Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение условий организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1.Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Раскрыть значение применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития школьников;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности учащихся на уроках ОБЖ.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты организации игровой деятельности по курсу
"Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Игра ее виды и классификации 12
Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ 17
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей школьника. 27
2.1 Урок по ОБЖ №1 на тему «Обеспечение безопасности при
автономном существовании человека в природной среде».
(для учащихся 6 класса) 27
2.2 Урок по ОБЖ №2 на тему: «Дорожная безопасность»
(для учащихся 8 класса) 37
2.3 Классный час на тему «Пожарная безопасность»
(для учащихся 4 класса) 41
Вывод 50
Заключение 52
Список литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 8 семестр 4 к. Развитие творческих способностей у школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности.docx

— 101.32 Кб (Скачать файл)

Если нельзя тушить –  топаем

Вода, спички, пироги, бумага, песок, земля, блины, огнетушитель, резина.

Обсуждение конкретных ситуаций.

Игровая ситуация №1

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.

Ответ:

1.     обесточить  телевизор;

2.     накрыть влажной  тканью;

3.     позвонить  по “01”.

Ситуация №2

Кашу Саша решил на сковороде  подогреть,

При этом в соседней комнате  песни попеть.

Заигрался Саша и бдительность потерял,

Правила безопасности не соблюдал.

И вот огоньки заскакали  кругом,

И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.

Ответ:

1.     выключить  газ;

2.     накинуть  влажное полотенце.

    Ситуация №3

На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

Ответ:

1.     надо упасть  на пол;

2.     накрыться  влажной тканью;

3.     бежать нельзя!

Ситуация №4

Увидел человека с горящей  одеждой. Как будешь действовать?

Ответ:

1.     догнать, накрыть  тканью;

2.     уронить на  пол;

3.     тушить огнетушителем  нельзя.

 

  Ситуация №5

   Ты вечером возвращаешься  домой и чувствуешь сильный  запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ 

б) пойду понюхаю, откуда пахнет

в) позвоню в газовую  службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут

г) открою окно, постараюсь перекрыть  газ и позвоню по телефону 04. и  все это буду делать, не включая  света

Ситуация №6

 В доме начался пожар,  который ты не можешь потушить. Что делать?

 а) Убежать   б)  Закричать    в) Вызвать пожарных.

Ситуация №7

Просмотрите небольшой ролик  по мотивам известного стихотворения  «Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно.

 

Игра на внимание «Это – я, это – я, это все  мои друзья!»

Учитель: Кто задорный и весёлый,

                  Верность правилам храня,

                  Бережет родную школу 

                  От огня?

Ребята:    Это – я, это – я, это все мои друзья!

Учитель: Кто поджег траву у дома,

                  Подпалил ненужный сор,

                  А сгорел гараж знакомых

                  И строительный забор?

Ребята:    (Молчат)

Учитель: Кто соседской детворе

                  Объясняет во дворе,

                  Что игра с огнем недаром

                  Завершается пожаром?

Ребята:    Это – я, это – я, это все мои друзья!

Учитель: Кто украдкой в уголке

                  Жег свечу на чердаке?

                  Загорелся старый стол -

                  Еле сам живой ушёл?

Ребята:    (Молчат)

Учитель: Кто пожарным помогает,

                  Правила не нарушает,

                  Кто пример для всех ребят:

                  Школьников и дошколят?

Ребята:    Это – я, это – я, это все мои друзья!

Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Социальные явления и  процессы полны острых, порой неразрешимых противоречий и катаклизмов, которые  сегодня приобретают глобальный характер. Главной целью обучения предмета "Основам безопасности жизнедеятельности", является подготовка школьников к успешным действиям  по обеспечению безопасности личности, общества, государства. В процессе обучения ОБЖ формируются и совершенствуются не только знания, но и умения, теория сочетается с практикой, формируются  мотивы, стремления, ценностные ориентации.

Основной особенностью подросткового  возраста составляет его переход  от детства к взрослости. Все стороны  развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые  психологические образования. Этот возраст характеризуется стремлением  к творчеству. Программный материал по курсу ОБЖ становится более  сложным и разнообразным. Этот процесс  преобразования и определяет все  основные особенности личности детей  подросткового возраста, следовательно, и специфику работы с ними.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация  творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных  вопросов.

Развитие творческого  мышления приводит к качественной перестройке  восприятия и памяти, к превращению  их в произвольные, регулируемые процессы. Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности  школьника на занятиях "Основы безопасности жизнедеятельности" выполняют важную задачу - подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методические приемы и средства обучения. Игровая

деятельность выступает  как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более  высокий этап. Технология игровых  форм обучения нацелена на то, чтобы  научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в  игре и в жизни, формировать цели и программы собственной самостоятельной  и творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ жизни современного общества позволяет делать выводы, что реально существуют угрозы безопасности жизни и здоровью людей. Школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" служит делу подготовки молодежи к  безопасному индивидуальному поведению.

Изучение курса позволяет  получить систематизированное представление  об опасностях и о прогнозировании  опасных ситуаций, оценить влияние  их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного  поведения.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее  и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а  подвижности, гибкости мышления, быстрой  ориентации и адаптации к новым  условиям, творческого подхода к  решению больших и малых проблем. Развитие творческих способностей необходимое  условие процесса обучения по курсу ОБЖ. В теории и практике применения игровых средств в учебном процессе "Основ безопасности жизнедеятельности" стимулирует развитие творческих способностей школьников подросткового возраста. Исследование возрастных и психических особенностей детей подросткового возраста показало, что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия. Игра - это один из видов деятельности школьника. Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности школьников может привести только представление им подлинной свободы действий в общении. Игра дает такую возможность.

Подростковый возраст  период характеризующийся стремлением  к неординарным поступкам, жаждой состязаний, тягой к творчеству. В этом возрастном периоде развитие творческих способностей помогает школьникам самоутвердиться, проявлять инициативу и творческий подход в различных видах деятельности. На основании этого, развитие творческих способностей на занятиях ОБЖ является важным элементом.

Использование игр в учебном  процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету.

При организации игровой  деятельности на уроках ОБЖ применяются  общепринятые педагогические методы и  формы организации урока. При  подборе игрового материала необходимо учитывать возрастные особенности  школьников. Важно продумать содержание урока, его задачи и форму организации  деятельности школьников на уроке. Развитие творческих способностей школьника  через применение средств игровой  деятельности на уроках ОБЖ используется ведущими педагогами. Таким образом, наша гипотеза нашла подтверждение, что эффективность развития творческой активности учащихся на уроках ОБЖ  повышается, если основу обучения составляет игровая деятельность в качестве системообразующего компонента.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. - Новосибирск.: Сиб. унив. из-во, 2003.

2. Анастази А. Психологическое тестирование, М.: Педагогика, 1982.

3. Антюхин Э.Г., Сулла М.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Дашков и К, 2003.

4. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М.: "Дашков и К", 2001.

5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., - Просвещение, 1984.

6. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.

7. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - М.: Знание, 1999.

8. Безопасность: Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. - М.: Демографическая безопасность 1998, № 3-4.

9. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001.

10. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.М., Просвещение, 1985.

11. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983.

12. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М.: Лист, 1997.

13. Гостев В.С. Раны. Первая медицинская помощь: Метод, указания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

14. Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. М.: ИКЦ "МарТ", Ростов-на-Дону: Изд. центр "МарТ", 2003.

15. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

16. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003.

17. Зайцев О.С. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Библиотечка журнала "Военные знания". М.: ИЦ-Ред. "Военные знания", 2000.

18. Зиновьева Э.Н., Киршин Н.М. Отравление ядом животных: неотложная помощь и лечение. Метод. указания. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

19. Кирин Б.Ф., Каледина Н.О., Слепцов В.И. Защита в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Моск. госуд. горн, ун-та, 2004.

20. Кон И.С. "Психология старшеклассника", М, Просвещение, 1982 г

21. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.

22. Корнилов КВ., Грязнухин Э.Т. Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях. СПб.: Изд. НИИ травматологии и ортопедии им.Р. Р. Вредена, 1992.

23. Кошелев А.А. Медицина катастроф. СПб.: Паритет, 2000.

24.Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1977.

25. Лук А. И, Мышление и творчество.М., Политиздат, 1976.

26. Лук А.Н. Психология творчества.М., Наука, 1978.

27. Макеев В. И, Михайлов А.А., Стражиц Д.Н. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. - 1996. - № 1. с65-70

28. Мамай В.И. Комментарий к Семейному кодексу России. М.: 1998.

29. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М.: "Академия", 2003.

30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС - 1991.

31. Михайлов Л. А, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.

32. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. - Барнаул: АГИК, 1992.

33. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности. Барнаул: АОА "Алтайский полиграфический комбинат", 1999.

34. Мошкин В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для 5-11 классов. Барнаул: АО "Полиграфист", 1996.

Информация о работе Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности