Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад

Краткое описание

Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 163.23 Кб (Скачать файл)

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

Дежурства по уголку природы (старшая  группа).

Содержание труда дежурных при  переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд  детей всей группы, целесообразно  делить их на несколько звеньев  (до 4-х), каждому из которых предлагается  какое-либо общее задание. 

3 содержание общей работы включаются  только те виды труда, навыками  которых дети владеют достаточно  хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены  все дети.

Способы объединения детей в труде:

труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

впервые может быть организован  в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах  труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать  себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении  коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими  выступает только после окончания  самого процесса деятельности;

совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет  не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз  передает результат своего труда  следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются  в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей  в процесс деятельности;

 в) каждая из предложенных  операций имеет некоторую законченность;  представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского  сада.

 

САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила.

Специфика: перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

Значение:

трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;

приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает  навыками;

очевидна его жизненная необходимость, направленная на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка;

приучает к систематическому труду; дети начинают понимать, что все  имеют трудовые обязанности, связанные  с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отрицательное отношение  к безделью и лени;

дети впервые устанавливают  известные отношения с окружающими  людьми, осознают свои обязанности  по отношению к ним; узнают цену заботам  о себе и приобретают умение действенно заботиться о своих близких;

дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и  умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды. Содержание:

 в младших группах учат детей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотенцем, садиться за стол только с чистыми руками;

дети средней  группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включают в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

 Методы:показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, самооценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных процессов. Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 Эстетическое воспитание дошкольников.

Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, общекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в частности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творчески  активной личности ребенка, способной  воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекраснов, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - организация жизни и деятельности  детей, способствующая развитию  эстетических чувств ребенка,  формированию представлений и  знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ   - это  формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта  ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве.      ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к  произведению искусства, общественному  явле-1ию, человеку, природе, окружающей среде, предметному миру, выдающееся в наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   - процесс освоения знаний, умений, навыков  в области искусства и художественного, в том 1исле, самостоятельного творчества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ   - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство  и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе   художественных ценностей.

ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА - создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых детали, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых  действий, характеристик героев и .п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной взаимосвязанной  деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности  понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей в процессе художественной деятельности.

Теория эстетического воспитания использует данные эстетики - одной  из философских наук, науки о закономерности эстетического освоения человеком  мира, о сущности, законах и роли искусства. Процесс эстетического  воспитания включает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование.

Эстетическое воспитание тесно  связано с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:

- эстетическое воспитание осуществляется  во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной  работой в дошкольном учреждении;

- детское творчество связано  с жизнью, вта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

- художественно-творческая деятельность  взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной  работой;

- вариативность содержания, форм  и методов художественной деятельности;

- индивидуальный подход в эстетическом  воспитании, основанный на выявлении  индивидуальных различий детей  и определении оптимальных путей  развития творческих способностей  каждого ребенка. Работа по  эстетическому воспитанию должна  осуществляться в течение всего  дня, начиная с прихода детей  в дошкольное учреждение.

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы:

- приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения  к действительности; развитие эстетических  чувств, восприятий, переживаний; формирование  эстетического идеала, стремления  быть прекрасным во всем: в  мыслях, делах, поступка, внешнем  виде; приобщение к прекрасному  в жизни, труде, природе);

-  формирование практических  умений.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляегся с помощью таких средств. как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения.

Игра  всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие  эмоциональные переживания, то и  игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений  осуществляется в процессе чтения художественных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть привлекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, будить воображение.

Используя все виды искусства - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины  и другие, воспитатель формирует  у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

Основными требованиями к  оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а главное - поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.

С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании  с культурой поведения. Большую  роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней  и внутренней культуры поведения.

С малых лет необходимо учить  детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т.д., но и  вносить свой посильный вклад  в ее приумножение. Уже в младшей  группе дети с небольшой помощью  взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и  т.д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.

Трудовая деятельность является одним  из средств эстетического воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с  трудом работников дошкольного учреждения, подчеркивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность  жить радостно. При этом ватмо, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. Поэтому в детском саду используются все формы трудовой деятельности.

Праздники и развлечения обогащают  детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению  песен, чтению стихов, танцам, рисованию. Это и есть первые творческие проявления.^?

Информация о работе Дошкольная педагогика