Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава 1. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Значение игры для психического развития ребенка..…………………………………………….………4
1.1. Игры развивающие интеллект и познавательную активность ребенка….…..5
1.2 Основные фазы или стадии в развитии игры…………………………………....10
1.3. Общие положения понятия игры…………………..................................…..…..12
1.4. Групповые игры со сверстниками для развития психики детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..…….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................16
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......................

Вложенные файлы: 1 файл

Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка.Рыбкина..docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)

сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.

    Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры.  Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения  действий и подчас забывают о результате – для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а  ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим

линиям: от  игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными

 

10

ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с

играми по правилам. Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.

    1. ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ИЛИ СТАДИИ  В РАЗВИТИИ ИГРЫ
  • Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия;
  • Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

     Игра – ведущая  деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние  на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников приводили в комнату с «некомплектными» игрушками (у телефона не хватало трубки, для лодки не было бассейна и т.п.), несмотря на эти недостатки, дети с удовольствием играли, общаясь друг с другом. Второй день был днем фрустрации. Когда дети зашли в эту же комнату, оказалась открытой дверь в соседнее помещение, где лежали полные наборы игрушек. Открытая дверь была

 

11

затянута сеткой. Имея перед глазами притягательную и недостижимую цель, дети разбрелись по комнате, многие со злостью разбрасывали старые, ненужные уже игрушки. В состоянии фрустрации разрушились как игровая деятельность, так и

общение детей друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

    В игре развивается мотивационно - потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных  непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

    В развитой  ролевой игре с ее сюжетами  и сложными ролями, создающими  достаточно широкий простор для  импровизации, у детей формируется творческое

воображение. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются

12

потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв

какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. 7Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946 г.

1.3. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ПОНЯТИЯ ИГРЫ

  • Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей дошкольного возраста.
  • Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  • Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность
  • младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
  • Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
  • Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

    1. РУППОВЫЕ  ИГРЫ  СО СВЕРСТНИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом

 

13

помощник. В игре ребенок — автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от

дисгармонии. Важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

   В современной психологии и педагогике накоплен достаточно большой опыт социально-эмоционального обучения. Многие психологи и педагоги отмечают важность освоения именно групповой игры со сверстниками ( Г.С. Абрамова, А.А. Рояк и др.)

     По мнению 1Г. С. Абрамовой. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999 г., игра со сверстниками является для дошкольника содержанием настоящей жизни – полной и свободной.  Она отмечает, что к середине дошкольного периода ребенку уже открыты главные проявления жизни:

  • - реальная, где есть ограничения на активность;
  • - фантомная, где ограничения очень строгие и без их соблюдения просто невозможно существование;
  • - полная, настоящая, где ограничения не ощущаются, единственное ограничение – собственное тело.

Дошкольник уже умеет действовать в этих проявлениях  - умеет слушаться (это реальная жизнь), умеет бояться. По мнению Абрамовой, действуя в данных  проявлениях жизни, ребенок постигает неоднородность собственной активности, ее дискретность, обусловленность.

В игре дошкольники учатся терпению и кооперативности – тем качествам, которые делают ребенка и взрослого партнерами, людьми, способными взаимно открыть друг другу мысли и чувства в интересах общего дела, без страха быть непонятым или обесцененным. Отношения  с чужими взрослыми строятся по безличным правилам, предполагающим сохранение психологической дистанции, как бы очерчивающей границы территории, места, занимаемого каждым человеком. Это  универсальные для организации любого взаимодействия правила руководства и подчинения, правила выражения собственной точки зрения. По

14

отношению с чужим взрослым эти правила могут быть сформулированы следующим образом:

  • - определение дистанции;
  • - обозначение дистанции;
  • -   сохранение дистанции.

    Определение дистанции  связано для ребенка с восприятием  позиции взрослого (кто он для  меня?); обозначение дистанции –  это правила воздействия (кому  что можно и нельзя); сохранение  дистанции – удержание границ  своего психологического пространства  от воздействия другого человека. Всему этому ребенок учится  в групповой игре со сверстниками.

Именно освоение такого вида игры, как игра со сверстниками, является важной задачей развития дошкольного периода. Игра со сверстниками, где ошибки в определении и сохранении дистанции легко исправляются обеими сторонами, тем самым накапливается полезный взаимный опыт переживания сопротивления границ чужого психологического пространства и своего тоже.

    Как считает Г.С. Абрамова, любое выяснение отношений между сверстниками, даже драка, более честный и справедливый способ решения проблемы места в совместной деятельности, чем соблюдение поддерживаемых внешним контролем (присутствием взрослого). Детям 5-7 лет жизненно необходимы такие ситуации, когда взрослый находится рядом с ними, но не вместе. Осуществление таких игр детьми и с детьми  от взрослого человека требует осознания его собственной готовности и возможности быть терпимым и проявлять стремление к кооперативности.

    Как отмечает   6Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка – М., 1988 г., игра со сверстниками для дошкольника – это и своеобразная групповая психотерапия, где он может хотя бы на время освободиться от отрицательных эмоций. Дети этого возраста охотно играют « в войну», при этом, если им предложить играть «в мир», то они

 

15

просто не знают, как. Дело отчасти в том, что игра в войну выполняет функцию компенсации напряжения, которое так или иначе существует у ребенка

отношениях со взрослыми из-за демонстрируемого физического и психологического превосходства их над детьми.

    Игра в дошкольный  период приобретает личностный  смысл, который реализуется в  конкретных игровых навыках. Своим  содержанием игра создает жесткие  условия, которым надо соответствовать, чтобы стать участником этой  ситуации. Как отмечает Рояк, через отношение сверстников к игровым качествам ребенка последний получает  достаточно психологического материала для осознания динамических особенностей своего Я. Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, который не только не умеет играть, но и не умеет сотрудничать – мешает игре. Не менее активно отвергаются дети, которые излишне подвижны и не умеют произвольно себя вести. Это также касается медлительных детей, не  умеющих развивать необходимый динамизм действий. У таких детей остается неудовлетворенной их собственная потребность в совместной игре, и это может привести к психологическому конфликту со сверстниками. Дошкольный возраст, по словам Абрамовой, это «колыбель неврозов всех видов, то есть таких нарушений в активности ребенка, которые останавливают ее развитие». 2Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999 г. - С. 441.   К концу дошкольного периода ребенок осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Опасность этого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим физическим и умственным возможностям, поэтому его воздействие на себя и окружающих может быть чрезмерным. Поэтому взрослым людям принадлежит важная регулирующая и направляющая роль в развитии личности ребенка-дошкольника. Чтобы найти подход к детям, взрослые должны посмотреть на них с точки зрения развития, при этом, как указывает Г. Лэндрет, освободиться от своего мира реальност словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка, где естественной средой общения для ребенка является игра.

Информация о работе Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка