Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:16, курсовая работа
М. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.
ВВЕДЕНИЕ
Урок - «клеточка» педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке.
М. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение[25].
С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем - «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции[16].
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной
школы взаимодействуют все
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения-«современный урок», который противопоставляется традиционному уроку[2].
Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения[36].
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования.[34] В «Концепции развития образования в Республике Татарстан на 2012 год» подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей[35]. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
В Государственном стандарте начального образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, «конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной»[1].
Важным является культура
поведения для последующего усвоения
материала. Во время занятий постепенно
формируются некоторая
Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только творчески мыслить, но и активно влиять на существующую действительность. А как раз игра для ребенка - это сфера его социального творчества, поле его общественного и творческого самовыражения.
Проблемы методов обучения
сегодня приобретают всё
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером[37].
Для того чтобы дидактические и ролевые игры являлись наиболее эффективными методами обучения, нужно больше места отводить играм. Кроме этого необходим переход от игры к серьезным занятиям. В качестве такого перехода и выступают дидактические игры.
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А. Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»[6]. Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает психологическая форма мотивов».Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития» .
Итак, игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, которая создает тренинговую основу развития ребенка[7].В связи с этим нужно отметить, что игровые формы обучения являются наиболее эффективной технологией усовершенствования образовательного процесса в 12-летней школе.
Цель исследования: исследовать особенности использования дидактических и ролевых игр в системе школьного образования и их влияние на качество учебного процесса.
Объект исследования: процесс формирования познавательных качеств личности при организации ролевых и дидактических игр.
Предмет исследования: поиск путей оптимистического сочетания традиционных видов учебной деятельности (урок) и нетрадиционных игровых технологий.
Гипотеза исследования: если использовать дидактические и ролевые игры во всех видах деятельности на занятиях в системе образования с другими методами обучения и включить их в урок, то они окажут существенное влияние на развитие мотивации познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть использование
нетрадиционных технологий
2. Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.
3. Показать основные разновидности игр.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, анкетирование.
Cтруктура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения,2 глав,заключеия,списка литературы и приложений.
Практическая значимость исследования заключается в уточнении значения дидактических и ролевых игр как наиболее эффективного метода обучения школьниками. «Так как именно игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать». Материал данного исследования может быть использован начинающими учителями и студентами-практикантами на занятиях и во внеурочной деятельности.
ГЛАВА 1.ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1Сущность
и характеристика
Проблемы методов обучения
сегодня приобретают все
В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению[8].Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.
Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях[9].Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Также игра - одна из важнейших
средств умственного и
Прежде всего, игра - своеобразное
отражение жизни. Великий русский
педагог К.Д. Ушинский неоднократно
подчеркивал большое
Ребенок начинает играть еще в раннем возрасте. Игра постепенно развивается, ее формы последовательно сменяют друг друга.
Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не перестает играть.
В книге "Технология игры в обучении и развитии" авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова отмечено: "Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом, в жизнь"[11].
В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр, которые разбили на три группы с тематическими заголовками: "Механизм", "Процесс", "Мотивация", группировка по типологическому принципу[2].
Учебные игры.
Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).
Механизм.
Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)
Проблемные (эвристические) игры.
Сюжетные игры (драматизации, инсценировки)
Ситуационные игры (игровые ситуации).
Творческие игры (манипулятивные и строительные).
Настольные игры.
Языковые игры.
Абстрактные игры
Процесс.
Ролевые (организационные и функциональные) игры.
Военные игры (военные учения).
Информация о работе Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования