Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.
Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57
Новые возможности для изучения специфики одаренности дошкольников раскрываются при рассмотрении ее как творческого потенциала, заложенного в ребенке с рождения и реализующегося по мере взросления в разных областях и сферах деятельности. Такой подход представлен в концепции «Творческая одаренность» A.M. Матюшкина (8).
В развитие отечественной психологии и педагогике по проблеме способностей внесли большой вклад фундаментальные работы Л.С.Выготского «Избранные психологические исследования», «Развитие высших функций», «Психология искусства»; Б.М.Теплова «Способности и одарённость», «Проблемы индивидуальных различий»; Н.С.Лейтеса «Об умственной одарённости», «Умственные способности и возраст», «Способности и одарённость в детские годы»; Л.А.Венгера «Педагогика способностей»; Э.А.Голубевой «Способности и индивидуальность»; А.А.Мелик-Пашаева «Педагогика искусства и творческие способности» и др.
Широкомасштабная деятельность по работе с одарёнными детьми началась с 1996 года, когда в процессе демократизации общества была признана социальная потребность и общепедагогическая актуальность решения проблем обучения, развития, социальной и психологической поддержки одарённых детей. Деятельность образовательных учреждений в этой сфере не подкреплялась единой государственной политикой. Изменения в этом вопросе наметились после выхода Указа Президента «Об утверждении основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 год. А также «Национального плана действий в интересах детей» №942 от 14.09.95, отвечающего требованиям Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, и далее после принятия в 1996 году отдельной Федеральной целевой программы «Одарённые дети». В 1998 году опубликована «Рабочая концепция одарённости», подготовленная большим авторским коллективом ведущих учёных страны. В результате спустя 60 лет государство осознало важность, перспективность и безотлагательность решения проблем поддержки одарённого детства.
К настоящему моменту Россия оказалась в парадоксальной ситуации. С одной стороны, в отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одарённых детей; в педагогических вузах практически не ведётся целенаправленная профессиональная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с ними; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одарённости. С другой стороны, в Сибири, например, одарённых детей в каждом возрасте насчитывается от 8 до 10%, и это самый высокий показатель на планете (среднемировой показатель – от 3 до 5%) (33).
Таким образом, анализ изученности феномена одарённости в западной и российской науке позволяет сделать несколько выводов:
1.Проблема одарённости возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одарённых, талантливых политиках, государственных деятелях и руководителях производства. Особый интерес к изучаемой проблеме пришёлся на конец ХIХ - начало ХХ века и возродился ровно через сто лет, в конце ХХ – начале ХХI века.
2.Первоначально при
изучении одарённости в нашей
стране использовался опыт
3.Исследования педагогов
способствовали усилению
4.Особое внимание в
исследовании одарённости
5.В 80-90 годы наметилось
стремление к интегральным
6.Создание министерской концепции «Одарённые дети» явилось значительным побудительным актом для изучения данной проблемы, послужив началом поиска как теоретического, так и практических наработок в области одарённости и гениальности человека, её диагностики и развития.
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка
В настоящее время
наблюдается неоднозначный
«Педагогическая энциклопедия», изданная в середине 60-х годов ХХ века, также предлагает рассматривать одарённость «как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определённых областях деятельности».
В психолого-педагогической литературе термин «одарённость» трактуется по-разному.
Существует более 100 определений одарённости. Большинство из них отсылают к раннему развитию детей и используют такие психологические конструкты, как интеллект и креативность, или же основываются на показателях успеваемости.
Одаренность — совместное действие способностей, представляющих определенную структуру. Позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Одаренность понимается как общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека; уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных; характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; наконец, божественный дар.
Приведенная характеристика
одаренности указывает
C точки зрения А.И. Доровского, одаренность — своеобразное сочетание способностей у человека. Единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводит к высоким достижениям.
С точки зрения А.М.Матюшкина, в основе одаренности лежит творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен с рождения. У разных детей он различен. Одаренные дети обладают высоким творческим потенциалом, признаками которого являются: стойкая познавательная мотивация, познавательная активность, опережение в развитии мышления и речи, выраженное стремление к творчеству в игре и других видах деятельности (10).
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция одаренности, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей — итальянского исследователя Дж.Рензулли. Согласно его учению, одаренность есть сочетание трех характеристик интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), творческости и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
В самом названии данной теоретической модели Дж.Рензулли использует вместо термина «одаренность» — термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая не только для разработки» системы воспитания и обучения одаренных, но и всех детей.
Выделенная Дж.Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность) что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.
Итак, одаренность — это не только «интеллект», «творческость» и определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики (Приложение 1) (48).
Сегодня психологи и педагоги признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). В то же время игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования (23).
В повседневной жизни мы часто не замечаем, что каждый ребенок талантлив, причем талантлив по-своему. Одаренность обнаруживается тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться.
Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
С педагогической точки зрения одарённые дети – это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди сверстников или в среде своей социальной группы. Это могут быть общие, специальные, творческие, лидерские, музыкальные и другие виды способностей, необходимые для жизни в человеческом обществе.
При психологическом описании феномена одарённости указывают на следующие особенности одарённых детей:
- более высокая, чем у сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;
- наличие внутренней
установки, направленности
- необычайно высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности;
- ранняя готовность
к целеустремлённому
- способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности и т.д.
Таким образом,
более выраженные, творческие проявления
наряду с большой
Отличием психологической точки зрения на одарённость от педагогической также является и то, что в качестве объекта одарённость может быть представлена в психике ребёнка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность. А именно:
- как одарённость явная (проявленная), которая, что называется, «у всех на виду»;
- как одарённость
возрастная, т.е. в одном возрасте
ребёнок показывает явную
- как одарённость
скрытая (потенциальная,
В образовательной практике одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком, при прочих равных условиях, своих сверстников. На этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ. Но значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенную роль играет творческая сторона ума.
Не только в педагогической и психологической, но и в популярной литературе и на Интернет-сайтах можно встретиться с описанием и характеристикой разных видов одаренности.
Раньше других обнаруживается художественная одаренность детей в области музыки и рисования. В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами.
Таким образом, в современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как многоаспектное и разноуровневое психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Научные исследования показали, что раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий — природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).
1.3.Возрастные
особенности одарённости, её
Творчески одарённые дети отличаются от сверстников в различных сферах достаточно ярко. Исследования зарубежных М. Карне, Б. Кларк, Дж. Рензулли, К. Тэкэкс и др.) и отечественных (И.С.Аверина, Е.С.Белова, И.П.Ищенко, А.М.Матюшкин, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич) учёных показали, что эти отличия в большей степени касаются личностных особенностей ребёнка.
Творческие
возможности человека