Изучение глагола в начальной школе с использованием интерактивных приемов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть возможности использования интерактивных приемов в процессе изучения глагола на уроках русского языка в начальной школе.
Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:
• рассмотреть теоретические основы изучения глагола как части речи;
• рассмотреть методические основы работы над глаголом на уроках русского языка начальной школы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Глагол как часть речи
§1.Формы глагола………………………….………………………………...…...5
1.1 Начальная форма глагола……………………………………………...….5
1.2 Наклонения глагола………………………………………………………..7
§2.Постоянные признаки глагола……………………………………………...8
2.1 Переходность-непереходность……………………………………..…....8
2.2 Возвратность – невозвратность…………………………….……………9
2.3 Вид глагола………………………………………………………………10
2.4 Спряжение……………………………………………………………….12
§3. Непостоянные признаки глагола…………………...……………………13
3.1. Время……………………………………………..………………….......13
3.2 Лицо………………………………………..……………………………..15
3.3 Род………………………………………..……………………………….17
3.4 Число………..……………………………………………………………17
3.5 Взаимосвязь глагольных категорий…………………………..………..18
Глава 2. Система работы над глаголом в начальной школе по классической программе………………………………………………………………………19
§ 1. Психолого-педагогические основы изучения частей речи в начальной школе………………..………………………………………………………….19
§ 2. Методика изучения глагола в начальных классах …………………27
2.1 Методика изучения глагола в 1 классе………………………………..27
2.2 Методика изучения глагола во 2 классе ……………………………..30
2.3 Методика изучения глагола в 3 классе……………………………….33
2.4 Методика изучения глагола в 4 классе……………………………….35
Глава 3. Интерактивные методы и приемы, их использование при обучении глаголу……………………………………………………………………………40
§ 1. Сущность интерактивных методов……………...…………………….40
§ 2. Некоторые интерактивные приемы при изучении глагола в начальных классах………...................................................................................44
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы……….…………………………………………….……..…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Марины исправ (32).doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Глагол" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (УМК Т.Г.Рамзаева)

  • Цель: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Задачи:

1. Активизировать работу учащихся  на уроке путем создания проблемной  ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои  знания – незнания по изучаемой  теме; 
- работать в парах;

- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; 
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления  собственных знаний по изучаемой  теме и их практическое применение.

Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” — писал Н.Греч.

Тип урока: Вводный (изучение нового материала).

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.

Ход урока

Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

I. Стадия вызова —  целеполагание

Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”

Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.

3. Послушайте отрывок из музыкального  произведения “Мечты о море”  и постарайтесь передать свое  эмоциональное состояние, употребив  глаголы.

Сделайте вывод.

4. А сейчас давайте перенесем  свой взгляд на изображенные  перед вами смайлики (на доске прикреплено 9 смайликов- лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.)

Сделайте вывод.

5. Сформулируйте и запишите самостоятельно  тему урока.

6. Поставьте перед собой цель  и запишите ее.

7. Вспомните все, что вы знали  раньше о глаголе и запишите  в первую колонку таблицы “Я  знал…”.

8. Объеденитесь в пары и обсудите  свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(Одна — две пары  зачитывают информацию, учитель  записывает ее на доске.)

(На доске записаны  вопросы, которые помогают детям  работать в парах.)

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать  глагол?

2. Что обозначает глагол как  часть речи?

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся  с текстом, в котором содержится  правильная информация. Маркировка  текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и  отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится  с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“ - “ — Вызывает у меня сомнение.

“?” — Вопрос.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию  во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают  вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

III. Информационный текст  стр. 19 учебника

1. Название “Глагол” происходит  от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.

2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

 В художественном тексте  глаголы чаще всего выступают  в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

 Глагол приводит в действие  все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение  вперед, то есть жизнь….

IV. Стадия рефлексии (размышления)

После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

Работа учащихся в парах. (Учащиеся обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы, записанные на доске.)

Вопросы:

1.Что из того, что вы прочитали  вам было уже знакомо? Что оказалось  новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите  свою точку зрения.

2. Составление кластера на доске  и в тетради совместно с учителем.

Узнал (а) новое:

Знал (а) ранее:

V. Подведение итогов

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

VI. Домашнее задание

Выучить материал по кластеру.

Выполнить задание на карточках.

(В конце урока поводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.)

Информационный текст «Глагол в языке и речи».

1.Название «Глагол» происходит  от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3.Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».

В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений  (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…  .Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь.

Сообщения о глаголе.

1).На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды).Например, Николай Греч писал : «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова».Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

   Название «глагол» происходит  от старославянского слова «глаголить  – говорить».

 Одним из значений слова  «глагол» в древнерусском языке  было «слово», «речь вообще».

   Именно в этом смысле  употребил его А.С .Пушкин в  стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость .Глагол как часть речи обозначает «процесс».С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

   2).Известный русский лингвист  А.М Пешковский  утверждал, что  «глаголы – это слова, оживляющие  все, к чему они приложены». И  это действительно так. С помощью  имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

   Языковедами глагол выделяется  как самая сложная и ёмкая  самостоятельная часть речи. По  подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

   Причем в текстах разных  стилей глаголу отводится неодинаковая  роль. Так в официально – деловом  стиле – примерно 6% глаголов, в  научном – около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста – глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

   Давайте же все вместе  будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.

 

Индивидуальная карта учащегося.

 

Фамилия, имя _____________________________________________________

Дата______________________________________________________________

Класс__________

Тема урока:_____ _____________________________________________

Цель урока:___ _______________________________________________

 

 

Я знал (а).

(!)

Новое для меня.

(+)

Вызывает сомнения и вопросы. (?)

     
     
     

 

Кластер.

 





 



 

 


 

 

 

 

Практическое задание.

1.Прочитайте стихотворение. М.Исаковского  «Ветер». Найдите и подчеркните  в тексте глаголы. Вспомните, как  они называются в художественной  литературе. С какой целью автор  употребляет их в стихотворном  тексте?

Осторожно ветер

Из калитки вышел,                                                                                                                                         Постучал в окошко,                                                                                                                                   Пробежал по крыше,                                                                                                                                                Поиграл немного                                                                                                                                       Ветками черемух,                                                                                                                                      Пожурил за что – то

Информация о работе Изучение глагола в начальной школе с использованием интерактивных приемов