Игрушки самоделки из бумажных кубических форм как средство развития конструктивных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:06, реферат

Краткое описание

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки − для игры, поделки − для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование развития конструктивных
умений дошкольников.
1. Психолого - педагогические основы развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Развитие умений в различных видах конструирования дошкольников.
2 Конструирование объемных кубических форм детьми
дошкольного возраста из плоской квадратной бумажной основы.
2.1 Методика организации конструктивной
деятельности детей старшего дошкольного возраста с бумагой.
Глава 2.Практическое исследование развития конструктивных умений детей
старшего дошкольного возраста
1.Определение уровня развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания кубических форм из бумаги.
2. Организация художественно-творческой деятельности детей из бумаги с целью формирования конструктивных умений.
3.Определение содержания форм работы по формированию конструктивных умений при изготовлении игрушек-самоделок из бумаги в старшем дошкольном возрасте
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 231.63 Кб (Скачать файл)

     Для детей шестого года жизни особое место начинает занимать формирование простейших элементов учебной деятельности: понимание задачи, поставленной воспитателем, самостоятельное выполнение указаний, определяющих способ действия.

     Детей обучают строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям. Особое внимание уделяется выработке у детей  умения создавать конструкции по замыслу. Дети обучаются ряду новых  конструктивных умений: соединять несколько  небольших плоскостей в одну большую (постройка заборчиков, огораживающих  площади различной конфигурации), делать постройки прочными, связывать  между собой редко поставленные кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий, распределять сложную  постройку в высоту.

     Очень важно обучать детей умению заменять одни детали другими: куб легко составить  из бумаги. Сооружая коллективные постройки (зоопарк, улица, детский сад), дети учатся работать сообща, объединять свои постройки в соответствии с единым замыслом. Работая с бумагой дети совершенствуют умения сгибать листы пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы; учатся складывать плотную квадратную бумагу на шестнадцать маленьких квадратов, по диагонали, четко совмещая стороны и углы; складывать круг по диаметру и склеивать его конус.

     Работают  по готовой выкройке, по несложному чертежу, используя ножницы для  надрезов и вырезывания по контуру.

Создавая  бумажные цилиндры путем их соединения и фигурки животных, людей, дети учатся передавать различные положения  и позы этих фигурок, объединять их в несложные композиции.

     При изготовлении игрушек-самоделок из бумаги,у детей развиваются творческие способности.

     В конструкциях дети отображают свои обобщенные представления о предметах. И  очень важно, чтобы воспитатель  учил детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир. Исходя из этого, определяется и тематика работы. После экскурсий по городу хорошо предложить детям построить  многоэтажное здание, машины и т.д.

Выполняя  задание коллективно, ребята учатся согласованно и дружно работать.

     Конструирование из природного материала. Создавая образы из природного материала, дети не только (и не столько) отображают их структуру, сколько передают характер, выражают свое отношение [15]. В силу этого конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Вот почему так важно отойти от традиционной методики, цель которой − обучать детей создавать конкретные поделки из конкретного материала. Задача педагога − научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть палитру его красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы. Такой подход, с одной стороны, развивает воображение, творчество, с другой − подводит детей к овладению обобщенным способом построения образа с опорой на наглядность. 
 

2. Конструирование  объемных кубических форм детьми              

  дошкольного  возраста из плоской квадратной  бумажной основы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Методика организации конструктивной

  деятельности  детей  старшего дошкольного  возраста с бумагой.

Методика обучения конструированию из бумаги в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех этапов.

Первый  этап обучения

Поделки на основе прямоугольника с отогнутыми к  центру сторонами

Поделки на основе треугольника с отогнутыми к соответствующим сторонам углами

Основным содержанием  этого этапа является продолжение  освоения детьми уже известной им техники (оригами и киригами) и новой: «объемная (бумажная) скульптура».

Дети осваивают  три новых способа техники  оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (полученного  из квадрата) к соответствующим его  сторонам; отгибание нижних углов  треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам; и один наиболее простой для них  способ новой техники — объемная фигура — закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.

Все эти новые  способы конструирования включают в себя операции, усвоенные детьми ранее. Так, первый и четвертый —  основываются на способе складывания  квадрата пополам с совмещением  противоположных сторон и углов, а второй и третий — на способе  складывания квадрата по диагонали. Это значительно облегчает детям  процесс усвоения более сложных  способов.

Чтобы дети овладели новыми способами, необходимо провести не менее четырех занятий по общей  схеме.

Так, вначале  для знакомства детей с новыми способами конструирования используют игровую ситуацию типа «Загадочные  превращения квадрата», которая модифицируется применительно к каждому из отобранных способов.

Далее дети сначала  выполняют способ конструирования  и получают определенную геометрическую фигуру, а затем им предлагают задачи, решение которых способствует введению способов в процесс изготовления разных поделок.

Для этого воспитатель  показывает детям дополнительные бумажные детали разной формы, величины, цвета, предлагая им рассмотреть их и  соотнести с полученной фигурой, назвать, какую игрушку из этого  можно сделать. После этого дети создают названные ими поделки.

Для получения  разнообразных и вариативных  поделок детям раздают различные  наборы деталей, объединение которых  с одинаковыми геометрическими  фигурами дает возможность получить разные образы.

Дополнительные  детали, используемые на первых занятиях, носят конкретный характер (листочки, ушки разных форм, крылышки, колючки  из мягкой бумаги и т.п.) и в определенной степени подсказывают образ. На последующих  занятиях детям дают более абстрактные  детали (мелкие полоски, кружки, овалы  и т.п.). Их соединение с исходной фигурой требует от детей активного  включения воображения.

На первом занятии  дети на основе сделанной ими фигуры (прямоугольника с отогнутыми к центру сторонами) и включения дополнительных деталей создают такие поделки, как телевизор, кроватка, стол, корзиночка, домик.

На втором занятии  на основе сделанной другой фигуры (треугольника с отогнутыми к соответствующим  сторонам углами) и использования  новых деталей дети создают выразительные  мордочки разных животных (заяц, волк, медведь, лиса), цветы тюльпаны и  др.

На третьем  занятии полученная детьми новая  фигура — треугольник с отогнутыми к противоположным сторонам углами и дополнительные детали дают им возможность  сделать разноплановые конструкции: шапочку, ведро, чашку, чайник, лейку, колокольчики и др.

Складывание треугольника с отогнутыми к противоположным  сторонам углами.Поделки на основе вышеупомянутой фигуры

На четвертом  занятии дети, закручивая прямоугольник  в цилиндр и добавляя детали по своему выбору, получают бусы, божью  коровку, бабочку, дерево, фонарик и  др.

  Последовательность  изготовления цилиндра  из прямоугольника.Поделки на основе цилиндра 

Для того чтобы  цилиндр получился ровным, квадрат  можно разрезать пополам (по линии  сгиба) и каждый из прямоугольников  перед склеиванием предварительно либо намотать на карандаш, либо провести по краю стола. Вторым путем можно  и выпрямлять скрученную бумагу.

Таким образом, дети, на каждом занятии используя  одну и ту же основу и дополнительные детали, сами создают разные поделки. При этом одни из них строят образ  путем только мысленного объединения  основы и деталей, а другие — путем  практического примеривания, прикладывания разных деталей.

Процесс построения образа у многих детей сопровождается речью: «Ой, я сразу узнала, что  это зайчик, вот его ушки, а  это глаза, голубые и круглые, зайчик чего-то испугался...» Такие  речевые высказывания имеют важное значение для понимания и передачи характера создаваемых образов. Они также помогают ребенку эмоционально включиться в практическую деятельность. Некоторые дети уже на этом этапе пытаются самостоятельно видоизменить полученную основу, чтобы поделка стала более выразительной. Так, одни дети обрезают верхние углы для получения округлых ушей медведя, другие — надрезают стороны прямоугольника для получения резных ножек стола и т.п.

Располагая по-разному  одни и те же детали, дети могут получать новые образы. Все это говорит  о творческих проявлениях детей.

Примерный конспект занятия  «Волшебные цилиндры»

Программное содержание. Познакомить детей со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.

Поделки по теме «Цирковые животные»

Подготовка  к занятию. Воспитатель создает на фланелеграфе предметно-игровую среду, плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. Заранее готовятся фигурки цирковых животных, выполненные на основе цилиндра. Также подбирается ряд поделок-образцов. Для каждого ребенка готовится следующий материал: квадраты из писчей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется воспитателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать различные поделки.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на фигуры, расположенные на фланелеграфе, и начинает рассказ.

Поделки на основе цилиндра и прямоугольника с отогнутыми к центру сторонами

В поселке том, где жили гномы,  
Все было плоско: водоемы,  
Дома, поляны и дубы,  
И грядки, и в лесу — грибы.

Коровы, козы, даже кошки —  
И те смотрелись как лепешки...  
И вот сюда из-за морей  
Приехал как-то Цирк зверей.

А в нем слоны, собаки, выдры  
Похожи были на цилиндры.  
Увидев их, подумал Гном,  
Что зверь такой украсит дом.

Послал он Кукле  телеграмму,  
Где слезно просит эту даму  
Решить задачу: как ему  
Цилиндры сделать самому.

И Кукла Гному  отвечала:  
«Берем простой квадрат сначала, 
Прямоугольник мастерим.  
Теперь работать будем с ним.

Прямоугольник, не сминая,  
В цилиндр закрутим, понимая,  
Что две коротких стороны  
Друг друга перекрыть должны».

«Пустяк», —  подумал Гном. В субботу  
Он смело взялся за работу.  
Собачку сделал. И она  
Была размером со слона.

Во время чтения этой истории показываются фигурки  животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрируется  преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем педагог  предлагает детям самостоятельно повторить  эти действия и запомнить их словесное  описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза. Далее  детям показываются заранее приготовленные образцы поделок из цилиндров (без  объяснения и показа процесса их изготовления) для выбора объекта предстоящей  работы.

Второй  этап обучения

Его цель — формирование у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого на четырех занятиях детям предлагают задачи проблемного  характера. Решение этих задач требует  не только «прямого» переноса знакомых способов в новые условия, но и  их комбинирования и трансформирования.

Поделки по теме «Интерьер мебельного магазина»

Все четыре занятия  имеют единую структуру. Так, вначале  детям предъявляют готовые образцы  новых для них поделок, которые  они вместе с воспитателем анализируют  и выделяют общий способ их изготовления, затем дети сами выбирают понравившуюся  им поделку и выполняют ее. В  конце занятия воспитатель с  детьми рассматривает и обсуждает  все работы, обращая особое внимание на оригинальность отдельных поделок, на новые сочетания уже знакомых деталей, на удачное использование дополнительных материалов (красок, карандашей, ниток, тесьмы и т.п.). Важно, чтобы в процессе такого обсуждения дети имели возможность рассказать о своих поделках (по их желанию) и сравнить их с другими. Так, например, одна из девочек говорит: «Мой волк такой же, как и у Пети, — сделан из треугольника. У него большие злые желтые глаза, острые уши и огромная пасть. Но только у моего волка — пушистая шерсть, я разрезала углы треугольника ножницами, а у Петиного — гладкая, он не разрезал...»

Информация о работе Игрушки самоделки из бумажных кубических форм как средство развития конструктивных умений