Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 04:31, курсовая работа
Краткое описание
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: на основе анализа теоретической литературы определить значение игры для психологического развития ребенка; показать роль игры как важного средства воспитания. Объектом исследования является игровая деятельность ребенка.
Игровая деятельность влияет
на формирование произвольности психических
процессов. Так, в игре у детей начинают
развиваться произвольное внимание и
произвольная память. В условиях игры
дети сосредоточиваются лучше и запоминают
больше, чем в условиях лабораторных опытов.
Сами условия игры требуют от ребёнка
сосредоточения на предметах, включённых
в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых
действий и сюжета.
Игровая ситуация и действия
в ней оказывают постоянное влияние на
развитие умственной деятельности ребёнка
дошкольного возраста. В игре ребёнок
учится действовать с заместителем предмета
– он даёт заместителю новое игровое название
и действует с ним в соответствии с названием.
Постепенно игровые действия
с предметами сокращаются, ребёнок научается
мыслить о предметах и действовать с ними
в умственном плане. Таким образом, игра
в большей мере способствует тому, что
ребёнок постепенно переходит к мышлению
в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее
значение для развития воображения. В
игровой деятельности ребёнок учится
замещать предметы другими предметами,
брать на себя различные роли. Эта способность
ложится в основу воображения. Дети научаются
отождествлять предметы и действия с заместителями,
создавать новые ситуации в своём воображении.
Влияние игры на развитие личности
ребёнка заключается в том, что через неё
он знакомится с поведением и взаимоотношениями
взрослых людей, которые становятся образцом
для его собственного поведения, и в ней
приобретает основные навыки общения,
качества, необходимые для установления
контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности
– рисование, конструирование – на разных
этапах дошкольного детства тесно слиты
с игрой. Интерес к рисованию, конструированию
первоначально возникает именно как игровой
интерес, направленный на процесс создания
рисунка, конструкции в соответствии с
игровым замыслом.
Внутри игровой деятельности
начинает складываться и учебная деятельность,
которая позднее становится ведущей деятельностью.
Учение вводит взрослый, оно не возникает
непосредственно из игры. Но дошкольник
начинает учиться, играя – он к учению
относится как к своеобразной ролевой
игре с определёнными правилами. Однако,
выполняя эти правила, ребёнок незаметно
для себя овладевает элементарными учебными
действиями.
Очень большое влияние игра
оказывает на развитие речи. Игровая ситуация
требует от каждого включенного в неё
ребёнка определённого уровня развития
речевого общения. Необходимость объясниться
со сверстниками стимулирует развитие
связной речи.
Игра как ведущая деятельность
имеет особое значение для развития знаковой
функции речи ребёнка. В игре развитие
знаковой функции осуществляется через
замещение одних предметов другими. Предметы
– заместители как знаки отсутствующих
предметов. Знаком может быть любой элемент
действительности, выступающий в качестве
заместителя другого элемента действительности.
Кроме того, предмет-заместитель
опосредствует связь отсутствующего предмета
и слова и по-новому трансформирует словесное
содержание.
В игре ребёнок постигает специфические
знаки двоякого типа: индивидуальные условные
знаки, имеющие мало общего по своей чувственной
природе с обозначаемым предметом, и иконические
знаки, чувственные свойства которых визуально
приближены к замещаемому предмету.
Игра как ведущая деятельность
имеет особое значение для развития рефлексивного
мышления.
Игра ведёт к развитию рефлексии,
поскольку в игре возникает реальная возможность
контролировать то, как выполняется действие,
входящее в процесс общения. Так, играя
в больницу, ребёнок плачет и страдает,
как пациент, и доволен собой как хорошо
исполняющий роль.
1.4. Использование
игр в работе психолога
Под социально-психологическим
тренингом понимается практика психологического
воздействия, основанная на активных методах
групповой работы. При этом подразумевается
использование специфических форм сообщения
знаний, обучения навыкам и умениям в сферах
общения, деятельности, личностного развития
и коррекции.
Цели тренинговой работы могут
быть весьма разнообразными, отражающими
многосторонность происходящих процессов.
Разнообразие целей связано с тем, что
подходов к пониманию тренинга много и
все они сильно отличаются друг от друга.
Можно выделить общие цели, объединяющие
различные по направленности и содержанию
тренинговые группы:
– исследование психологических
проблем участников группы и оказание
помощи в их решении;
– улучшение субъективного
самочувствия и укрепление психического
здоровья;
– изучение психологических
закономерностей механизмов и эффективных
способов межличностного взаимодействия
для создания основы более эффективного
и гармоничного общения с людьми;
– развитие самосознания и
самоисследования участников для коррекции
или предупреждения эмоциональных нарушений
на основе внутренних и поведенческих
изменений;
– содействие процессу личностного
развития, реализации творческого потенциала,
достижению оптимального уровня жизнедеятельности
и ощущения счастья и успеха.
Тренинг – это форма специально
организованного обучения для самосовершенствования
личности, в ходе которого решаются следующие
задачи:
1) овладение социально-психологическими
знаниями;
2) развитие способности познания
себя и других людей;
3) повышение представлений
о собственной значимости, ценности, формирование
положительной Я-концепции.
Задача группы социально-психологического
тренинга с детьми — помочь подростку
выразить себя, а для этого сначала нужно
научиться воспринимать и понимать себя.
Важную роль в проведении социально-психологического
тренинга играет поведение психолога
(ведущего), которое в значительной степени
определяется его теоретической ориентацией.
Именно личность психолога является важнейшим
фактором, определяющим успешность тренинга.
Развивающий и оздоравительный эффект
возникает в тренинговой группе в результате
создания атмосферы эмпатии, искренности,
самораскрытия и особых теплых взаимоотношений
между членами группы и психологом.
Основные задачи группового
психолога в работе с подростками таковы:
– побуждение подростков к
проявлению отношений, установок поведения,
эмоциональных реакций и к их обсуждению
и анализу, а также разбору предложенных
тем;
– создание в группе условий
для полного раскрытия детьми своих проблем
и эмоций в атмосфере взаимного принятия,
безопасности, поддержки и защиты;
– разработка и поддержание
в группе определенных норм, проявление
гибкости в выборе директивных или недирективных
техник воздействия.
– Средства воздействия, используемые
групповым психологом, можно условно разделить
на два вида: вербальные и невербальные.
К вербальным относятся следующие
средства воздействия.
1.Структурирование хода
занятий (одна из важнейших функций
психолога). Имеются в виду все
высказывания, которые определяют
ход занятия. Например: «О чем
вы сегодня хотели бы поговорить?»;
«Чья сегодня очередь рассказывать
о себе?»; «Тема сегодняшнего нашего
разговора такая-то и такая-то».
Высказывания направлены на ограничение
непродуктивной активности группы:
«Не отвлеклись ли мы от
темы?»; «Вы это сказали в связи
с тем-то и с тем-то» и
т. д.
2. Сбор информации. Психолог
задает свои вопросы о разных
параметрах субъективной модальности
или использует вопросы других
детей из группы.
3. Интерпретация, самый распространенный
и неоднозначный прием вербального
воздействия. Она может относиться
как к прошлому, так и к настоящему
подростка. Это могут быть приемы
отражения эмоций подростка, конфронтация
с ним, собственно интерпретация
как выдвижение гипотез о причинах
и следствиях поведения подростков.
4.Убеждение и переубеждение,
которые осуществляются непосредственно
и опосредованно.
5. Предоставление информации.
6. Постановка заданий, которые
должны выполнять подростки. В
данном случае речь идет не
столько об активности психолога,
сколько о стимуляции детей
к определенному виду активности.
Во время тренинга могут возникнуть
некоторые трудные ситуации, например,
следующие.
– Агрессивный подросток в
группе. Эффективным может быть обсуждение
проблематики такого подростка, которого
необходимо посадить спиной к группе вне
круга. Психолог обсуждает эту ситуацию
как этическую и психологическую задачу.
– Подросток, стремящийся к
доминированию и соперничеству с психологом.
Эффективным может быть попеременное
игнорирование некорректных высказываний
или некорректного поведения и их неожиданное
обсуждение.
– Наличие в группе пассивных
подростков. В этом случае обычным бывает
длительное молчание, которое может быть
использовано как способ демонстрации
подросткам роли их собственной активности
в групповой психокоррекции, как способ
помощи в осознании своей ответственности
за протекание групповых процессов. Затянувшееся
молчание приводит к снижению напряжения,
которое оно создает вначале и снижению
мотивации к участию в групповой психокоррекции.
– Нежелание подростков говорить
о себе. Психологу необходимо в этом случае
стимулировать обсуждение в группе целей
и задач групповой психокоррекции и защитных
установок.
– Объединение отдельных подростков
в подгруппы — форма отказа от групповой
работы. Эти факты психолог использует
как материал для обсуждения в группе.
Подобные трудности уменьшаются по мере
развития отношений в группе, когда активность
психолога снижается, а активность участников
растет. Задача психолога направлять активность
группы, ее стимулировать.
В принципе психолог, с одной
стороны, эмоционально принимает каждого
отдельного подростка в группе, с другой
— предъявляет группе определенные требования.
Из этого следует, что необходимо постоянно
контролировать соотношение сплоченности
и напряженности в группе.
Кроме того, поведение психолога
должно служить своего рода моделью, образцом
поведения в групповой ситуации. Внимательно
слушая, обращая внимание на одно и игнорируя
другое, психолог способствует созданию
условий для изменения сознания и самосознания
подростков.
К невербальным средствам относятся:
мимика, жестикуляция, интонация, проксемика.
Групповой психолог, работающий
с детьми, обязан:
1. Иметь четкое представление
о типе создаваемой группы, ее
целях и задачах.
2.Владеть диагностическими
средствами отбора подростков
в группы.
3.Перенаправлять на стадии
отбора в группу детей, склонных
к психическим заболеваниям или
находящихся в глубокой депрессии,
к другим специалистам.
4.Информировать участников
группы об основополагающих правилах,
которыми должна руководствоваться
группа в своей деятельности.
5. Избегать таких форм
работы в группе, для выполнения
которых у участников недостаточно
подготовки и опыта.
6.Дать понять в самом
начале работы, на чем будет
концентрироваться внимание группы.
7. Защищать права детей
в группе, решать, какой материал
давать группе, в каких видах
деятельности участвовать. Быть
чувствительным к любой форме
группового давления, к попыткам
унизить достоинство отдельного
человека. Такое поведение членов
группы психолог обязан блокировать.
8. Логически обосновывать
для себя необходимость использования
того или иного приема. Быть
компетентным в своих действиях.
9. Создать свой неповторимый
стиль, основанный на теоретических
положениях и максимальной реализации
собственного личностного потенциала.
Использовать в практике группового
обучения новейшие достижения
в этой области.
10. Подчеркивать важность
принципа конфиденциальности в
отношении личностного материала,
принадлежащего подростку в группе.
11. Избегать навязывания своих
ценностей и убеждений детям в группе.
Уважать их способность самостоятельно
размышлять и приходить к определенным
выводам на основании полученной информации.
12. Быть внимательным к появлению
у отдельных детей признаков психического
истощения. Это можно устранить, сделав
общий перерыв, так как у других переутомление
может быть менее заметным. Если же по
ходу занятий станут заметны болезненные
симптомы в поведении, то детей с такими
симптомами необходимо в исключительно
тактичной (не травмирующей психику) форме
отстранить от занятий.
13. Планировать дополнительные
(после завершения работы группы) встречи,
с тем чтобы дети могли обсудить свои успехи,
а психолог мог оценить эффективность
группы как инструмента изменений (перемен)у
человека.
14. Необходимо продолжать
индивидуальную работу с теми
детьми, которые после завершения
основной работы группы чувствуют
в этом необходимость.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Особенности психического
развития подростка
Отрочество — этап онтогенеза,
находящийся между детством и ранней юностью.
Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет
(V-VIII классы). Понятие отрочества объединяет
предподростковый, младший подростковый
и средний подростковый возраст.
Начало отрочества характеризуется
появлением ряда специфических черт, важнейшими
из которых являются стремление к общению
со сверстниками и появление в поведении
признаков, свидетельствующих о желании
утвердить свою самостоятельность, независимость,
личностную автономию.
Главная особенность подросткового
периода — резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития. У
разных подростков эти изменения происходят
в разное время: некоторые подростки развиваются
быстрее, некоторые в чем-то отстают от
остальных, а в чем-то опережают их и т.
п.