Игровые технологии в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 13:07, реферат

Краткое описание

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры

Содержание

Введение 3
1. Игровая деятельность, её функции и основные черты 4
2.Классификация педагогических игр 7
3.Виды педагогических игр 9
3.1Классификационные параметры игровых технологий 10
3.2Спектр целевых ориентаций 10
3.3Концептуальные основы игровых технологий 11
3.4 Методические советы Б.П. Никитина 11
4Особенности игровых технологий 13
4.1Игровые технологии в младшем школьном возрасте 13
4.2игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 14
4.3Дидактические игры 15
4.4Сюжетно-ролевве игры 16
4.5Деловые игры 17
Заключение 20
Список используемых источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

игровые технологии.docx

— 47.83 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Республики Беларусь 
Учреждение  Образования 
«Могилевский Государственный Университет имени А.А. Кулешова» 

 

 

 

 

Реферат 
по курсу «Педагогика»

«Игровые технологии в учебном процессе»

 

 

 

                                                                                       Юрьева Елена Леонидовна 
                                                                                       студентка группы 13 ЗФО / Д.О. 
                                                                                       Факультета педагогики и   
                                                                                       психологии детства    
                                                                                       ___________________________ 
                                                                                                                                                        (подпись, дата)  
                                                                                       Проверил: __________________ 
                                                                                                                 (подпись, дата)                                                                                                                             

                                                                                       Спирин Сергей Викторович

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2015

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                              3  

1. Игровая деятельность, её функции и основные черты                               4

2.Классификация педагогических  игр                                                              7

3.Виды педагогических  игр                                                                               9

3.1Классификационные параметры  игровых технологий                              10

3.2Спектр целевых ориентаций                                                                      10  

3.3Концептуальные основы  игровых технологий                                          11

3.4 Методические советы  Б.П. Никитина                                                        11

4Особенности игровых  технологий                                                                  13

4.1Игровые технологии  в младшем школьном возрасте                                13

4.2игровые технологии  в среднем и старшем школьном  возрасте                14

4.3Дидактические игры                                                                                      15

4.4Сюжетно-ролевве игры                                                                                 16

4.5Деловые игры                                                                                                 17

Заключение                                                                                                          20

Список используемых источников                                                                    21

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

«Человеческая натура возникла и развёртывается в игре, как игра».    ( Й. Хейзинга)

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра  занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни и героическим подвигам людей  у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном возрасте.

 

 

3

1.Игровая деятельность, её функции и основные  черты

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.  
Но более глубоко проблему игровой деятельности разработал автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике — доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий. [2] 
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Человеку присуща потребность в игре, которая особенно сильно проявляется в детском возрасте. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: 
–развлекательную(это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 
-коммуникативную: освоение диалектики общения; 
–самореализации в игре как полигоне человеческой практики; 
–игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 
–диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

 
                                                             4 
– функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 
– межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; 
– социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.                                                             Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову): 
–свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); 
–творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); 
–эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); 
–наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.[1] 
В структуру игры как деятельности  входят такие составляющие как целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. 
В структуру игры, как процесса входят: 
а) роли, взятые на себя играющими; 
б) игровые действия как средство реализации этих ролей; 
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; 
г) реальные отношения между играющими; 
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.[1] 
Феноменом игры является то, что из развлечения и забавы она способна перерасти обучение. 
В качестве компонентов игровой деятельности можно назвать: 
- Моделируемый мир. Здесь необходимо представить условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова: 
а) место действия; 
б) время действия;

 

5

в) действующие лица и занимаемые ими положения; 
г) важные события, предшествующие моделируемому периоду времени; 
д) ситуация, сложившаяся на начало игры. 
- Правила игры. Правила являются основным Законом игры, поэтому их разработка должно вестись с юридической скрупулёзностью, во избежание различных толкований. 
- Игровые действия как средство реализации ролей. 
- Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными. 
- Командные или  индивидуальные вводные. 
Командные или индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры, либо самими игроками, по согласованию с организаторами. Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить своё место в моделируемом мире и наметить линию поведения.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

2. Классификация педагогических игр

 
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: 
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается c игровым ре -зультатом. 
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.[1] 
Селевко Г.К. предлагает такую классификацию педагогических игр. 
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические. 
По характеру педагогического процесса: а) обучающие: тренинговые, контролирующие, обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические,  профориентационные,  психотехни-ческие. 
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, иммитационные, драматизации. 
По предметной области: а) математические, химические, биологические, физические, экологические; б) музыкальные, театральные, литературные; в) трудовые, технические, производственные; г) физкультурные, спортивные,  

 
                                                             7 
военно – прикладные, туристические, народные; д) обществоведческие,  
управленческие, экономические, коммерческие. 
По игровой среде: а) без предметов/ с предметами; б) настольные, уличные, комнатные, на местности; в) компьютерные, телевизионные, ТСО; г) технические, со средствами передвижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

3. Виды педагогических игр

 

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, в которых наличествует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,

Имитационные и игры-драматизации. 
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические игры и т.п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами предвижения. И, наконец, по форме: форма есть способ существования и выражения содержания. Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Информация о работе Игровые технологии в учебном процессе