Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 04:31, курсовая работа
Краткое описание
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: на основе анализа теоретической литературы определить значение игры для психологического развития ребенка; показать роль игры как важного средства воспитания. Объектом исследования является игровая деятельность ребенка.
Развитие игрового действия,
роли и правил игры происходит на протяжении
дошкольного детства по следующим линиям:
от игр с развернутой системой действий
и скрытыми за ними ролями и правилами
– к играм со свернутой системой действий,
с ясно выраженными ролями, но скрытыми
правилами – и, наконец, к играм с открытыми
правилами и скрытыми за ними ролями. Д.
Б. Эльконин показал, что центральным компонентом
сюжетно – ролевой игры выступает роль
– соответствующий принятым в обществе
нормам, правилам способ поведения людей
в различных ситуациях.
Кроме этого вида игры дошкольник
осваивает игры с правилами, которые способствуют
интеллектуальному развитию ребенка,
совершенствованию основных движений
и двигательных качеств.
Таким образом, игра изменяется
и достигает к концу дошкольного возраста
высокого уровня развития. В развитии
игры выделяют две основные фазы или стадии.
Для первой стадии (3 – 5 лет) характерно
воспроизведение логики реальных действий
людей; содержанием игры являются предметные
действия. На второй стадии (5 – 7 лет) моделируются
реальные отношения между людьми, и содержание
игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого
человека.
Игры детей отличаются большим
разнообразием. Они различны по содержанию
и организации, правилам, характеру проявления
детей, по воздействию на ребенка, по видам
используемых предметов, происхождению
и т.д. Все это затрудняет классификацию
игр, однако для правильного руководства
играми группировка их необходима. Каждый
вид игры выполняет свою функцию в развитии
ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории
и практике стирание граней между самодеятельными
и обучающими играми недопустимо. В дошкольном
возрасте выделяются три класса игр:
– игры, возникающие по инициативе
ребенка – самодеятельные игры;
– игры, возникающие по инициативе
взрослого, внедряющего их с образовательной
и воспитательной целью;
– игры, идущие от исторически
сложившихся традиций этноса – народные
игры, которые могут возникать как по инициативе
взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов
игр, в свою очередь, представлен видами
и подвидами. Так, в состав первого класса
входят:
Творческие сюжетно-ролевые
игры. Понятие «творческая игра» охватывает
сюжетно-ролевые игры, игры драматизации,
строительно-конструктивные игры. Содержание
творческих игр придумывают сами дети.
Свобода, самостоятельность, самоорганизация
и творчество детей в этой группе проявляется
с особой полнотой. Разнообразные жизненные
впечатления не копируются, они перерабатываются
детьми, одни из них заменяются другими
и т.д.
Сюжетно-ролевая игра – это
основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. Ей присущи основные черты игры:
эмоциональная насыщенность и увлеченность
детей, самостоятельность, активность,
творчество. Первые сюжетные игры протекают
как игры без ролевые или игры со скрытой
ролью. Действия детей приобретают сюжетный
характер и объединяются в цепочку, имеющей
жизненный смысл. Действия с предметами,
игрушкой осуществляются каждым из играющих
самостоятельно. Совместные игры возможны
при участии взрослого. [10, с. 14]
Игры драматизации. Им присущи
основные черты творческих игр: наличие
замысла, сочетание ролевых и реальных
действий и отношений и других элементов
воображаемой ситуации. Игры строятся
на основе литературного произведения:
сюжет игры, роли, поступки героев и их
речь определяются текстом произведения.
Игра драматизация оказывает большое
влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает
богатства родного языка, его выразительные
средства, использует различные интонации,
соответствующие характеру героев и поступкам,
старается говорить четко, чтобы его все
поняли. Начало работы над игрой-драматизацией
состоит в подборе художественного произведения.
Важно, чтобы оно заинтересовало детей,
вызвало сильные чувства и переживания.
Воспитатель принимает участие в сговоре
и подготовке игры. На основе содержания
произведения с детьми составляется сюжет
игры, распределяются роли, отбирается
речевой материал. Воспитатель использует
вопросы, советы, повторное чтение произведения,
беседы с детьми о проведенной игре и таким
образом помогает добиться наибольшей
выразительности в изображении героев.
Строительно-конструктивные
игры – разновидность творческой игры.
В них дети отражают свои знания и впечатления
об окружающем мире. В строительно-конструктивных
играх происходит замещение одних предметов
другими: постройки возводятся из специально
созданных строительных материалов и
конструкторов или же из природного материала
(песка, снега).
Все это дает основание считать
такую деятельность одним из видов творческой
игры. Многие строительно-конструктивные
игры протекают в форме ролевой игры. Дети
принимают на себя роль строительных рабочих,
которые возводят постройку, строительный
материал им подвозят шоферы, в перерыв
рабочие обедают в столовой, после работы
идут в театр и т.д. В процессе игры формируется
и развивается ориентировка ребенка в
пространстве, умения различать и устанавливать
величину и пропорции предмета, пространственные
отношения. Таким образом, в строительно-конструктивной
игре происходит многогранное развитие
умственной деятельности детей [12, стр.17].
Две игры с готовым содержанием
и правилами предназначены для формирования
и развития определенных качеств личности
ребенка. В дошкольной педагогике принято
делить игры с готовым содержанием и правилами
на дидактические, подвижные и музыкальные.
Дидактические игры – это разновидность
игр с правилами, специально создаваемых
педагогической школой в целях обучения
и воспитания детей. Дидактические игры
направлены на решение конкретных задач
в обучении детей, но в то же время в них
появляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную
структуру, характеризующую игру как форму
обучения и игровую деятельность. Выделяются
следующие структурные составляющие дидактической
игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
Дидактическая задача определяется
целью обучения и воспитательного воздействия.
Она формируется педагогом и отображает
его обучающую деятельность. Так, например,
в ряде дидактических игр в соответствии
с программными задачами соответствующих
учебных предметов закрепляется умение
составить из букв слова, отрабатываются
навыки счета. Игровая задача осуществляется
детьми. Дидактическая задача в дидактической
игре реализуется через игровую задачу.
Она определяет игровые действия, становится
задачей самого ребенка. Игровые действия
– основа игры. Чем разнообразней игровые
действия, тем интереснее для детей сама
игра и тем успешнее решаются познавательные
и игровые задачи.
В разных играх игровые действия
различны по их направленности и по отношению
к играющим. Это, например, ролевые действия,
отгадывания загадок, пространственные
преобразования и т.д. Они связаны с игровым
замыслом и исходят из него. Игровые действия
являются средствами реализации игрового
замысла, но включают и действия, направленные
на выполнение дидактической задачи.
В дидактической игре правила
являются заданными. С помощью правил
педагог управляет игрой, процессами познавательной
деятельности, поведением детей. Правила
влияют и на решение дидактической задачи
– незаметно ограничивают действия детей,
направляют их внимание на выполнение
конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов – результат
подводится сразу по окончании игры. Это
может быть подсчет очков; выявление детей,
которые лучше выполнили игровое задание;
определение команды – победительницы
и т.д. При этом необходимо отметить достижения
каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих
детей.
При проведении игр необходимо
сохранить все структурные элементы. Так
как именно с их помощью решаются дидактические
задачи.
Взаимоотношения между детьми
и педагогом определяются не учебной ситуацией,
а игрой. Дети и педагог – участники одной
игры. Нарушается это условие, и педагог
становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая
игра – это игра только для ребенка, а
для взрослого – это способ обучения.
Цель дидактических игр – облегчить переход
к учебным задачам, сделать его постепенным.
Все дидактические игры можно разделить
на три основных вида:
1) в играх с предметами
(игрушками, природным материалом) используются
игрушки и реальные предметы.
Играя с ними, дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие
предметов. Ценность этих игр
в том, что с их помощью дети
знакомятся со свойствами предметов
и их признаками: цветом, величиной,
формой, качеством. В играх решаются
задачи на сравнение, классификацию,
установлению последовательности
в решении задач. По мере овладения
детьми новыми знаниями о предметной
среде задания в играх усложняются:
младшие школьники упражняются
в определении предмета по
какому-либо одному качеству, объединяют
предметы по этому признаку (цвету,
форме, качеству, назначению…), что
очень важно для развития отвлеченного,
логического мышления.
2) игры с природным
материалом учитель применяет
при проведении таких дидактических
игр, как “Чьи следы? “, “От какого
дерева лист?”, “Разложи листья
по убывающей величине” и.т.д.
В таких играх закрепляются знания об
окружающей природной среде, формируются
мыслительные процессы (анализ, синтез,
классификация).
3) настольно-печатные игры
разнообразны по видам: парные
картинки, различные виды лото, домино.
При их использовании решаются
различные развивающие задачи. Так,
например, игра, основанная на подборе
картинок по парам. Ученики объединяют
картинки не только по внешним
признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку
– классификация. Здесь от учеников требуется
обобщения, установление связи между предметами.
Например, в игре «Что растет в лесу?»
Составление разрезных картинок
направлено на развитие у детей умения
из отдельных частей составлять целый
предмет, логическому мышлению.
Описание, рассказ по картинке
с показом действий, движений направлено
на развитие речи, воображения, творчества
у младших школьников. Для того чтобы играющие
отгадали, что нарисовано на картинке,
ученик прибегает к имитации движений
(например, животного, птицы и.т.д.)
В этих играх формируются такие
ценные качества личности ребенка, как
способность к перевоплощению, к творческому
поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на
словах и действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся представления
о предметах, углублять знания о них, так
как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания о новых связях,
в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно
решают разнообразные мыслительные задачи:
описывают предметы, выделяя характерные
их признаки; отгадывают по описанию; находят
признаки сходства и различия; группируют
предметы по различным свойствам, признакам;
находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей
воспитывают желание заниматься умственным
трудом. В игре сам процесс мышления протекает
активнее, трудности умственной работы
ребенок преодолевает легко, не замечая,
что его учат.
Для удобства использования
словесных игр в педагогическом процессе
их условно можно объединить в четыре
основные группы. В первую группу входят
игры, с помощью которых формируют умение
выделять существенные признаки предметов,
явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.
Вторую группу составляют игры,
используемые для развития умения сравнивать,
сопоставлять, давать правильные умозаключения:
“Похож – не похож”, “Кто больше заметит
небылиц” и другие.
Игры, с помощью которых развивается
умение обобщать и классифицировать предметы
по различным признакам, объединены в
третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови
три предмета», «Назови одним словом».
В особую четвертую группу, выделены игры
на развитие внимания, сообразительности,
быстроты мышления: «Краски», «Летает,
не летает» и другие [42, c. 126 ].
4. Подвижные игры. В основе
их лежат разнообразные движения
– ходьба, бег, прыжки, лазанье и
т.п. Подвижные игры удовлетворяют
потребность растущего ребенка
в движении, способствуют накоплению
разнообразного двигательного опыта.
Активность ребенка, радостные переживания
– все это благотворно влияет
на самочувствие, настроение, создавая
положительный фон для общего
физического развития. Подвижные
игры включают комплексы движений
разного рода. Эти игры формируют
способность действовать сообща,
воспитывают честность и дисциплинированность.
Дети приучаются сговариваться,
объединяться для проведения
любимых игр, считаться с мнением
своих партнеров, справедливо разрешать
возникающие конфликты.
5. Традиционные или народные
игры. Исторически они лежат в
основе многих игр, относящихся
к обучаемым и досуговым. Предметная среда
народных игр также традиционна, они сами,
и чаще представлена в музеях, а не в детских
коллективах. Исследования, проведенные
в последние годы, показали, что народные
игры способствуют формированию у детей
универсальных родовых и психических
способностей человека (сенсомоторной
координации, произвольности поведения,
символической функции мышления и другие),
а также важнейших черт психологии этноса,
создавшего игру [42.c.142].
Изучив классификации и характеристики
основных видов игр можно сделать вывод,
что игровая деятельность – неотъемлемая
часть в развитии личности.
1.3. Роль игры в психическом
развитии ребёнка
В игровой деятельности наиболее
интенсивно формируются психические качества
и личностные особенности ребёнка. В игре
складываются другие виды деятельности,
которые потом приобретают самостоятельное
значение.