Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 19:05, курсовая работа
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания младших школьников во внеучебное время…………………………………
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов.
1.2. Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………….
1.3. Способы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время………………………………………………..
Глава 2. Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………
2.2. Экспериментальная проверка эффективности системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время….
2.3. Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время…………………………
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………….
Специфика организации процесса нравственного воспитания младших школьников состоит в тесной связи отношений "учитель – ученик", вследствие чего учитель находится в ситуации личной ответственности, в том числе за формирование нравственных ориентаций у детей. Основными рекомендациями учителям начальной школы по организации указанного процесса могут быть следующие:
Значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения, к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Особое значение нравственное воспитание имеет для учащихся начальных классов, так как в этом возрасте идет формирование нравственного сознания ребёнка, его мировоззрения.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство, сформировали у него нравственные представления и понятия.
Анализ педагогического опыта школ г. Брянска показал, что учителями проводится определённая работа по нравственному воспитанию школьников. В планах воспитательной работы предусмотрены традиционные формы и методы взаимодействия с детьми. Среди них, особенно часто встречаются классные часы на морально-этические темы, анализ проступков детей и т.д. Но уровень развития нравственных представлений у детей не очень высок, хотя стремление вести себя в соответствии с одобряемыми обществом нормами у младших школьников есть.Мы предположили, что в современных быстро меняющихся условиях, если использовать систему способов нравственного воспитания комплексно воздействующих на когнитивную (знаниевую), эмоциональную и деятельную сферы личности, то формирование нравственных норм и представлений у младших школьников будет проходить в позитивной динамике.
Мы предположили также, что нравственное воспитание младших школьников будет иметь положительную динамику если: содержание нравственного воспитания основывается на реальном жизненном опыте учащихся и будет анализироваться ими и самостоятельно осмысливаться через анализ собственных поступков и поступков героев литературных произведений.
В опытно – экспериментальной работе, состоящей из констатирующего и формирующего этапов, мы применяли систему способов, которые были направлены на формирование нравственных норм и ориентиров у младших школьников. Среди которых: – этические беседы, анализ художественных произведений. Игровые ситуации, с помощью которых мы воздействовали на когнитивную сферу личности; – практические ситуации взаимодействия, метод дилемм, рисование на оценивание нравственной нормы, выбор поведения в заданных условиях, с помощью которых мы воздействовали на эмоциональную и деятельную сферы личности младшего школьника.
Результаты опытно – экспериментальной работы по реализации указанной системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время подтвердили выдвинутую нами гипотезу.Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных ориентиров способствуют:полное раскрытие и понимание нравственных норм и ценностей, значимости их для общества и для самого человека;
Также отметим, что для детей важно внимание взрослого к их проблемам, так как именно взрослый является для детей тем образцом, идентификация с которым определяет во многом развитие ребенка и формирование у него тех ли иных качеств личности, поэтому, формируя нравственные ориентиры у детей, учитель сам должен демонстрировать эталоны нравственного поведения, проявлять лучшие качества. Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру – в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Таким образом, использование рассмотренных формы, методов и приемов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время может способствовать повышению уровня развития нравственных качеств личности, формирование их нравственных представлений.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект
мотивации учебной
2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 1984, т.4.
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979
5. Анисимов В.В., О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. Общие основы педагогики. М.Просвещение. 2006.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988
7. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии-1975
8. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979
10. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика
воспитательной работы в
11. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991
12. Воспитание нравственных
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2001
14. Довгун А.И. О некоторых условиях
успешного использования
15. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977.
16. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания "Этика". // Народное образование. 2003. № 9-10.
17. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1979
18. Каркошкина Т.Н Нравственное воспитание в начальной школе: Праздники, игры, викторины - Волгоград: Учитель, 2007. -- 105 с.
19. Карпова С.Н., Петрушина Л.Г. Значение
сюжетно-ролевой игры для
20. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин
Н.А. Введение в педагогику: Учебное
пособие для педагогических
21. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
22. Косолапов Ю.А.. Нравственное
воспитание учащихся в
23. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.
24. Люблинская А.А. Система отношений
– основа нравственной
25. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
26. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987
27. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976
28. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985
29. Матвеева Л. И Развитие младшего
школьника как субъекта
30. Методика "Как поступать" /
Диагностика эмоционально-
31. Морозова Т.В. "Обзоры по
информационному обеспечению
32. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 1999. № 4.
33. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 1995.
35. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999
36. Прихожан А.М. О возрастном
подходе в нравственном
37. Педагогическая диагностика в школе/ Под ред. А.И.Кочетова. М.: Просвещение, 2007. 223 с.
38. Практикум по педагогике/ Под ред. З.И.Васильевой. М.: Просве-щение, 2007. 144 с.
39. Рахимов А.З. Роль нравственного
воспитания в формировании
40. Регуш Л.А. Развитие способностей
прогнозирования в
41. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в
42. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические
проблемы нравственного
43. Сапожникова Л.С. Воспитание нравственного поведения подростков. – Вопросы психологии, 1985, № 1, с. 50-5
44. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. – № 3 – с.26-37
45. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения – М: 1980, т.2
46. Толкачёва Л. Всех выше должно
стоять образование
47. Уледов А.К. Нравственное воспитание. – М.: Мысль, 1979.
48. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного
воспитания в исторических
49. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.
50. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
51. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1990.
52. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.
53. Шакирова Г.М. Методика изучения
нравственных убеждений
54. Шакирова Г.М. О целенаправленном
формировании нравственных
55. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. – М., 1986.
56. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? М.: Просвещение, 2006. 80 с.
57. Шульц М.П. К вопросу о методах
нравственного воспитания
58. Щуркова Н.Е.. Программа воспитания школьника. Ж. "К.Р.", № 5, 2010.
Информация о работе Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников