Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.
Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57
2.4. Выводы по главе II
Анализ литературы по вопросу развития воображения дошкольников и полученные результаты исследования позволяют сделать следующие заключения:
1.Воображение можно развивать;
2.Развитию воображения в значительной мере способствуют специально организованные занятия.
3.Развивая воображение, необходимо формировать качества творческой личности и культуру общения, поведения, так как все задачи тесно взаимосвязаны и должны решаться в комплексе.
4.Необходимыми условиями для развития творческого потенциала детей являются: создание благоприятной атмосферы сотрудничества, взаимного доверия между взрослыми и детьми; позитивное подкрепление всех детских идей и ответов.
5.Апробированная программа по специальному воздействию на развитие творческого воображения у дошкольников не является окончательным вариантом. Она требует своего уточнения и корректирования.
Таким образом, результаты проведенной диагностики позволяют с удовлетворением констатировать, что специально организованные занятия были эффективны и способствовали развитию воображения у детей. Выдвинутая гипотеза, исходящая из того, что развитие творческого воображения можно повысить, получила экспериментальное подтверждение.
В современном мире очень актуальны проблемы раннего выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развитие одарённых и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одарённого ребёнка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Особенно для развития
одарённых детей очень важен
и благоприятен дошкольный
Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. К сожалению, в течение дошкольного возраста, почти ничего не делается для поддержания творческих способностей ребёнка.
Работа социального педагога с одарёнными дошкольниками может вестись в трёх направлениях : развития основных интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, помощь в адаптации ребёнка в окружающем мире, приобретение ребёнком конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, воспитателям и самому ребёнку правильно организовать учебную деятельность.
Мировой опыт показывает, что
часто вера в возможности
Детство – пора
жизни, имеющая высочайшую
Таким образом,
необходимо делать всё
Список литературы
1.Алфеева Е.В.Одарённый ребёнок. – Курган, 2001. – 54с.
2.Афанасьева Т. Нестандартные дети // Воспитание школьников. – 2001. - №1. - С.30-32.
3.Афонькина Ю.
4.Бабаева Ю.Д., Вайскунский А.Е. Одарённость детей и подростков в области новых информационных технологий// Одарённый ребёнок. – 2005. - № 2. – С. 4-23.
5.Бабич О.М, Вьюнова
Н.И, Гайдар К.М. Развитие
6.Барбитова А.Д. Одарённость, или нестандартный ребёнок»: от теории к практике // Одарённый ребёнок. – 2007. №1. – С.17-30.
7.Бебчук С. Как заразить творчеством // Директор школы.-2004. - №8. – С. 57-65.
8.Белова Е.С. Исследование гендерных различий в развитии способностей одарённых дошкольников к выдвижению и реализации новых идей // Психолог в детском саду. – 2005. - №4. – С.15 – 23.
9.Белова Е.С. Одарённые дети // Дошкольное воспитание. – 1991. - №4-5.-С.69-78.
10.Белова Е.С, Щебланова Е.И. Психологические особенности одарённых дошкольников // Одарённый ребёнок. – 2003. - №6. – С.6-15.
11.Белова Е. С., Щебланова
Е. И. Исследование
12.Беркинблит М.Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. – М., 2001. – С.345.
13.Богоявленская Д.Б.
Психология творческих
14.Богоявленская М. Требуется помощь: школьные проблемы одарённых детей // Школьный психолог. – 2005. -№3. – С.6-9.
15.Василькова Ю. В.
Методика и опыт работы
16.Василькова Ю. В. Социальная педагогика . – М., - 2004. – С.380-383.
17.Введенский В.Н. Одарённый ребёнок. Что с ним делать?// Директор школы. – 2005. - №3. – С.79-84.
18.Веракса Н.Е. Развитие
умственной одарённости в
19.Гарбузов В.И. Воспитание ребёнка. – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – С.379-397.
20.Гарри Пассоу А. Обучение одарённых детей : (к истории вопроса) // Воспитание школьников. – 2004. - № 2. – С.47-52.
21.Гильбух Ю.З. Внимание : одарённые дети. -2000. – С.235.
22.Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одарённости // Педагогика. – 2003. - №8. – С.13-18.
23.Гуляев В.Н. Развитие
творческой одарённости детей
// Наука и образование в
24.Дьяченко О. М., Кириллова
А. И. О некоторых
25.Ерёмкин А.И. Школа
одарённости. Тайна рождения
26.Калиш И.В. Федеральная
целевая программа «Одарённые
дети»: реализация и
27.Клименто В. В. Психологические тесты таланта , 2004. – С.283-291.
28.Коноплёва Н. Легко ли быть вундеркиндом? Одарённые дети // Директор школы. -2004. - №3. – С.54-59.
29.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании, 2001. – С.89-111.
30.Крынцылова И. Развиваем способности ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.54-58.
31.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н /Д.: Феникс, 2005. – С. 150-166.
32.Кулемзина В. Ловушки
в педагогике детской
33.Кулемзина А. В.
Принципы педагогической
34.Леднёва С. Диагностика и развитие детской одарённости педагогом // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.50-54.
35.Ландау Э. Одарённость требует мужества. Психологическое сопровождение одарённого ребёнка. – М., 2002. – С.35-54.
36.Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. – М., 2001. - С.284-291.
37.Лейтес Н.С. Легко ли быть одарённым? // Семья и школа. – 2000. - №6. – С. 34.
38.Максимова С. Как быть с теми, что непохожи на других? // Директор школы. – 2001. - №6. – С.12-16.
39.Малафеев Р. И.
Одарённых детей нужно «
40.Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я, 2001. – 352с.
41.Немов Р. С. Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 208 -226.
42.Никитина Н. И. и Глухова Н.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005. – С.280-291.
43.Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение семьи и семейного воспитания. – Курган, - 2002. – С.24 – 29.
44.Одарённые дети: Пер. с англ./ общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. –М.:Прогресс , 1991.-376с.
45.Панов В Не только дар, но и испытание // Директор школы. – 2000.-№3.-С.56-62.
46.ПановВ.И.Одарённые дети: выявление-обучение – развитие // Педагогика.- 2001.- №4С.30-44.
47. Рабочая концепция одарённости. - М., 2003.-С . 7-12.
48.Савенков А.И. У колыбели гения. – М.,2000. – 224с.
49.Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Одарённый ребёнок. – 2002. - №5. – С.62-76.
50.Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. – Я., 2002. – С.225-340.
51.Савенков А.И.
52.Савенков А.И. Диагностика детской одарённости как педагогическая проблема // Педагогика. – 2000. - №10. – С.87-94.
53.Савенков А.И. Путь
к одарённости:
54.Савенков А.И. Одарённые дети: методики, диагностики и стратегии обучения// Директор школы. – 1999. - №5. – С.55-63.
55.Стрельцова В. Станет ли вундеркинд гением? // Здоровье детей. – 2003.- №19. – С.20-21.
56.Фокина Л. Одарённый
ребёнок в коллективе
57.Фролова Т. Большие амбиции маленькой школы // Директор школы. – 2004.-№8. – С.53-56.
58.Хорошко Н.Ф.
59.Хромова Т. Одарённый ребёнок // Воспитание школьников. – 1997. - №4. – С.47-52.
60.Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель – Пресс; ЭКСМО – Пресс , 2000. – С.339 – 352.
61.Щебланова Е.И.
62.Щебланова Е.И. Трудности в учении одарённых школьников // Одарённый ребёнок. – 2005. - №3-4.
63.Юркевич В.С. Работа психолога с одарёнными детьми и подростками // Одарённый ребёнок. – 2004. - №4. – С.16-26.