Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:20, реферат
Цель работы: роль интегративных качеств в развитии дошкольника и как на их формирование оказывают влияние дидактические игры.
Задачами работы являются:
рассмотреть в целом систему дошкольного образования;
изучить проблемы дошкольного образования на современном этапе;
рассмотреть новые требования к процессу дошкольного образования;
выявить роль дидактической игры в процессе развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Дошкольное образование: проблемы и перспективы 5
1.1. Проблемы дошкольного образования на современном этапе 5
1.2. Готовность к школе как объект образовательной политики 10
1.3. ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования 11
ГЛАВА 2. Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры 20
2.1. Обеспечение качества и условий – задача ДОУ 20
2.2. Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ 22
2.3. Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 41
Приложение 45
Физическое развитие детей дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша.
Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.
Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию. В то же время, программа детского сада - это комплексная программа. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше навыков и знаний.
Таким образом, процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни: она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Именно этот аспект и стал объектом нашего интереса.
Исследование, направленное на изучение того, как дидактические игры влияют на развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста проходило на базе ДОУ «Солнышко» (г.Нижнекамск).
Современные психолого-педагогические исследования, касающиеся развития интегративных качеств затрагивают один немаловажный аспект — вопросы гендерных проблем в практике дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, которые служат достаточно мощным фундаментом для организации педагогического процесса с учётом полоролевых различий. На этом моменте мы и заострим внимание, т.к. он представляется нам важным.
Итак, одни исследования раскрывают сущность и механизмы полоролевой социализации (И.С. Кон, Ю.Е. Алёшина, А.С. Волович, Т.А. Репина, О.В. Прозументик и др.), другие – особенности формирования психического и социального пола (Н.К. Ледовских, А.А. Чекалина и др.), третьи – затрагивают педагогические аспекты полоролевого воспитания в детском саду и семье (Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Малова, Л.В. Коломийченко и др.). Существующие в наши дни специальные программы освещают различные аспекты гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессии мужчины и женщины (Л.В. Коломийченко, И.П. Шелухина, Н.Г.Татаринцева и др.).
Большинство исследователей оценивает современное состояние полоролевого воспитания в детских садах и начальных школах как неблагополучное. Немало специфических проблем возникает у практиков в связи с определением наиболее эффективных средств и методов полоролевой социализации, использования в работе с детьми дидактического, настольно-печатного материала.
Как показало проведенное нами онлайн-анкетирование10, существенная часть педагогов (87%) указывает на отсутствие в развивающей среде дидактических игр и пособий, способствующих систематизации и обобщению представлений детей о различных элементах гендерной культуры. Большая часть реципиентов (77%) отмечает особую роль наглядно-дидактических материалов в решении воспитательно-образовательных задач, подчёркивая необходимость разработки и издания специальных пособий, которые можно было бы задействовать в процессе развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
Анализ тех дидактических пособий и материалов, что уже используются в детских садах, позволяет нам констатировать их содержательную ограниченность и эстетическую непривлекательность, а также отсутствие методических рекомендаций по их применению в педагогическом процессе.
Проблема эффективного использования дидактического настольно-печатного материала как средства воспитания детей дошкольного возраста должна носить комплексный характер. Для её решения требуются разные подходы к педагогическому процессу: средовой, предопределяющий эффективность создания и использования материала по разным элементам гендерной культуры; деятельностный, раскрывающий поэтапность овладения различными способами получения и трансляции знаний из области гендерной культуры; комплексный, позволяющий обогатить процесс социализации решением задач других разделов воспитания и обучения11.
Для изучения потенциальных возможностей настольных игр в полоролевом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста мы провели опытно-поисковую работу.
Разработка серии настольно-печатных игр12 происходила в соответствии с программой нравственно-полового воспитания Л.В. Коломийченко по разделу «Человек среди людей»13.
Содержание игр строилось по блокам «Я – человек: я – мальчик, я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья» и отражало такие темы, как «Возрастная линия (я расту)», «Настроением можно управлять», «Достоинство и благородство», «Этикет и его история», «Правила безопасного поведения», «Полезные и вредные привычки», «Спорт мужской и женский», «Человек и его поступки», «Профессии мужчин и женщин», «Отдых и интересы мужчин и женщин», «Родословная», «Взаимоотношения в семье».
Для обогащения когнитивной сферы социализации и решения задач, направленных на активизацию мыслительных процессов, мы предусмотрели видовое многообразие игр и осуществили разработку парных картинок, домино, лото, эстафет, кроссвордов.
Видовое многообразие игр позволило нам дифференцировать задачи гендерного воспитания, поскольку специфика их структурных элементов (игрового действия, правила) изначально ориентировала на активизацию разных сфер личностного развития. Так, к примеру, в играх типа домино («Разные лица», «Настроение» и др.) предлагаются задачи, нацеленные на становление социальной перцепции, показываются способы отождествления объектов по общему признаку (эмоциональные состояния).
Игры типа лото («Труд мужской и женский», «Подарки всей семье» и др.) более приемлемы для решения задач, связанных с обобщением информации (о видах труда, спорта, упражнениях, аксессуарах, характерных делах людей разного пола).
Игры-эстафеты («Помоги другу», «Один (одна) дома», «Пожар в лесу» и т.д.) активизируют мысль ребёнка в выборе адекватных средств для нахождения решения в различных ситуациях, способствуют осознанию нравственной ценности поступков людей разного пола. Особого внимания, произвольности мыслительных процессов, а также навыков письма требует разгадывание кроссвордов («Настроение», «Женские украшения», «Герои мифов Древней Греции» и т.д.), поскольку в них представлены обобщённые характеристики маскулинных и фемининных проявлений.
Правила, существующие в разных видах игр, имеют также большое воспитательное значение в процессе полоролевой социализации – они предопределяют специфику взаимоотношений между детьми, актуализируют у них фемининные (доброжелательность, бесконфликтность, эмпатийность, миротворчество) и маскулинные (решительность, честность, принципиальность, благородство, твёрдость характера, умение достойно проигрывать) проявления, способствуют гендерной толерантности.
В процессе опытно-поисковой работы мы решали задачи, связанные со становлением различных сфер полоролевой социализации: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой.
В области формирования знаний упор делался на информацию – о функциях людей разного возраста и пола в семье (коммуникативная, трудовая, экономическая, репродуктивная);
– о доминирующих видах деятельности и увлечениях людей разного возраста и пола;
– о половой принадлежности и взаимосвязи между гендерной ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности (одежда, причёска, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление достоинства);
– о половой принадлежности мужчин и женщин по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции);
– о функциональных особенностях мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения);
– о гендерных чертах характера, привычках, способах передачи своих желаний, чувств, настроений, о фемининных (маскулинных) качествах;
– о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной и гендерной культуре.
Эмоционально-чувственная сфера была ориентирована на такие проявления, как:
– интерес к людям своего и противоположного пола;
– потребность в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему возрасту и полу;
– чувство удовлетворённости в отношении собственной половой принадлежности;
– становление полового самосознания, полоролевой самодостаточности, необходимости проявления себя как представителя определённого пола;
– принятие ситуативных состояний, не характерных для фемининной и маскулинной направленности (мальчик может плакать от жалости, девочка – стойко переносить неприятности);
– проявление познавательного интереса к истории семьи, родословной, восхищения успехами и достижениями родных, стимуляции потребности в подражании одобряемым в семье мужским и женским поступкам, воспитания толерантного отношения к членам семьи.
Область формирования поведения была нацелена на содействие становлению
– проявления доброжелательного, заботливого отношения к людям разного возраста и пола;
– сопереживания, сочувствия в общении с близкими;
– адекватных способов разрешения коллизийных ситуаций в общении с детьми разного пола.
Проведение опытно-поисковой работы позволило нам установить повышение уровня полоролевой социализации детей, стабилизацию межличностных отношений детей разного пола. Примеры разработанных игр приведены в Приложении.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд культурной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения.
Игровой опыт, по мнению Е.В. Рылеевой, входит в систему формирующегося личного опыта дошкольника. Это позволяет предположить, что ему присущи следующие основные компоненты социального опыта:
– аксиологический (человек рассматривается как высшая ценность, ребёнок стремится проявить по отношению к нему гуманные чувства и оказать помощь, соответственно в игре выбирает сюжеты гуманистической направленности);
– когнитивный (ребёнок стремится к изучению другого человека, интересуется его желаниями, пытается понять его особенности, адекватно определяет их у сверстников; понимает символическое значение различных социальных ролей, может менять ролевое поведение в зависимости от изменения действий и поведения партнёра);
– поведенческий (ребёнок подбирает и использует адекватные способы во взаимодействии со сверстниками, умеет вступать в деятельность, вовремя скорректировать своё поведение, считаться с желаниями других; в выборе ролей не настаивает на главных, способен учесть желания товарища, договориться, исправиться, позитивно разрешать конфликты);
– коммуникативный (ребёнок владеет способами общения согласно особенностям коммуникативной ситуации и требованиям партнёра, владеет этикетными формулами общения, средствами невербальной коммуникации; использует разнообразные ролевые диалоги, в речи поясняет смысл своих действий).
Одним из условий интеграции образовательного процесса в ДОУ является разработка комплекса дидактических игр, которые бы способствовали активному развитию интегративных качеств детей. Наше исследование, проведенное на базе ДОУ «Солнышко» (г.Нижнекамск) доказало справедливость утверждения, что посредством дидактической игры интегративные качества детей дошкольного возраста активно развиваются.