Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

 

Для изучения игрового взаимодействия были использованы следующие методики.

Методика 1. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек

Цель наблюдения: изучить особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.

Данная методика позволяет изучить особенности поведения мальчиков и девочек пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре.

Для выявления особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры нами были использованы критерии, разработанные Н.Н. Серовой.

  1. Ребенок передает характерные особенности персонажа своего пола; противоположного пола.
  2. Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса детей друг другу.
  3. Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре, взаимодействует беспроблемно и стремится справедливо решить споры и конфликты в игре.

По каждому параметру выделяются уровни игровых умений: высокий, средний, низкий.

Таблица 8. Уровни развития игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (ЭГ)

 

Высокий уровень (В) 6 баллов - ребенок хорошо умеет организовать игру. Активно участвует в распределении ролей, не конфликтуя с другими детьми. Выступает инициатором новых ролей и новых идей. Исполняет как главные, так и второстепенные роли. Умеет совместно строить и развивать сюжет игры. Для ребенка ведущими выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие. Передает характерные особенности персонажа, хорошо умеет завершить игру, учитывает разницу в поведении мальчиков и девочек.

Средний уровень (С) 4-5 баллов - ребенок умеет организовать игру. Участвует в распределении ролей, придумывает новую роль. Ребенок воспроизводит разные сюжеты, исполняет главные роли. Для ребенка ведущими выступают отдельные элементы сюжета, а не целостное событие. Длительность ролевого взаимодействия невелика. Ребенок словесно обозначает выполняемую роль. Умеет завершить игру.

Низкий уровень (Н) 3 балла - ребенок испытывает трудности в организации игры, не участвует в распределении ролей, затрудняется самостоятельно придумать новую роль. Исполняет второстепенные роли.

Ребенок тяготеет к однообразным элементарным сюжетам, не владеет умением комбинировать сюжеты. Длительность ролевого взаимодействия мала. Ребенок затрудняется завершить игру.

Анализ результатов (табл.8):

ВЫВОД:

Высокий уровень – 2 ребенка (Яся В., Артем П.)

Средний уровень – 5 детей (Федя Ф., Настя А. , Рома П., Рита Л., Уля Б.)

Низкий уровень – 3 детей (Даша Н, Алеша П., Ваня Ус.)

 

 Рис. 1. Уровни  развития взаимодействия мальчиков  и девочек в условиях сюжетно- ролевой игры ЭГ (контрольный эксперимент)

Таким образом, дети экспериментальной группы в основном, умеют организовывать игру, участвуют в распределении ролей, но недостаточно хорошо передают характерные особенности персонажей своего пола, затрудняются с передачей характерных особенностей противоположного  1.

пола. Очень часто объединяются на основе сюжета игры, а не на основе интереса друг к другу. В основном, играют с детьми своего пола.

Результаты изучения уровня развития взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно- ролевой игры представлены в диаграмме (рис.1.)

Высокий уровень (В) 6 баллов.

Средний уровень (С) 4-5 баллов

Низкий уровень (Н) 3 балла

 

Таблица 9. Уровни развития игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (КГ)

 

ВЫВОД:

Высокий уровень – 2 человека (Арина К., Уля Ц.)

Средний – 6 детей (Миша Г., Лиза В., Дима Г., Андрей Ш., Саша Н., Макс З.)

Низкий - 2 человека (Егор Б., Карина К.)

 Рис. 2. Уровни  развития взаимодействия мальчиков  и девочек в условиях сюжетно- ролевой игры КГ (контрольный эксперимент)

Таким образом, дети контрольной группы воспроизводят различные сюжеты игр, но чаще всего интерес к замыслам партнеров по игре невелик, мальчики играют с мальчиками, а девочки – с девочками.

Также наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старших группах показали, что дети затрудняются в составлении плана действий, в подготовке необходимого материала для игры. Игра начинается как бы сходу, а сюжет ее или потом уточняется, или совсем не обговаривается. Поэтому и ролевые действия не всегда согласованы, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненно мотивированных связей. В таких случаях наблюдается более частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполноценно воплощают замысел.

Гистограмма (рис. 3) показывает, что у детей ЭГ средний уровень игрового взаимодействия ниже, чем у детей КГ, низким уровнем игрового взаимодействия обладает большее количество детей ЭГ.

 

Рис. 3. Сравнительные показатели уровня развития игрового взаимодействия у детей ЭГ и КГ

 

Методика 2. Интервьюирование детей (по методике В. Е. Кагана)

Цель: выявить наличие знаний ребенка об отличии мальчиков и девочек.

Интервьюирование проводилось индивидуально. Детям было задано 3 вопроса.

  1. Когда вырастешь, кем ты будешь? (тетей/дядей, мужем/женой, папой/мамой).
  2. Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой), а просыпаешься девочкой (мальчиком?)
  3. Чем отличаются мальчики от девочек?

Критерии:

1 вопрос 2 балла - адекватная оценка своей половой принадлежности

1 балл - неадекватная оценка своей половой принадлежности 
2 вопрос 2 балла - не допускает возможность превращения

1 балл - допускает возможность превращения.

3 вопрос 2 балла – полный развернутый ответ, учитывающий не только внешние отличия, но и эмоции, и чувства ребенка противоположного пола.

1 балл – односложные ответы, учитывающие примитивные внешние признаки: длина волос, одежда и т. д.

По каждому критерию выделяются уровни знаний детей об отличиях полов: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (6 баллов) - ребенок адекватно оценивает свою половую принадлежность, не допускает возможность превращения одного пола в другой, может полно и подробно описать внешние различия, а также различия в поведении и профессиональной принадлежности. Знания прочные и устойчивые.

Средний уровень (5 баллов) - ребенок адекватно оценивает свою половую принадлежность, не допускает возможность превращения одного пола в другой, может описать внешние различия, учитывая лишь явные: длину волос, виды одежды и так далее. Знания об отличии полов слабые и неустойчивые.

Низкий уровень (3-4 балла)- ребенок неадекватно оценивает свою половую принадлежность, допускает возможность превращения одного пола в другой. Путается при сравнении мальчиков и девочек. Знания об отличии полов практически отсутствуют.

Таблица 10. Уровни знаний детей об отличиях полов (ЭГ)

имя

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

баллы

уровень

Федя

2

2

1

5

с

Настя

2

2

1

5

с

Рома

2

2

1

5

с

Яся

2

2

2

6

в

Ваня

2

2

1

5

с

Даша

2

2

1

5

с

Артем

2

2

2

6

в

Рита

2

2

1

5

с

Алеша

2

1

1

4

н

Уля Б.

2

1

1

4

н




 

     Таким образом, высоким уровнем знаний об отличиях полов обладает 2 ребенка (Яся В., Артем П.)

     Средний уровень знаний у 6 детей (Федя Ф., Настя А, Рома П., Ваня У., Даша Н, Рита Л.).

     Низкий уровень у Алеши П., Ули Б.

Рис. 4. Уровни  развития знаний детей об отличиях полов ЭГ

      В КГ со средним уровнем знаний было выявлено 7 детей (Миша Г, Лиза В, Дима Г, Андрей Ш., Саша Н, Максим З, Карина К).

Высокий уровень знаний показали 2 ребенка (Арина К, Уля Ц)

Низкий уровень знаний у Егора Б.

Таблица 11. Уровни знаний детей об отличиях полов (КГ)

имя

1 вопрос

2 вопрос

3вопрос

баллы

уровень

Миша Г.

2

2

1

5

с

Лиза В.

2

2

1

5

с

Дима Г.

2

2

1

5

с

Арина К.

2

2

2

6

в

Андрей Ш.

2

2

1

5

с

Саша Н.

2

2

1

5

с

Максим З.

2

2

1

5

с

Уля Ц.

2

2

2

6

в

Егор Б.

2

1

1

4

н

Карина К.

2

2

1

5

с




 

Рис. 5. Уровни  развития знаний детей об отличиях полов КГ

В целом, уровень знаний контрольной и экспериментальной группы находится на одинаковом уровне.

 

Рис. 6. Сравнительные показатели уровня знания об отличиях полов

 у  детей ЭГ и КГ

.

Методика 3. Ситуация выбора «Два домика»

(авторы Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель: выявление симпатии и антипатии ребенка к сверстникам, проявление эмоционального компонента социальной компетентности.

Процедура. Детям показывают картинку, на которой нарисованы два домика. Один из них - большой, красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета.

Взрослый говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном - игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Таблица 12. Показатели выбора детей по методике "Два домика"

После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-нибудь поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Показатели выборов:

  • популярные («звезды»)  дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов (Артем П.)
  • «предпочитаемые» - дети, получившие один-два положительных выбора (Федя Ф, Настя А, Яся В., Ваня У, Рома П., Даша Н., Рита Л.)
  • «игнорируемые» - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками (Уля Б.)
  • «отвергаемые»  - дети, получившие, в основном, отрицательные выборы (Алеша П.)

Рис. 7. Уровни  симпатии и антипатии ребенка к сверстникам,

проявления эмоционального компонента ЭГ

 

          Выводы: в данной подгруппе преобладают «предпочитаемые» дети, однако есть один «игнорируемый» ребенок, и один «популярный».

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста