– Может ли быть так, что у человека,
есть несколько приятелей и ни одного
друга?
– Что надо делать, чтобы найти
друга?
– Проанализировав объявления,
скажите, есть ли у вас качества, необходимые
в дружбе?
Упражнение № 4. «На
вечеринке»
Цель: формирование умения находить
друзей.
– Представьте себе, что вы
находитесь на вечеринке, на которой никого
не знаете. Когда я скажу «начали», выбыстро
находите себе пару и начинаете разговаривать
друг с другом на тему «Что я обычно делаю
на выходные» («Что я делал прошлым летом»;«Мое
любимое занятие»;«Что мне нравится и
не нравится в школе»). В последний раз
вы сами придумываете себе тему разговора.
– теперь давайте обсудим наши
впечатления.
– Что вы чувствовали во время
разговоров?
– Сделал ли ваш партнер что-нибудь,
что облегчило или усложнило контакт?
– О чем было легче говорить?
– Итак, вы увидели, как порой
трудно заговорить о чем-то, особенно,
если вы не знаете собеседника. Поэтому
если с вами захочет кто-то познакомиться
и первым завяжет разговор, вы должны помочь
ему своим вниманием, умением слушать,
искренностью.
Упражнение № 5 «Ток»
Давайте в заключении нашего
тренинга передавая мячик, скажем друг
другу пожелания на день. Начну я: «Желаю
тебе хорошего дня»…
Заключение к тренингу:
– Сегодня мы постарались выяснить,
что же такое дружба, какие качества наиболее
ценны, и какие из них необходимо развивать
в себе, чтобы быть достойным дружбы. До
свидания!
Данный психологический тренинг
имеет огромное значение для формирования
понятия «дружба», умение находить друзей,
для формирования представления о качествах
необходимых в дружбе, формирования понятия
о наиболее ценимых человеческих достоинствах,
о значении дружбы и о тех качествах, которые
необходимо развивать в себе, чтобы быть
достойным дружбы. Цели психологического
тренинга учитывались в соответствии
с возрастными особенностями учащихся.
В процессе тренинга было использовано
5 упражнений. Были озвучены цели для каждого
упражнения.
После выполнения каждого задания
проводился небольшой анализ, который
заключался в том, чтобы выяснить, что
получилось у учащихся, и с чем они не справились.
Также обсуждались впечатления детей
от конкретно- поставленного задания.
В конце данного тренинга было проведено
заключение. Учащиеся были очень активны,
при выполнении некоторых заданий учащиеся
немного задумывались. Например, при выполнении
2-го упражнения, для написания требований
к другу нужно было вспомнить хорошие
качества человека.
В упражнении №3 вопрос о значении
слова «дружба» заставил некоторых учащихся
серьезно задуматься. Само слово «дружба»
ребятам, конечно же, знакомо, но объяснить
его значение оказалось не так-то просто.
Особых трудностей не возникло
при выполнении 4-го упражнения, так как
ребята друг друга знают не первый год.
Можно отметить отличное выполнение
5-го заключительного упражнения. Ребятам
очень понравилось это упражнение. Пожеланий
было очень много. Учащиеся пожелали друг
другу успехов в учебе, особенно в сдаче
экзамена, здоровья, счастья, любви. Некоторые
ребята даже вспомнили пожелания в стихотворной
форме. Например: «Пусть все тебе улыбаются,
настроение повышается и в жизни все получается!»,
«Пусть отличным будет настроение, удачи,
счастья, вдохновения!», «Желаю радостных
мгновений, и много разных наслаждений,
пусть каждый день тебе несет, богатство,
счастье и почет!».
В конце тренинга было подведение
итогов. Поставленные перед учащимися
задачи были решены: ребята научились
находить качества, необходимые в дружбе,
узнали о наиболее ценимых человеческих
достоинствах, о значении дружбы и о тех
качествах, которые необходимо развивать
в себе, чтобы быть достойным дружбы. Проведенный
нами тренинг оказал положительное влияние
на формирование взаимодействия и взаимоотношения
детей. Тренинг, проведенный с учащимися
8-го класса, помог снять психологический
барьер, вселил уверенность в собственные
силы учащихся, улучшил общение между
одноклассниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный нами анализ позволил
сделать следующие выводы: важную роль
в развитии ребенка играет потребность
в общении со взрослыми и сверстниками.
Она определяет становление личности
ребенка. Общение со взрослыми развертывается
на основе увеличивающейся самостоятельности
ребенка, расширения его знакомства с
окружающей действительностью.
Игровая деятельность влияет
на формирование произвольности психических
процессов. В игре у детей начинают развиваться
произвольное внимание и произвольная
память. В то же время опыт игровых и особенно
реальных взаимоотношений ребенка в игре
ложится в основу особого свойства мышления,
позволяющего стать на точку зрения других
людей, предвосхитить их будущее поведение
и в зависимости от этого строить свое
собственное поведение. Игра имеет определяющее
значение для развития воображения. В
игровой деятельности ребенок учится
замещать одни предметы другими, брать
на себя различные роли.
Влияние игры на развитие личности
ребенка заключается в том, что через нее
он знакомится с поведением и взаимоотношениями
взрослых людей, которые становятся образцом
для его собственного поведения, и в ней
приобретает основные навыки общения,
качества, необходимые для установления
контакта со сверстниками. Захватывая
ребенка и заставляя его подчиняться правилам,
соответствующим взятой на себя роли,
игра способствует развитию чувств и волевой
регуляции поведения.
Внутри игровой деятельности
начинает складываться и учебная деятельность,
которая позднее становится ведущей деятельностью.
Мы подтвердили выдвигаемую
нами гипотезу: развитие детей в процессе
игровой деятельности эффективно при
условиях:
– систематического использования
игровых методов и приемов в образовательном
процессе;
– учета возрастных и психологических
особенностей детей;
– создание комфортных психолого-педагогических
условий для становления гармонично-развитой
подрастающей личности.
Мы достигли целей поставленных
в начале работы. Проанализировав методическую
литературу, мы определили значение игры
для психологического развития ребенка;
провели с учащимися 8-го класса тренинг
на тему «Дружба» и доказали, что игра
является важным средством воспитания.
Были решены поставленные перед
нами следующие задачи:
1. познакомились с методической
литературой по данной проблеме;
2. классифицировали игры
по способам организации.
3.изучили особенности
проведения игры, показали роль
игры как основного фактора
развития ребенка.
Игра как психологическая проблема
дает еще очень много фактов для научной
мысли, еще много предстоит открыть ученым
в этой области. Игра как проблема воспитания
требует неустанных, каждодневных раздумий
родителей, требует творчества и фантазии
воспитателей, психологов. Воспитание
ребенка – это большая ответственность,
большой труд и огромная творческая радость,
дающая сознание полезности нашего существования
на земле.
Активное введение в игру разнообразных
развивающих занятий, специфически направленных
на развитие личностно-мотивационной
и аналитико-синтаксической сфер ребенка,
памяти, внимания, воображения и ряда других
важных психических функций, является
в этой связи одной из важнейших задач.
Игра удивительно разнообразная
и богатая сфера деятельности детей.
Игры – уроки жизни. В ходе игры
дети не только выполняют игровые действия,
но и проявляют отношения к партнеру по
игре. Это отношение обусловлено, с одной
стороны, ролью, а с другой – личностными
отношениями детей.
Поставленные перед учащимися
во время тренинга задачи были решены:
ребята научились находить качества, необходимые
в дружбе, узнали о наиболее ценимых человеческих
достоинствах, о значении дружбы и о тех
качествах, которые необходимо развивать
в себе, чтобы быть достойным дружбы. Проведенный
нами тренинг оказал положительное влияние
на формирование взаимодействия и взаимоотношения
детей.
Тренинг, проведенный с учащимися
8-го класса, помог снять психологический
барьер, вселил уверенность в собственные
силы учащихся, улучшил общение между
одноклассниками.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М., 1982- С.59
Аникеева Н.П. Воспитание игрой.
Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг
с подростками.-СПб.: Питер,2007.-271с.
Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология.– М.: Педагогика, 1994. – 262 с.
Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. -М.,1979.
Богуславская З.М., Смирнова
Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. М. Просвещение
1991. – 291 с.
Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество», М.: Просвещение, 1988г. (стр. 63-68)
Воспитание детей в игре./Сост.
Бондаренко С.М.-М., 1983.
Выготский Л.С. Игра и ее роль
в психологическом развитии ребенка: Вопросы
психологии.–М.Просвещение, 1966. – 541 с.
start="10"
Выготский Л.С. Вопросы детской
психологии.– СПб.: Издательство «Союз»,
2004. – 224 с.
Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте. – М.,
1991.
start="12"
Выготский Л.С. Игра и ее роль
в психологическом развитии ребенка. //
Воображение и его развитие в детском
возрасте. - М., 1991.
Выготский Л.С. Психология искусства.
– М., 1987.
Выготский Л.С. Педагогическая
психология. - М.: Педагогика, 1991.
15. Выготский Л.С.Воображение
и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
16. Газман О. С., Харитонова Н.
Е. В школе с игрой: Книга для учителей.
– М.: Просвещение, 1991 – 96 с.
17. Гальперин П.Я. Методы обучения
и умственное развитие ребенка. [Текст]
М.: Педагогика-Пресс, 1985. – 389 с.
18. Градновская Р.М. Элементы
практической психологии. - СПб.: Свет,
19. Дьяченко О.М. Воображение
дошкольника. – М: Знание, 1986 – С.93
20. Ермолаева М.В. Практическая
психология детского творчества.
- М., 2001.
21. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое
значение. – М., 1975.
22. Кроповницкий О.В. Психология
подростков. Тренинг личностного роста./
Учебное пособие.
23. Кулагин С.Н. «Возрастная
психология», Москва, «Просвещение», 2000г.
(стр.49 )
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Возрастная психология: Полный жизненный
цикл развития человека. Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений.
– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
25. Левитов Н.Д. Психологические
особенности подростков. – М.: Просвещение,
1967.
26. Леонтьев А.Н. Психологические
основы детской игры / Избранные психологические
произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983
- T.I.
27. Люблинская А. А. Детская психология.
Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. – М.: Просвещение,1971–415 с.
28. Максакова А.И., Тумакова Г.А.
Учите играя. М. Просвещение, 1983 – 248 с.
29. Марасанов Г. И. Социально-психологический
тренинг. 4-е изд., испр. и доп. — М., «Когито-Центр»,
2001. — 251 с.
30. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю
о детской игре», Москва, «Просвещение»,
1982 г.
31. Минский Е.М. От игры к знаниям.
- М.: Просвещение, 1982.
32. Мухина В.С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип.
– М.: Издательский центр «Академия», 1999.
– 456 с.
33. Немов Р.С. Психология : Учеб.
Для студентов высш. пед. учеб.заведений:
В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. –
4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. – 608 с.
34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.
- М.: Пед. общество России. – 2001.
35. Психология. Словарь / Под
общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
– М., Политиздат
46. Психология развития. Словарь
/ Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический
лексикон. Энциклопедический словарь
в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко.
Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР
СЭ, 2006. – 176 с.
37. Сапогова Е.Е. Психология
развития человека : Учебное пособие. –
М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
38. Селевко Г.К «Современные
образовательные технологии», М.: Народное
образование, 1958г
39. В.А.Сухомлинский. "О воспитании".
Москва, 1973 г.
40. Спиваковская А.С. Игра-это
серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
41. Урунтаева Г. А. Детская психология:
учебник для средних учебных заведений.
– М.: Академия, 2006 – 368 с.
42. Усова А.Б. Роль игры в воспитании
детей. - М., 1976.
43. Шаповаленко И.В. Возрастная
психология. – М.: Знание, 1997 – 230 с.
49. Шмаков С. А. Игры учащихся
– феномен культуры. – М.: Новая школа,
1994 – 239 с.
44. Эльконин Д. Б. Психологические
игры . М.: Просвещение, 1987. 327 с.
45. Эльконин Д.Б. Психология
игры. - М.: Педагогика, 1978.