Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:43, дипломная работа
Цель - на основе теоретического анализа литературы разработать и апробировать серию занятий с использованием дидактических сказок, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы данной работы, можно выделить следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать серию занятий, с использованием дидактических сказок для развития лексической стороны речи.
3. Провести педагогический эксперимент.
4. Отобрать рекомендации по использованию дидактических сказок как средства развития речи детей.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических сказок в детском саду………………………………………………………………...6
1.1Речь. Развитие речи……………………………………………………..6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников…………9
1.3.Сказки. Дидактические сказки………………………………………..12
1.4.Влияние сказок на развитие речи детей……………………………...14
Глава 2.Эксперементальное изучение влияния дидактических сказок на развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста…….17
2.1.Констатирующий эксперимент. Выявление уровня развития лексической стороны речи………………………………………………...17
2.2. Формирующий эксперимент. Развитие речи с помощью
дидактических сказок……………………………………………………...23
2.3. Контрольный эксперимент. Выявление результатов формирующего
эксперимента………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Рекомендации………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………...40
-Ребята, сейчас я буду начинать, а вы заканчивать фразы из сказки. Даше не только все не нравилось, а ей все было… (Не так да не этак). Как вы думаете, что это значит? А как по-другому можно это сказать? (Ничего не нравилось). У вас были такие моменты, когда ничего не нравилось, ничего не хотелось? Может кто- то тоже так капризничал дома или в гостях? Давайте вспомним:
-Каприза была не большая, а …(Маленькая); Не грустная, а… (Веселая). [15 с. 58]. Давайте мы с вами поиграем в игру «Слова наоборот», я буду называть слова, а вы придумываете ответ с противоположным значением. Например: смеяться-плакать, лежать-стоять. Во время игры с детьми была проведена работа по увеличению словаря.
По такому же приему было проведено занятие по чтению художественной литературы. Прочитана авторская дидактическая сказка «Жадный великан».
После прослушивания сказки были выполнены упражнения на активизацию лексики:
- Ребята, вспомните, как по-другому сказать «далеко-далеко»? (Очень далеко). А кто вспомнит, как было сказано в сказке? (В тридесятом царстве, в тридесятом государстве).
-Как по-сказочному можно сказать «сделать очень быстро»? (Не успеть три раза моргнуть). А давайте попробуем тоже моргнуть три раза быстро, чтобы узнать, как это быстро.
-Как по-другому сказать «
-Торт у гномиков был очень вкусным? Как вы это поняли? (Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать). [15 с. 52]. Ребята, подумайте, можно быть такими жадными? Правильно сделали гномики, что обиделись на великана? А что бы вы сделали на месте гномиков?
2. Пересказ сказок.
Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей, воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно, прежде всего - правильно отобрать тексты для пересказов.
Произведения для пересказа.
Каждое произведение должно учить чему - то полезному, развивать в детях нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию.
Произведения для пересказа должны быть доступны по размеру, учитывая особенности детского внимания и памяти.
Текст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понят детьми, понимание облегчает запоминание и сохранение текста в памяти. Если произведение сложно для понимания, то чтение и разбор его лучше провести примерно за неделю до пересказа. Если же текст лёгкий или хорошо знакомый, то на одном и том же занятии проводятся чтение, анализ произведения и пересказ. Иногда до чтения детей подготавливают к восприятию нового произведения.
Первый раз произведение читается без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Установка на пересказ, так или иначе, ограничивает внимание ребёнка, сосредотачивает его на учебной задаче (слушать и запоминать и т.д.). Таким образом, даже на этом же занятии планируется пересказывание, соответствующее указание следует давать лишь перед вторым чтением произведения.
Обязательный методический приём, подготавливающий детей к пересказу, - это беседа по произведению. При проведении беседы воспитатель может наметить несколько задач: разъяснить, если необходимо, содержание произведения, выявить, как дети поняли его; уточнить последовательность событий; активизировать словарь детей; содействовать выразительности их пересказов. Детям, пересказывающими первыми, воспитатель помогает очень много. Таким образом все дети ещё раз воспринимают указания воспитателя, осмысленно усваивая произведение, видя наглядно, как складывается пересказ.
На занятиях по ознакомлению с окружающим использовался прием пересказа сказок «Как дедушка носом клевал», «Ежовые рукавицы» .(Приложение №3). Сказки давались в разные дни. Перед прочтением сказок была проведена работа по подготовке детей к восприятию нового произведения. Для этого была показана картина с изображением рыбаков на озере. Детям пояснили, что, для того, чтобы рыба хорошо клевала - лучше приходить на рыбалку рано утром, было объяснено значение слова «клевать». Сказка была прочтена 2 раза для лучшего запоминания. Был произведен разбор сказки (содержание, язык, выразительность), повторное чтение сказки с установкой на последующий пересказ. После, предложено пересказать сказку трем ребятам. При затруднении оказывалась помощь в виде наводящих вопросов. После пересказа были заданы вопросы, направленные на активизацию лексики:
-Как вы думаете, действительно ли дедушка ловил рыбу носом? Что означает слово «клевать»? [9 с. 8]
«Ежовые рукавицы».
Перед прочтением сказок была проведена работа по подготовке детей к восприятию нового произведения. Для этого была показана картинки с изображениями курицы, котенка и ежика. С детьми были рассмотрены изображения и выделены главные особенности во внешнем виде. Сказка была прочтена 2 раза для лучшего запоминания. Был произведен разбор сказки (содержание, язык, выразительность), обсуждение фразеологизмов (ежовые рукавицы), было предложено подобрать синоним (держать в строгости). Сказку повторно прочитали с установкой на последующий пересказ. После, предложено пересказать сказку 3 ребятам. При затруднении оказывалась помощь в виде наводящих вопросов. После пересказа был задан вопрос, побуждающий развитие речи:
-Что означает выражение: «держать в ежовых рукавицах»? [9 с. 18] Когда вы это выражение можете использовать?
3. Совместное сочинение дидактических сказок.
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.
Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.
Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.
Во время сочинения, активизируются бессознательные процессы, что способствует развитию личности в целом и развитию творчества в частности.
Для осуществления этой цели, можно выделить основные задачи в работе с детьми:
-развитие воображения и фантазии
-развитие умения слушать других, не перебивать, следить за ходом мысли, своевременно включаться в повествование
-развитие произвольного внимания и памяти
-развитие умения выражать свои мысли и чувства
-сплочение, объединение группы.
Основой для сочинения сказок могут быть любые знакомые сказки и их импровизации.
На занятии по художественному творчеству (аппликация) использовался прием совместного сочинения сказки «Как Белочка ленточки потеряла».
Повесила Белочка на сосне свои разноцветные ленточки. Набежали тучи, пошел в лесу грибной дождь. Поднялся ветер и унес ленточки. Поскакала белочка за ними, а навстречу Сорока летит.
-Куда скачешь?- спрашивает белобока.
-За своими разноцветными
Тут дождь перестал. Сорока взглянула на небо, а там радуга.
- Вот твои ленточки, ветер ими небо украсил.
После был задан вопрос, побуждающий развитие речи:
- Как вы думаете, Ворона сказала правду? [9 с. 12].
-Ребята, как закончилась сказка,
мы не знаем - налетел ветерок
и унес последний листок со
сказкой. Давайте придумаем, что
было дальше. Как вы думаете, белочка
поверила сороке? Давайте вспомним,
что такое радуга. Вы помните,
что это капельки воды, подсвеченные
и окрашенные солнышком? Помните,
что радуги не бывает без
солнца? Ребята, а какие цвета
у радуги? Это правда, что они
могут располагаться в разном
порядке? Давайте вспомним считалочку-
Художественное творчество (лепка). Использовался прием совместного сочинения сказки «Цветок - лепесток».
Жили-были бабушка да внучка
Машенька. Бабушка была старенькая,
а Машенька ей во всем
Однажды бабушка заболела. Машенька села на крылечко и заплакала. Пробегала мимо мышка-норушка. Увидела Машеньку и спрашивает: «Пи-пи-пи, чего горюешь, красна - девица, чего слезы горькие льешь?»
«Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».
«Не плачь, Машенька. Помогу тебе. Растет в лесу цветок - лепесток. Сорви его, принеси бабушке. Станет она здоровой, как прежде».
Машенька так и сделала. Пошла в лес. Забрела в самую чащу. Вдруг видит: цветок-лепесток. Захотела Машенька его сорвать, а тут, откуда ни возьмись, Баба Яга как загрохочет, как захохочет: «Ха-ха-ха! Не отдам цветка, не отдам лепестка».
А Машенька отвечает: «Не пугай меня, Яга, не боюсь я тебя. Лучше песенку мою послушай».
Села Машенька на пенек и запела песенку.
Ребята, у нас листок потерялся, мышка унесла. Давайте придумаем, что же было дальше? Как вы думаете, Баба Яга отдала Машеньке цветок? А что стало с бабушкой девочки, она выздоровела? Почему Машу назвали «Красна - девица»? Она что, и вправду была красная? Красная - значит красивая, так давным- давно говорили про красивые вещи, людей, места- «Красная площадь», «Красный молодец». Это значит - красиво. Как вы понимаете слово «Горевала»? Значит, сильно плакала, грустила. Давайте с помощью пластилина мы создадим свой цветок-лепесток, пусть наши мамы, бабушки тоже никогда не болеют. [3 с. 34].
2.3 Контрольный эксперимент. Выявление результатов эксперимента
В начале апреля был проведен контрольный эксперимент с детьми средней группы №10 коррекционного детского сада, по методике, которая использовалась на констатирующем этапе исследования с целью выявления уровня сформированности лексической стороны речи детей дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.
Результаты контрольного эксперимента показали, что по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования дети более удачно справились с предложенными заданиями.
Как видно на Таблице № 3, по сравнению с констатирующем этапом исследования, количество воспитанников коррекционного детского сада, находящихся на низком уровне, значительно уменьшилось.
Таблица №3
Сравнительные результаты выполнения заданий экспериментальной группы констатирующего и контрольного этапов
Уровень |
Экспериментальная группа - констатирующий этап |
Экспериментальная группа - контрольный этап | |
Объем словаря |
Высокий |
3 |
5 |
Средний |
9 |
9 | |
Низкий |
6 |
4 | |
Системная организация словаря |
Высокий |
2 |
4 |
Средний |
12 |
13 | |
Низкий |
4 |
1 |
Что представлено для лучшей наглядности в Рисунке 3
Рисунок 3
Сравнительные результаты выполнения заданий экспериментальной группы констатирующего и контрольного этапов
Так, Кристина Г., Артем Д., Алиса П. смогли набрать большее количество баллов, что соответствует среднему уровню. После проведения формирующего эксперимента уровень лексики у детей заметно повысился, что можно заметить при сравнении данных, представленных в приложении 4.(Приложение №4) С заданиями на определение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, воспитанники справились гораздо успешнее. Особые трудности задания на выделение различий между представленными картинками (трамвай - автобус; варежки - перчатки; сковородка - кастрюля; табурет - стул) продолжали представлять для Кристины Г., Саши М. Дети продолжали перечислять не существенные различия во внешнем виде, не называя главной разницы. С выполнением задания №5 –«Рассмотри пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом» Саша М. так и не смог справится. У большинства детей это задание по-прежнему вызывало огромное затруднение, наблюдалась неточность подбора слов, но практически все давали ответы после длительного раздумья.
Проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод, что воспитанники коррекционного детского сада стали допускать меньше ошибок при выполнении заданий.
Таким образом, после проведения всех этапов эксперимента мы можем сделать вывод, что использование дидактических сказок включенных в воспитательный и образовательный процесс в детском саду способствуют развитию лексики у воспитанников коррекционного детского сада. Тем самым гипотеза нашего исследования подтверждена.