Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

М. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

          Важно глубоко продумать стимулы для вещания, поощрять учащихся к активным речевых действий в связи с определенной ситуацией. Таким образом будет реализована взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником, а также развитие интереса ученика к изучению языка. При наличии у учащихся интереса к языку, изучена язык не забывается учениками, даже если знание этого языка не будет использоваться в течение длительного времени. Одним из основных стимулов является игра. Из психологии известно, что ребенок играет всегда.

Игра - род деятельности, свободной и сознательной, которая  дает ребенку не только наслаждение, но и позволяет самоутверждаться в занятиях, которые ее интересуют.

Игра - умная, планомерная, подчиненная известным правилам система поведения. По определению Выготского Л.С. игра является естественной формой труда ребенка, присущей только ей форме деятельности. Особенность детской игры в том, что ее мотив не в результате, а в смысле игрового действия. Игровые ситуации способствуют созданию особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно проблем и реальных осложнений.

С помощью языковой игры реализуется активная позиция ученика  в учебном процессе, ведь ученик передает не только информацию, но и свое отношение к ней, а также фиксирует и впечатления других участников игры. Одним из видов языковой игры является ролевая игра.

"В основе концепции  ролевой игры лежит обращение  к ученику с просьбой представить  себя или кого другого в конкретной ситуации, затем игрокам предлагают вести в соответствии с тем, что бы они ожидали от этого человека."

В итоге каждый игрок  выступает как часть социального  окружения других и демонстрирует  шаблон, в рамках которого они могут  попытаться свое собственное поведение.

Само название "ролевые игры" свидетельствует о тех, что в ней учащиеся получают определенную роль, которую они должны сыграть.

Ролевые игры:

способствуют познанию о процессах и чувства других участников игры

создают условия, когда  ученики решают определенную проблему, обыгрывая роли

создают благоприятные  условия для обсуждения

Конечная цель ролевой  игры - приобретение новых знаний и  их отработка до уровня навыков, процесс  познания признается первостепенным. Идея использования ролевой игры заключается в том, чтобы дать возможность учащимся потренироваться в общении с окружающими, взяв на себя роль по сценарию. Кроме того игра - это соревнование, оно активизирует память детей, отображено восприятие ими мира.

Участники ролевой игры не только оказывают сообщения из определенной теми, но и непринужденно вступают в беседу, пытаются поддержать ее. Они интересуются мнением других, соглашаются, спорят, отстаивают свою позицию ... Игра проходит в оживленной творческой атмосфере, и, наконец, разговор становится непринужденным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  НА РАЗВИТИЕ  МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ.

2.1 Описание  методик и процедуры исследования развития мотивационной сферы учащихся.

          В соответствии с целью работы представлено эмпирическое исследование результативности использования дидактических игр в развитии мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1 в городе Менделеевск. Респондентами являлись учащиеся 4-х классов, количество испытуемых – 30 человек.

С учетом задач и содержания проводимого исследования определились методы исследования:

1. Анкетирование «Мотивы познавательной сферы учащихся. (М.В.МАТЮХИНА)

2. Тест «Изучение познавательной мотивации и отношение к учебному предмету».

Анкетирование «Мотивы познавательной деятельности.

Цель: выявить  мотивы познавательной деятельности методом анкетирования. Методика позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся.

Шкалы: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, мотивация престижа, мотивация избегания неприятностей, мотивация содержания учения, социальные мотивы учебной деятельности

         Тест «Изучение познавательной мотивации и отношение к учебному предмету».

Состоит из 7 вопросов, на которые учащиеся должны были ответить.

Цель: раскрыть заинтересованность учащихся в учебной дисциплине, помочь определить объективные и субъективные причины заинтересованности.

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования использования дидактических игр в развитии мотивационной сферы.

 

Выявление  мотивов познавательной деятельности было проведено методом анкетирования. Результаты видны на рисунке 1:

 

 Рис. 1 показатели уровня мотивов познавательной деятельности.

Процентное соотношение  данных опроса следующее:

100% - количество детей,  принявших участие в опросе;

40% - количество детей, имеющих мотив долга и ответственности в учебной деятельности;

33% - количество детей, имеющих социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности;

27% - количество детей, имеющих мотивацию содержания учения;

Из результатов анкетирования  видно, что следующие  лидируют следующие мотивы познавательной деятельности: мотивация содержания-27%; социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности-33%; мотив долга и ответственности в учебной деятельности-40% . Ученики чувствуют ответственность за учебную деятельность,то есть учёба для них является важным аспектом жизни; четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны; любовь к учёбе и уважение к преподавателям им привила школа.

По результатам тестирования были получены следующие результаты:

Наглядно результаты данного тестирования можно увидеть в таблице 1:

ВОПРОСЫ:

ОТВЕТЫ:

1.По понедельникам  я просыпаюсь с мыслью

Ура!Снова на учёбу!

100%

_________________

_______________

2.Я прихожу в школу  для того,чтобы

Узнать что-то новое

50%

Встретится с хорошими учителями

40%

Пообщаться с друзьями

10%

3.Я всегда готовлю домашнее задание

Самостоятельно

40%

Обращаются за помощью  к взрослым

55%

Выполняют под контролем  взрослых

5%

4.Для того,чтобы хорошо  учиться нужно

Иметь интерес к учёбе

77%

Иметь способности

20%

Уметь хорошо списывать

3%

5.Когда я получаю  плохую отметку,то

Стараюсь тут же исправить  её

100%

_____________________

____________________

6.Нравится ли когда  на уроках используются дидактические  игры?

Конечно,нравится

100%

____________________

__________________

7.Какие дидактические  игры проведены у вас в школе?

«Что? Где? Когда?», «Лото», «Умники и умницы».

100%

____________________

____________________


Таблица 1:изучение познавательной мотивации и отношение к учебному предмету.

 

Ответы  на вопросы раскрывают заинтересованность учащихся в учебной дисциплине, помогают определить объективные и субъективные причины заинтересованности. Анализ ответов учеников выявил следующее: на первый вопрос « по понедельникам я просыпаюсь с мыслью…» все ученики ответили Ура! Снова на учёбу», На вопрос «я прихожу в школу для того, чтобы..» 50% учеников ответили «узнать что-то новое», 40%- «встретиться с такими хорошими учителями» и 10% учеников приходит в школу, чтобы  пообщаться с друзьями. Было выявлено, что домашнее задание выполняют совершенно самостоятельно 40%учеников, 55% обращаются за помощью к взрослым и 5%  выполняют под контролем родителей. Большинство учащихся (77% учеников) считают, что для того чтобы хорошо учиться, нужно иметь интерес к предмету, 20% учеников считают, что необходимо иметь способности к предмету и 3% ученика считают, что необходимо уметь списывать. На вопрос «когда я получаю плохую отметку, то..» 100% человек согласились с ответом «стараюсь тут же ее исправить». Ученики 4 класса на 6 вопрос все однозначно ответили положительно. Им очень нравится, когда на уроках используются игры. Проводили такие игры как: «Что? Где? Когда?», «Лото», «Умники и умницы». Таким образом, тестирование показало, что у учащихся сформировано представление об учебной деятельности, они очень ответственно подходят к выполнению как классных, так и домашних  заданий, очень любят, когда проводятся дидактические и ролевые игры на уроках.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ:

 

Применение дидактических и ролевых игр позволило сделать обучение школьников более интересным, занимательным, активизировать познавательную деятельность, повысить уровень внимания и памяти. Использование дидактических игр стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения школьников. Дидактические игры помогают разнообразить виды учебной деятельности детей на уроке, ведут  к систематизации знаний и жизненного опыта, являются хорошим средством для создания комфортной  атмосферы урока. 

      В результате дидактических игр удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной.

      Исследования мотивации дает возможность подготовить психолого- педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Если мы будем с  детьми только играть, у ученика  может сформироваться несерьезное  отношение к предмету, который  будет восприниматься исключительно  как игра, как какое-то развлечение

Игровые методики достаточно хорошо формируют представление  детей о том, как должно быть, что  справедливо и что несправедливо. Но помогут ли они детям в реальной ситуации? Дети будут знать, что неправильно, но они не будут знать, куда пойти, что делать, для этого нужен хотя бы минимум этой самой позитивной информации, о которой шла речь.

Ролевые игры:

способствуют познанию о процессах и чувства других участников игры

создают условия, когда  ученики решают определенную проблему, обыгрывая роли

создают благоприятные  условия для обсуждения

Конечная цель ролевой  игры - приобретение новых знаний и  их отработка до уровня навыков, процесс  познания признается первостепенным.

создает радостное  рабочее настроение, облегчает процесс  усвоения знаний.

         Результаты проведенного исследования были проанализированы и интерпретированы.

Следовательно, цель, поставленная в начале работы, была достигнута.

Таким образом, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках подтвердили то, что включение в урок дидактических игр, отобранных в соответствии с целями урока, возрастными особенностями детей, оказывает существенное влияние на развитие мотивации познавательной деятельности.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
  2. Газман О.С. и др. В школу -- с игрой. -- М., 1991. г
  3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 408 с.

4.      Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. -- М., 1992.

5.      Игры -- обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. -- М., 1994.

  1.    Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2002.
  2.    Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2004. – 336 с.
  3.   Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
  4.     Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008.
  5.    Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 22 с.
  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  7.      Макеева Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 223 с.
  8.      Мальц Л.А. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 21 с.
  9.     Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Д ис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2004. - 201 с.
  10.     Маневич Н.А. Развитие социальной креативности у интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2006. - 171 с.
  11.    Маракушина И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом (лонгитюдное исследование): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 24 с.
  12.   Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с
  13.   Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с.
  14. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.
  15. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2006. – 585 с
  16. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.
  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008.

Информация о работе Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования