Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад

Краткое описание

Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 163.23 Кб (Скачать файл)

50 Режиссерская игра дошкольника.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение  тесно связано с развитием  в раннем возрасте предметно-игровой  деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опита. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

 I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет  все роли между игрушками, а  сам выполняет функцию режиссёра-организатора  общения между персонажами и  событий, происходящих в процессе  игры. Такая игра и считается  игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

 Специфика  режиссёрских игр:

- своеобразна позиция играющего  ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой  конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра  организуется как бы извне.  Ребенок управляет событиями,  строит и меняет сюжет в  соответствии со своими желаниями;

- сюжеты всегда более разнообразны  и динамичны, чем те, которые  встречаются у тех не детей,  но в совместных играх, что  можно объяснить большей свободой  ребенка в построении сюжетов,  независимостью от принятых в  группе игровых стереотипов, возможностью  актуализировать в игре собственный  опыт, устранять трудности, связанные  с общением;

- характерна ассоциативная динамика  сюжета, отсутствие точного игрового  замысла, имеется только приблизительная  тематика игры. Ход игровых событий,  их появление и смена определяются  ассоциациями, который возникают  у ребенка;

- непосредственный и опосредованный  опыт детей переплетается, но  не навязывает неизменных последовательных  событий;

- в качестве персонажей выступают  игрушки, дополнительные действующие  лица могут быть представлены  полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

- характерен высокий уровень  обобщения, социальные объекты  замечаются знаками, обозначающими  персонажей игр; отношения между  ними и события, происходящие  с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

-   ребенок в такой  игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность  увидеть и понять неосмысленные  переживания ребенка

- эти игры сопровождаются  эгоцентрической речью ребенка.

 Педагогическая ценность режиссёрских игр

-  способствует социальному  развитию ребенка, умению воспринимать  и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между  людьми, их действия и поступки;

-  помогают детям приобрести  игровой опыт и тем самым  создать предпосылки для перехода  к развитым сюжетно-ролевым играм;

-  развивают самостоятельность  ребенка, умение занять себя  в новой жизненной ситуации;

-  помогают приобрести  навыки и умения, необходимые  для организации самостоятельной  театральной деятельности;

-  являются средством  формирования у ребенка адекватной  самооценки - необходимого компонента  учебной деятельности и показателя  готовности к школьному обучению;

-   помогают детям  преодолеть трудности общения,  неуверенность, боязливость, стеснительность,  замкнутость. Это основной доступный  вид игр для детей, воспитывающихся  в семье, детей-инвалидов; детей,  тяжело адаптирующихся к общественным  формам воспитания;

-  дают возможность  развиваться индивидуальным особенностям  детей, игровому творчеству. Не  скованный игровыми стереотипами  и требованиями сверстников, ребенок  отходит в построении сюжета  от усвоенного образца. Он самостоятельно  моделирует новую ситуацию из  элементов знакомых сюжетов.

 

 

 

 

 

 

49 Театрализованные игры дошкольников.

Своеобразие театрализованных игр дошкольников:

- строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;

- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствую» умственному развитию  детей: обогащают разнообразными  впечатлениями, формируют познавательный  интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих  игр всегда имеют нравственную  направленность, которая заложена  в каждой сказке, литературном  произведении и должна найти  место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию  детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются  ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему  выявлению индивидуальных особенностей  детей, их способностей.^/

Виды театрализованных игр дошкольников:

         1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

а) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

        2. Стендовые театрализованные игры:

а) стенд-книжка;.

б)  фланелеграф;

в)  теневой театр.

      3.   Игры-драматизации, включающие:

а)  пальчиковый театр;

б)  театр би-ба-бо;

в)  кукольный театр;

г)  игра-драматизация с шапочками  на голове;

д) импровизация.

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку  максимальное проявление творческих  сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную  природу детей, формировать устойчивый  интерес к театральному искусству,  его основным компонентам и  видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность  речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность,  инициативность, способность к совместным  действиям;

- побуждать к сотрудничеству  детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к  театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада:

 в младших  группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

Направления работы: а) знакомить детей  с отдельными видами театрализованных игр;     б) учить приемам  вождения объемных игрушек и плоскостных  персонажей на столе;       в) содействовать развитию речевых  и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших  групп; разыгрывают небольшие занимательные  сценки при помощи игрушек или  плоскостных фигур. Воспитатель  развивает у детей имитационные подражательные движения, способность  к словесным импровизациям. В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

углублять знакомство детей с разными  видами театрального искусства;

продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности  речи;

продолжать работу по развитию словесной  импровизации, знакомить детей с  простейшими приёмами составления  сюжета;

начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших  группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,

упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;

осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной  передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;

 дети учатся быть в роли  ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

 Условно театральное оборудование можно поделить на:

а) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые  персонажи);

б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

в) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

е) возможно специальная мебель для  оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

а) соответствие возрастным возможностям детей;

б) прочность, безопасность, гигиеничность;

в) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;

г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно  учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно  вписывался в интерьер, не вызывал  чувства захламленности и случайности.

 

 

52 Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой  многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод  обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических  игр:

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует  на все стороны личности ребенка:  на сознание, чувства, вол», отношения,  поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию,  являются средством первоначального  обучения дошкольников, умственного  воспитания; в них дети отражают  окружающую жизнь и познают  те или другие доступные для  их восприятия и понимания  факты, явления. Их содержание  формирует у детей правильное  отношение к предметам и явлениям  окружающего мира, систематизирует  и углубляет знания о родном  крае, о людях разных профессий,  представления о трудовой деятельности  взрослых;

- развивают сенсорные способности  детей с помощью игр по ознакомлению  детей с цветом, формой, величиной  предметов;

- развивают речь детей: расширяется  и активизируется словарь, формируется  правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления  о бережном отношении к окружающим  предметам, игрушкам как результатам  труда взрослых, о нормах поведения,  о положительных и отрицательных  качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку  труда, вызывают интерес к трудовой  деятельности, желание самим трудиться;

Информация о работе Дошкольная педагогика