иван-царевич выручить Елену Прекрасную (слайд 4), но для этого ему понадобилось умное, сообразительное войско. Собрал он 2 отряда, назначил в каждом отряде командира.(1 ряд -  Тая; 2 ряд – Сережа) И начал испытывать воинов.

II. Испытание командиров (задание на доске):

1.Расположите дроби в порядке возрастания:

1.1. 11/12; 3/12; 1/12; 5/12; 8/12

1.2. 3/14; 1/14; 11/14; 5/14; 8/14

III. Испытание воинов

1) Приведите пример обыкновенной дроби 
2) Назовите числитель дроби

3) Назовите знаменатель дроби

4)  Что показывает знаменатель 
5) Что показывает числитель 
6) Какие дроби называются правильными. Пример.

7.Какие дроби называются неправильными.  Пример

8..Как сравнить обыкновенные  дроби

9.Сравните:

2/5 и 4/5; ¾ и 1; 6/5 и1; 7/7 и 1; 8/11 и  9/11; 1/7 и 1/8 
– Молодцы! Хорошее войско подобрал себе Иван-царевич. А теперь в путь!  
Поехал Иван-царевич вместе с войском выручать Елену Прекрасную.(Слайд 5) Вышли они к бурной реке, а там - огромный камень закрыл дорогу на мост. (Слайд 6) На камне написан вычислительный пример.(Слайд 7) Если его правильно решить, то получится магическое число. Произнесет его воин – камень повернется и освободит дорогу. (Один воин – на доске, все остальные – в тетради.)

 Вычислить: (2384 + 2692) : (303 – 195) = 47

– Первую преграду войско одолело: камень повернулся, открыл дорогу. (Слайд 8) Дальше дорога их привела к волшебной стене. От стены дорога вела в лабиринт.( Слайд 9) Надо найти выход из лабиринта. А для этого надо нам с вами научиться складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем

 


 

Для того, чтобы найти выход  из этого лабиринта мы должны сформулировать правило: Как сложить две дроби с одинаковым знаменателем?

Выход из лабиринта найден. Попал Иван-царевич с войском в лес, к избушке Бабы-Яги.( Слайд 10) Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и решила помочь Ивану-царевичу. Дала она ему три ларца,(Слайд 11) в одном из них – смерть Кощея. Но чтобы определить ларец, надо сформулировать еще одно правило: Как вычесть дроби с одинаковым знаменателем? И показать всем, что мы научились складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

№ 986

1 войско (цепочкой) 1 строчка

2 войско (цепочкой) 2 строчка

– Нашел Иван-царевич нужный ларец. (Слайд 12) Открыл его, а там яйцо. Молодцы! Справились с заданием. Разбили яйцо, а в нем - иголка, переломили ее.(Слайд 13) Покончили с Кощеем Бессмертным. Освободилась Елена Прекрасная.

– Вот и сказке конец, а значит, конец нашему путешествию по сказочной стране "Математика". Спасибо воинам, которые помогли спасти Ивану-царевичу Елену Прекрасную.

И отправились воины по домам: девочки  обед готовить № 980;

Мальчики  делом заниматься № 982; 984

V. Оценки за урок

VI. Домашнее задание: п.26 №1015, 1020, 1023 (а) (Слайд 14)

       Рефлексия (Слайд 15)

 

Заключение

Таким образом, при разработке дидактических игр  для проведения уроков математики мы убедились,  что они являются отличным средством развития адаптации учащихся.

Согласно  возрастным особенностям учащихся выделяются несколько закономерностей развития учебной деятельности, связанных  с возрастными особенностями  учащихся.

Во-первых, чем  младше ребенок, тем в большей  мере он учится только на опыте собственных  действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения постепенно увеличивается.

Во-вторых, если первоначально дети склонны к  некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и  критически оценивающе относится к  учебному материалу.

В-третьих, господствующие в дошкольном возрасте игровые формы  учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность.

В-четвертых, возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов, в результате одни знания усваиваются  более активно, другие игнорируются

В-пятых, с  возрастом усиливается понятийное упорядоченность знаний и интеллектуальная способность. Благодаря этому совершенствуются когнитивные предпосылки учебной  деятельности, т.е. когнитивные операции и стратегии учения, решения задач  преодоления трудностей, способов действия, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации

В-шестых, с  возрастом потенциально усиливается  и настойчивость в учении. Это  значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, чем младшие, но насколько эта способность реализуется, во-многом зависит от установок, планов и интересов детей.

И решением этих же проблем и противоречий служит использование дидактических игр  на уроках математики.

Эти игры могут  помочь:

  • активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
  • дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
  • улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);
  • повысить самооценку учащихся
  • уменьшить дисциплинарные проблемы на уроках
  • избавить от негативного отношения к школе
  • развить самосознание учащегося и дать каждому выделиться в коллективе.

 

 

Библиографический список

  1. Алтухова Е.В. «Математика 5-11 классы Уроки учительского мастерства» 
  2. Вигман С.Л. «Педагогика в вопросах и ответах.
  3. . Виленкин Н. Я., Жохов В.И. ,   Чесноков А.С.  , Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс. -М. Мнемозина, 2007.
  4. Краевский В.В. «Дидактика средней школы» М.-1982
  5. Педагогика. Рефераты. Общая и специальная педагогика, ответы на экзаменационные вопросы» издательство «Учитель», разработка, издание; 2008.
  6. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 5 класс: К учебному комплекту Н.Я. Виленкина В помощь школьному учителю.-ВАКО, 2009.
  7. письмо министерства образования
  8. «Дидактические игры в процессе обучения математике. Методические рекомендации». (Уральский государственный педагогический университет) Екатеринбург – 2000.
  9. www.modern.gow.ed.ru
  10. school26.tgl.ru/…/D_5_kl_drobi_Ispolzovanie_IKT_na_urokah_matematiki.doc
  11. DVD. Весёлая карусель. Апельсин

 

 

 

 

 

Приложение.

Приложение 1

Анкета учителя математики

Данная  анкета предназначена учителю математики 5 класса. Результаты опроса будут использованы в научно-исследовательской работе «дидактическая игра на уроках математики как средство реализации адаптации  учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную». Убедительно прошу вас искренне и точно отвечать на вопросы. Заранее  благодарю за сердечную доброту  и помощь.

 

  1. номер и адрес образовательного учреждения  

  • укажите ваш педагогический стаж
  • испытываете ли вы трудности при работе в 5 классе?
  • Постройте иерархию возможных проблем учащихся 5 класса в адаптационный период, начиная с легко решаемой (1 балл) и заканчивая тяжело решаемой (10 баллов)
    • падение самооценки
    • увеличение дисциплинарных проблем
    • негативное отношение к школе 
    • недостаточное развитие самосознания
    • недостаточная мотивация к успеху
    • невозможность выделиться в коллективе
    • недостаточность или  отсутствие друзей          
    • выраженная эмоциональность
    • нервозность, слабость
    • чувство «взрослости» у детей
    • свой вариант
    1. укажите программу обучения и учебные средства, по которым ваш класс работал в начальной школе
    1. укажите форму взаимодействия с учителем начальной школы (поставьте галочку)
    • не проводилась
    • активная (вплоть до проведения совместных уроков)
    • Пассивная (редкий или единственный просмотр уроков)
    1. как часто вы используете дидактическую игру для проведения уроков?
    • более трех раз при изучении главы
    • менее трех раз при изучении главы
    • Не провожу
    1. Какая по вашему мнению из перечисленных форм организации обучения математике в 5 классе  наиболее эффективна  в период адаптации
    • экскурсия
    • игра (дидактическая или ролевая
    • Традиционный урок
    • диспуты, дискуссии и т. д.
    • Другое                                                                                                                                  .
    1. какую из этих форм организации учебной деятельности вы используете при работе с пятиклассниками?
    • экскурсия
    • игра (дидактическая или ролевая)
    • традиционный урок
    • диспуты, дискуссии и тому подобные
    • другое
    1. какие трудности вы испытываете при подготовке к вышеперечисленным формам организации учебной деятельности пятиклассников?
    • связанные с восприятием психологических особенностей пятиклассников
    • Связанные с организацией нестандартного вида уроков
    • не владение методическими особенностями системы, по которой учащиеся обучались в начальной школе
    • не испытываю затруднений
    • другое

     

     

     

    Еще раз хочу сказать Вам огромное спасибо  за оказанную помощь. В свою очередь  желаю Вам успехов в работе, здоровья, душевного равновесия, послушных  учеников и всего самого наилучшего. Спасибо Вам!!!

    Приложение 2

    Постройте иерархию возможных проблем учащихся в  адаптационный период:

     

    Укажите форму  взаимодействия с учителем начальной  школы:

     

     

     

     

     

    Как часто  вы используете дидактическую игру на уроках:

    Какая, по вашему мнению, из перечисленных форм организации  обучения наиболее эффективна в период адаптации:

    какую из этих форм организации учебной деятельности вы используете на уроках:

     

     

     

    Какие трудности  вы испытываете при подготовке к  вышеперечисленным формам организации:

     

     

     

    Приложение 3

    Тест

    Вариант 1

     

     

    1. Какая часть прямоугольника закрашена?

     

    1. пять девятых
    2. одна пятая
    3. одна четвертая
    4. четыре девятых

    1. Какая часть круга не закрашена?

    1. пять двенадцатых
    2. семь двенадцатых
    3. одна пятая
    4. одна седьмая

    1. Какая часть прямоугольника  закрашена?

    1. одна четвёртая
    2. одна восьмая
    3. четыре восьмых

     

     

     

     

     

    1. Какая часть круга закрашена?

    1. пять  шестых
    2. одна пятая
    3. одна шестая

     

    1. Какая часть квадрата не закрашена?

     

    1. три восьмых
    2. одна третья
    3. пять восьмых
    4. одна пятая

     

     

    Тест

    Информация о работе Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную