Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 04:31, курсовая работа
Краткое описание
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: на основе анализа теоретической литературы определить значение игры для психологического развития ребенка; показать роль игры как важного средства воспитания. Объектом исследования является игровая деятельность ребенка.
Традиционно подростковый возраст
рассматривается как период отчуждения
от взрослых. Ярко выражены не только стремление
противопоставить себя взрослым, отстаивать
свою независимость и права, но и ожидание
от взрослых помощи, защиты и поддержки,
доверие к ним, ожидание их одобрения и
оценок. Значимость взрослого отчетливо
проявляется в том, что для подростка существенна
не столько сама по себе возможность самостоятельно
распоряжаться собой, сколько признание
окружающими взрослыми этой возможности
и принципиального равенства его прав
с правами взрослого человека.
Важный фактор психического
развития в подростковом возрасте — общение
со сверстниками, которое выделяют в качестве
ведущей деятельности этого периода. Стремление
подростка занять удовлетворяющее его
положение среди сверстников сопровождается
повышенной комфортностью к ценностям
и нормам группы сверстников.
Отрочество — время бурного
и плодотворного развития познавательных
процессов. Период характеризуется становлением
избирательности, целенаправленности
восприятия, становлением устойчивого,
произвольного внимания и логической
памяти. В это время активно формируется
абстрактное, теоретическое мышление,
опирающееся на понятия, не связанные
с конкретными представлениями, появляется
способность строить сложные умозаключения,
выдвигать гипотезы и проверять их. Формирующееся
мышление неразрывно связано с рефлексией
— способностью делать предметом мысли
саму мысль — и служит необходимой основой
для развития у подростка самосознания.
Наиболее важен в этом отношении
период 11-12 лет — время перехода от конкретного
мышления к мышлению теоретическому, от
непосредственной памяти к логической.
При этом переход на новый уровень осуществляется
постепенно: у детей 11 лет, часто на протяжении
всего VI класса, доминирующим остается
конкретный тип мышления, постепенно происходит
его перестройка и лишь примерно с 12 лет,
с VII класса, школьники начинают осваивать
мир теоретического мышления. Происходящие
изменения как раз и составляют сложность
этого периода, причем разные дети переживают
его по-разному. Вместе с тем решающее
влияние на эти изменения оказывают две
стороны учебной деятельности школьника:
ее организация взрослыми и ее сформированность
у самого подростка.
В период отрочества сильнее
становятся индивидуальные различия в
интеллектуальной деятельности, что связано
с развитием самостоятельного мышления,
интеллектуальной активности, творческого
подхода к решению задач. Это позволяет
рассматривать возраст 11 -14 лет как сензитивный
период для развития творческого мышления.
Динамический характер развития,
активное формирование теоретического,
рассуждающего мышления, с одной стороны,
и социальная незрелость подростка, его
ограниченный жизненный опыт — с другой,
приводят к тому, что, построив какую-либо
теорию, сделав умозаключение, подросток
принимает их за реальность, которая может
привести к желаемым для него результатам.
Центральное личностное новообразование
этого периода — становление нового уровня
самосознания, Я-концеиции, выражающейся
в стремлении понять себя, свои возможности
и особенности, свое сходство с другими
людьми и свое отличие — уникальность
и неповторимость. Отрочество характеризуется
прежде всего повышением значимости Я-концепции,
системы представлений о себе, формированием
сложной системы самооценок на основании
первых попыток самоанализа, сравнения
себя с другими. Подросток смотрит на себя
как бы «извне», сопоставляет себя с другими
— взрослыми и сверстниками — ищет критерии
для такого сравнения. Благодаря этому
у него постепенно вырабатываются некоторые
собственные критерии оценки себя, и он
переходит от взгляда «извне» на взгляд
«изнутри». Ориентация на оценку окружающих
сменяется ориентацией на самооценку,
формируется представление о Я-идеальном.
Именно в подростковом возрасте сопоставление
реальных и идеальных представлений о
себе становится подлинной основой Я-концепции
школьника.
Новый уровень самосознания,
формирующийся под влиянием ведущих потребностей
возраста, а именно самоутверждения и
общения со сверстниками, одновременно
определяет их и влияет на их развитие.
Для понимания подросткового
возраста, выбора правильного направления
и форм работы необходимо иметь в виду,
что этот возраст относится к так называемым
критическим периодам жизни человека,
или периодам возрастных кризисов.
Л. С. Выготский подчеркивал,
что за всяким негативным симптомом кризиса
«скрывается позитивное содержание, состоящее
обычно в переходе к новой и высшей форме».
Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют
о том, что попытки взрослых избежать проявлений
кризиса, создав условия для реализации
новых потребностей, как правило, оказываются
безрезультатными. Подросток как бы провоцирует
запреты, специально «принуждает» родителей
к их наложению, чтобы получить возможность
проверить свои силы в преодолении этих
запретов, проверить и собственными усилиями
расширить границы своей самостоятельности.
Именно в ходе этого столкновения
подросток узнает себя, свои возможности,
удовлетворяет потребность в самоутверждении.
Если же этого не происходит, т. е. отрочество
проходит гладко и бесконфликтно или осуществляется
по типу «кризиса зависимости», в дальнейшем
может проявиться либо запоздалый, а потому
особенно болезненный и бурно протекающий
кризис в 17-18 лет и даже позже, либо затяжная
инфантильная позиция «ребенка», характеризующая
человека в период молодости и даже в зрелом
возрасте. Таким образом, позитивный смысл
подросткового кризиса заключается в
том, что благодаря борьбе за независимость,
проходящей в относительно безопасных
условиях и не принимающей крайних форм,
подросток удовлетворяет потребности
в самопознании и самоутверждении; у него
не просто возникают чувство уверенности
в себе и способность полагаться на себя,
но формируются способы поведения, которые
позволят ему справляться с жизненными
трудностями и в дальнейшем.
При этом важно иметь в виду,
что кризисные симптомы проявляются не
постоянно, хотя порой они проявляются
достаточно часто. Кризисные симптомы
варьируют от подростка к подростку; их
интенсивность также бывает различной.
Кризис подросткового возраста
проходит через три фазы:
1) негативную, или предкритическую,
— фазу ломки старых привычек,
стереотипов, распада сформировавшихся
ранее структур;
2) кульминационную точку кризиса,
в подростковом возрасте — это, как правило,
13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные
вариации;
3) посткритическую, то есть
фазу формирования новых структур, построения
новых отношений и т. п.
Возрастной кризис может проходить
в двух основных формах. Первая – это кризис
независимости. Его симптомы – упрямство,
негативизм, своеволие, обесценивание
взрослых, отрицательное отношение к их
требованиям, ранее выполнявшимся, ревность
к собственности. Остро ощущаемый собственный
внутренний мир – главная собственность,
которую оберегает подросток, ревниво
защищая ее от других. Вторая форма, кризис
зависимости, противоположна первой: чрезмерное
послушание, зависимость от старших или
сильных, регресс к старым интересам, вкусам,
формам поведения.
Если кризис независимости
— это некоторый рывок вперед за пределы
старых норм или правил, то кризис зависимости
— возврат назад, к той своей позиции,
к той системе отношений, которая гарантировала
эмоциональное благополучие, чувство
уверенности, защищенности. И то и другое
— варианты самоопределения. В первом
случае это — «Я уже не ребенок», во втором
— «Я ребенок и хочу оставаться им». С
точки зрения развития наиболее благоприятным
оказывается именно первый вариант.
Одновременное присутствие
и стремления к независимости, и стремления
к зависимости связано с двойственностью
позиции школьника. В силу недостаточной
психологической и социальной зрелости
подросток, предъявляя взрослым и отстаивая
перед ними свои новые взгляды, добиваясь
равных прав, стремясь расширить рамки
дозволенного, одновременно ждет от взрослых
помощи, поддержки и защиты, ждет (неосознанно),
что взрослые обеспечат относительную
безопасность этой борьбы, оградят его
от слишком рискованных шагов.
Период отрочества — благоприятный
период для развития многих сторон личности,
например таких, как познавательная активность,
любознательность. Наиболее важен в этом
плане возраст 10-12 лет. Возраст 11-14 лет
— важный период для развития самосознания
подростка, его рефлексии, Я-концепции,
чувства Я. Обычно 13-14 лет — время первого
знакомства с литературой по самовоспитанию,
научно-популярной литературой по психологии,
возрастной физиологии. Однако за интересом
к проблемам самовоспитания, желанием
понять и изменить себя в этом возрасте,
как правило, еще не стоят какие-либо конкретные
действия или же они выполняются крайне
непоследовательно и недолго. Поэтому
подростки нуждаются в специальной помощи
в организации и осуществлении процесса
саморазвития.
Наиболее значим период отрочества
для развития полноценного общения. Об
этом свидетельствуют следующие данные:
у тех школьников, которые в 12-14-летнем
возрасте были ориентированы преимущественно
на семью и мир взрослых, в юношеском и
взрослом возрасте часто возникают проблемы
во взаимоотношениях с людьми, причем
не только в личных, но и в служебных. Неврозы,
нарушения поведения, склонность к правонарушениям
также наиболее часто встречаются у людей,
чьи взаимоотношения с ровесниками в детском
и подростковом возрасте были проблемными.
В долговременной перспективе полноценное
общение со сверстниками в подростковом
возрасте намного существеннее для сохранения
психического здоровья, нежели такие факторы,
как умственное развитие, школьная успеваемость,
взаимоотношения с педагогами.
2.2. Психологический
тренинг для детей подросткового возраста
на тему «ДРУЖБА»
Изучив особенности психологического
развития детей подросткового возраста,
мы пришли к тому, что подростковый возраст
характеризуется появлением ряда черт,
таких как стремление, к общению со сверстниками
и появление в поведении признаков, свидетельствующих
о желании утвердить свою самостоятельность,
независимость, личностную автономию.
Для того чтобы сформировать понятия «дружба»,
уметь находить друзей, сформировать представления
о качествах необходимых в дружбе, сформировать
понятия о наиболее ценимых человеческих
достоинствах, о значении дружбы и о тех
качествах, которые необходимо развивать
в себе, чтобы быть достойным дружбы, мы
решили из раннее рассмотренных классификаций
игр провести психологический тренинг.
Психологический тренинг на
тему «Дружба» проводился с учащимися
8 класса МОУ «Рыбницкая русская средняя
общеобразовательная школа № 8». Класс
состоит из 20 человек: 8 девочек и 12 мальчиков.
Перед испытуемыми были поставлены
следующие задачи:
1. Развитие навыков социальной
перцепции;
2. Развитие уверенности
в себе; чувства собственного
достоинства
3. Формирование доброжелательных
отношений в группе.
Ход занятия:
– Здравствуйте ребята! Сегодня
наша встреча будет посвящена теме дружбы
между людьми. И так начинаем
Упражнение №1. «Встреча
взглядами»
Цель: «разогрев» участников;
развитие навыков социальной перцепции.
– Давайте сейчас встанем в
круг, опустив головы вниз. По команде
все одновременно поднимают головы. Задача
– встретиться с кем-то взглядом. Та пара
игроков, которой это удалось, покидает
круг.
– Итак, удалось не всем.
Упражнение №2. «Ищу
друга»
Цель: разогрев к дискуссии
о дружбе; формирование понятия о наиболее
ценимых человеческих достоинствах, о
значении дружбы и о тех качествах, которые
необходимо развивать в себе, чтобы быть
достойным дружбы.
– Любой человек, пожалуй, мечтает
о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то
из вас наверняка уже повезло, и такой
друг у вас есть. У кого-то – множество
знакомых и приятелей, но трудно выбрать
из них человека, которого можно было бы
гордо назвать другом. А кто-то, возможно,
в силу застенчивости или замкнутости
чувствует себя одиноким ис горечью признается
себе, что друзей у него нет. Но в любом
случае настоящий друг никому не помешает.
Сейчас я стану редактором особой
газеты бесплатных объявлений. Она называется
«Ищу друга». Каждый из вас поместит туда
объявление о поиске друга. В этом объявлении
нет ограничений на количество слов или
размер букв. Принимается любая форма.
Вы можете изложить список требований
к кандидату в друзья, весь набор качеств,
которыми он должен обладать, а можете
нарисовать его портрет. Можете рассказать
о себе. Одним словом, делайте объявление
таким, каким пожелаете. Но следует только
позаботиться о том, чтобы именно ваше
объявление привлекло внимание среди
других.
Возьмите листы бумаги, ручки,
карандаши и приступайте к своему объявлению.
Время на подготовку – 7 минут.
Объявления подписывать не
нужно.
– Время истекло. Выложим наши
объявления на стол. Теперь каждый, молча,
читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях,
которые привлекли ваше внимание, и вы
готовы связаться с его подателями, ставит
галочку сбоку.
– Теперь посмотрите, отозвались
ли на ваше объявление. Посчитайте количество
галочек на ваших листах. Пусть каждый
по кругу назовет одну цифру – количество
доставшихся вам выборов.
– Теперь предлагаю обсудить,
чем характеризуется объявление, получившее
наибольшее число заинтересованных ответов?
– Что помешало вам откликнуться
на другие объявления?
– Там где перечислено большое
количество требований, предъявляемых
к будущему другу? Естественно, ведь нелегко
соответствовать высокому запросу. Не
каждый обладает такими замечательными
качествами как «преданность» и т.д. И
потом самое главное: в таких объявлениях
ищут друга, который должен что-то давать,
и ничего не предлагают взамен. Подобное
потребительское отношение к другу, от
которого требуется служить подателю
объявления, вряд ли встретит понимание
и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо
больший интерес и симпатию вызывают объявления,
в которых человек предлагает то, чем он
сам обладает, в общий котел дружбы, то
есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям,
предполагающим желание и умение не только
брать, но и давать.
Упражнение № 3 «
Разговор о дружбе и рефлексия собственных
качеств»