Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка.
Реализация поставленной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) на основе анализа научной литературы выявить эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках русского языка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Поэтический текст как объект работы на уроках русского языка
1.1. Работа над поэтическим текстом на уроках русского языка и её место в школьной программе ……………………………………………………………. 8
1.2. Умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе работы над поэтическим текстом …………………………………………………………. . 11
Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 16
Глава 2. Эффективность работы с поэтическим текстом и дидактические возможности
2.1. Изучение состояния проблемы в современной школе …………………… 8
2.2. Методическая разработка плана-конспекта урока по русскому языку с элементами работы над поэтическим текстом Юлия Кима ………………… 21
2.3. Дидактический материал к урокам русского языка с использованием поэтических текстов Юлия Кима ………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………... 26
Выводы …………………………………………………………………………. 27
Список использованных источников.…………………………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

ГрязноваМетодика.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Обращение и знаки препинания при нём

Цели:

  1. Повторить сведения об обращении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения.
  2. Формировать умения находить обращение в предложении; употреблять его с учётом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания при обращении; произносить обращения со звательной интонацией.
  3. Развивать коммуникативную культуру учащихся (прививать любовь к чтению, к поэзии, развивать эстетические чувства школьников).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: доска, карточки, учебник.

Ход урока

    1. Слово учителя

В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или  высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос, мы используем обращения. Сегодняшний урок мы посвятим изучению обращения.

Определение: Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь. Например: Саша, у тебя сегодня сколько уроков?

Задание: Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

I вариант

  1. Я б дала тебе Сашенька выступить, / Но не вижу для этого мест…(«Баллада о том, как Александр Галич посетил Москву», Юлий Ким).
  2. О воля рока воля рока! / Мы льстим тебе как никому, / Ты безобразна ты жестока / Гнусна глуха и кривобока… («Монолог Шута», Юлий Ким).
  3. Поймать преступную фортуну! / Связать распутную судьбу, / Её за подлую натуру / Предать ужасному суду! («Монолог Шута», Юлий Ким).
  4. Ни принять ни обнять ни пригреть тебя – / Аж мне стыдно самой от себя. («Баллада о том, как Александр Галич Москву посетил, Юлий Ким).
  5. Не узнала прости дорогой. / Позвонил бы, уж мы б тебя встретили. («Баллада о том, как Александр Галич Москву посетил, Юлий Ким).

II вариант

  1. На пороге наших дней / Неизбежно мы встречаем, / Узнаём и обнимаём / Наших истинных друзей. («19 октября», Юлий Ким).
  2. Позвольте братцы обратиться робко:/ Пришла пора почистить наш народ. («Открытое письмо 4 пленуму», Юлий Ким).
  3. На дорогах наших дней, / В перепутьях общежитий, / Ты наш друг, ты наш учитель - / Славный пушкинский лицей. («19 октября», Юлий Ким).
  4. Спаси меня Личутин и Распутин! («Открытое письмо 4 пленуму», Юлий Ким).
  5. Замрите ангелы смотрите - я играю. («Нет, я не плачу», Юлий Ким).

Проверка: I вариант –1, 2, 5; II вариант – 2, 4, 5.

Способ  выражения обращения: Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Ну, ребята, - всё, ребята, / Нету ходу нам назад, / Оборвалися канаты, / Тормоза не тормозят («Истерическая перестроичная, Юлий Ким).

В роли обращений  чаще всего выступают собственные  имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии. Например: Господа, ну это же так просто, / Ну это же так просто, господа! («Это просто», Юлий Ким).

Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица.

В языке художественной литературы, особенно в поэтических  текстах, используются обращения к  неодушевлённым предметам: Не покидай меня, весна, / Грозой и холодом минутным / Меня напрасно не гони, / Не покидай меня, весна, / Сияй мне ярче с каждым утром, / Продлитесь вы, златые дни, / Златые дни! (Юлий Ким).

Обращение имеет  форму именительного падежа и  произносится с особой звательной интонацией.

В разговорной  речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного.

Задание: Подчеркните древние формы обращений. Молитва: Отче наш, Иже еси на небесaх, / да святится Имя Твое, / да приидет Царствие Твое, / да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Обращения распространённые и нераспространённые. Нераспространённые обращения выражены одним словом: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Михаил Лермонтов).

Распространённые  обращения включают в себя пояснительные  слова: Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский).

Задание: Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

(… ) участники  конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(… ) друг! Эта  книга поведёт тебя в мир  удивительных приключений.

(… ) мама, я  очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

Роль  обращений в языке. В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. 

В письменной речи обращения служат для выражения  отношения пишущего к адресату.

Использование обращений в поэтической речи. В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главная задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа.

Упражнение

Прочитайте  стихотворение Ю.Кима и ответьте на вопросы:

Не  покидай меня, весна,

Грозой  и холодом минутным

Меня  напрасно не дразни,

Не  покидай меня, весна,

Сияй  мне ярче с каждым утром,

Продлитесь вы, златые дни,

   Златые дни!

Продлись, продлись мой дивный сон,

Тебя  послало провиденье,

Тебя  так долго я ждала,

Ты  так прекрасен, дивный сон,

Что я не верю в пробужденье

И лишь тобой душа жива,

   Душа жива!

Не  покидай меня, весна,

Когда так радостно и нежно

Поют  ручьи и соловьи,

Не  покидай меня, весна,

Не  оставляй меня, надежда

На  чудо счастья и любви,

   Не покидай!

  1. Объясните знаки препинания.
  2. Проанализируйте особенности синтаксических конструкций.
  3. В какой форме употреблено прилагательное «златые»?
  4. Подберите синоним к прилагательному «дивный».
  5. Отметите суффиксы в словах первой строфы.

Место в предложении. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

Интонация. Обращение произносится со звательной интонацией, то есть с усиленным ударением.

Знаки препинания при обращении

 
Правило

 
Пример

 
Обращение выделяется запятыми

 
Наташа, иди сюда! 
Вперёд тебе наука, друг.

 
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с  восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

 
Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

 
Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

 
Отколе, умная, бредёшь ты голова?

 
Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком.

 
О небо, над нами синей! 
 
Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава.

 
Однородные обращения, соединённые  союзом И или ДА запятой не разделяются.

 
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

 
Частицы А и ДА, стоящие перед  обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.

 
Петька, да Петька же, куда ты запропастился?


Подведение  итога урока. Что нового об обращении мы узнали? Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее  задание. Приготовьте устный рассказ об обращении, выполните упражнение 358.

 

 

2.3. Дидактический материал  к урокам русского  языка с использованием  поэтических текстов  Юлия Кима

 

Упражнение.

Прочитайте  стихотворение Ю.Кима и ответьте на вопросы:

Нет, я не плачу, и не рыдаю,

На  все вопросы я открыто отвечаю,

Что наша жизнь - игра, и кто-ж тому виной,

Что я увлёкся этою игрой.

И перед  кем же мне извиняться?

Мне уступают, я не в силах отказаться.

И разве  мой талант, и мой душевный жар

Не  заслужили скромный гонорар.

Пусть бесится ветер жестокий

В тумане житейских морей.

Белеет  мой парус такой одинокий

На  фоне стальных кораблей.

О наслажденье - ходить по краю.

Замрите, ангелы, смотрите - я играю.

Разбор  грехов моих оставьте до поры.

Вы  оцените красоту игры.

Ведь  согласитесь, какая прелесть

Мгновенно в яблочко попасть - почти не целясь.

Орлиный взор, напор, изящный поворот,

И прямо  в руки - запретный плод.

Я не разбойник, и не апостол.

И для  меня, конечно, тоже всё не просто.

И очень  может быть, что от забот своих,

Я поседею  раньше остальных.

Но  я не плачу, и не рыдаю.

Хотя  не знаю, где найду, где потеряю.

И очень  может быть, что на свою беду,

Я потеряю  больше, чем найду.

  1. Определите тему и идею стихотворения.
  2. Найдите в тексте используемые автором изобразительно-выразительные средства.
  3. Выпишите синонимы и антонимы. Какую роль  они играют  в тексте?
  4. Как называется приём, когда в стихотворении повторяется первая и последняя строчки? Найдите такой приём в данном стихотворении.

 

Упражнение.

Расставьте знаки  препинания при прямой речи в стихотворении  Юлия Кима «Это просто» и прокомментируйте их (знаки не расставлены):

 

Когда спросили журавля:

Как ты летаешь без руля,

От  самого зюйд-веста 

До  самого норд-оста?

Журавль ответил:

Господа, ну это же так просто,

Ну  это же так просто, господа!

Когда хвалили соловья:

Прекрасна музыка твоя,

Откуда  столько чувства,

Души  и благородства?

То  соловей ответил: Да,

Ну  это же так просто,

Ну это ж очень просто, господа!

Когда спросили у ханжи:

Как превратился ты, скажи,

Из  юного подростка,

В угрюмого прохвоста?

Ханжа ответил:

Господа, ну это же так просто,

Что-что, а это просто, господа!

Теперь  спросите у меня,

О главной  цели бытия:

В чём  суть и назначенье

Земного распорядка?

А я отвечу: Господа,

А, что, вам непонятно?!

Ведь  это ж так понятно, господа,

Ведь  это очень просто, господа,

Что-что, а это просто, господа!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе 2

 

Многоаспектная  работа с поэтическим текстом  позволит достичь следующих результатов: 

    • у большинства учащихся сформируется положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
    • более эффективно произойдёт развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, сформируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие; 
    • повысится культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах; 
    • повысится уровень коммуникативной компетенции.

Упражнения, помогающие учителю формировать у учеников навыки работы с поэтическим текстом можно сгруппировать следующим образом:

    • упражнения, обучающие выразительному чтению;
    • упражнения с элементами анализа художественно-изобразительных средств;
    • упражнения с элементами лексико-фонетического анализа;
    • упражнения с элементами синтаксического анализа;
    • упражнения-сопоставления разных редакций стихотворения;
    • упражнения-комментарии к стихотворениям.

Информация о работе Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка